Хлебные крошки



05. Освещение изображения

В данном приложении существует 5 источников освещения:

Radial Light (Круговой Свет) — направляет лучи света во все направления. Аналог такого освещения — маленькое Солнце или обычная электрическая лампочка без абажура.

Spotlight (Точка Свет) — создает точечный свет круглой формы в указанном направлении. Аналогом может служить лампа с абажуром. Например, известная настольная лампа Ильича (если Вы еще помните, кто это).

Round Parallel Light (Круговой Параллельный Свет) — создает направленный поток света круглой формы. Аналогом может служить прожектор.

Square Spotlight (Квадратный Точка Свет) — создает точечный свет квадратной формы в указанном направлении. Аналогом может служить лампа с квадратным абажуром.

Parallel Light (Параллельный Свет) — создает направленный поток света квадратной формы. Аналогом может служить прожектор с квадратным рефлектором.

В проекте может быть любой набор источников освещения в любом количестве. То есть, если вы привыкли, что Солнце над вашей головой светит всего одно, то на вашем проекте их может быть несколько. Ничего удивительного здесь нет, так как освещение часто преподносит нам сюрпризы. Например, над полками Игоря Святославовича в канун битвы с половцами встало сразу 4 Солнца. Такие же примеры приводятся и во многих других летописях. Если это уже было раньше и это проверенный факт, то может быть и у нас тоже.

Примечание: этот прием можно использовать в рекламе. 
Например, для рекламы осветительного оборудования.

Для вставки источника освещения нужно выбрать источник освещения на панели Create (Создать) и щелкнуть по нему левой клавишей мыши. Источники освещения находятся на инструментальной панели Create (Создать) самыми последними кнопками желтого цвета. Этот источник освещения будет вставлен в проект в месте, выбранном случайным образом. Каждый из них имеет собственный каркас, поэтому определить тип каждого из них легко. На рисунке (Рис. 13) показаны все 5 каркасов источников освещения. Для того чтобы переместить источник освещения, его нужно подхватить левой клавишей мыши, если он выделен, и переместить в нужное место на проекте.

Если источник не выделен, то перед перемещением его нужно предварительно выделить щелчком левой клавиши мыши по его каркасу. Если в данном месте проекта несколько объектов частично перекрывают друг друга, то этим способов, возможно, вам не удастся выделить объект (не только источник освещения). В этом случае нужно применить перебор объектов в проекте. Это можно сделать с помощью клавиши Tab на клавиатуре.

Другой способ перебора объектов в проекте — использовать инструментальную панель Time (Выбор), которая находится в нижней правой части рабочего окна (Рис. 14). Эта панель позволяет осуществлять перебор объектов во всех направлениях. Если этой панели в вашем проекте не видно, то это означает, что вы находитесь в режиме определения параметров времени. Чтобы показать инструментальную панель Time (Выбор) нужно щелкнуть по кнопке Time/Selection Palette Togle (Переключатель Время/Выбор) ().

Пять источников освещения на каркасе проекта в DAZ Bryce 5.5. Автор Шитов В.Н.

Рис. 13. Пять источников освещения на каркасе проекта

Панель <span lang=

Рис. 14. Панель Time (Выбор)

Так как источник освещения Radial Light (Круговой Свет) применяется наиболее часто, то рассмотрим пример с его применением в проекте.

В проект были добавлены водная гладь и скала. Размер скалы был изменен и перемещен вправо. Текстура скалы была подобрана в соответствии с нашими представлениями о рисунке камня, обработанного ветром и морем.

Затем в проект был добавлен источник освещения Radial Light (Круговой Свет). На рисунке (Рис. 15) он выделен и заключен в каркас. Маркеры на каркасе позволяют изменять размеры каркаса, а значит и размеры самого объекта. Для размещения источника освещения мы выбрали левую часть изображения. Мы поместили источник освещения невысоко над волнами, чтобы осветить небольшой участок воды. Чем выше поднимается источник освещения, тем больший участок изображения освещается, но тем слабее становится это освещение.

Каркас проекта с освещением

Рис. 15. Каркас проекта с освещением

После выбора трех объектов мы выполнили рендеринг, чтобы получить изображение (Рис. 16). Рассмотрим результаты нашего труда.

Солнце ярко освещает небольшой фрагмент воды. Это вполне допустимо, так как на небе мы видим серые облака. Это говорит о том, что день пасмурный и Солнце светит через бегущие по небу тучи. Так как тучи не сплошные, а «рваные», то в них обязательно имеются прорехи, через одну из которых Солнце и осветило наше изображение.

Рассмотрим тени от скалы. Обратите внимание, как освещены и затемнены верхушки волн на воде от скалы — слева от скалы на верхушках волн тени слабые и их значительно меньше, чем справа. Справа тени сильно вытянуты, они отражаются на верхушках волн значительно длиннее, так как источник освещения находится дальше, чем в левой части скалы. Это связано с тем, что лучи, падающие от источника освещения, быстро теряет свою силу.

Готовое освещенное изображение

Рис. 16. Готовое освещенное изображение

Рассмотрим пример с двумя источниками освещения. К существующему проекту мы добавили еще один источник освещения. Этот источник мы поместили слева от верхушки скалы (Рис. 17). Центральная ось этого источника освещения позволяет сделать это с большой точностью.

Каркас проекта с двумя источниками освещения

Рис. 17. Каркас проекта с двумя источниками освещения

После проведения рендеринга получается изображение, в котором скала освещена светом от одного источника (Рис. 18). Второй источник освещения создает иллюзию заходящего Солнца, оставляющего дорожку на водной поверхности (слева от скалы).

Диаметр светового круга зависит от расстояния, на котором находится источник освещения от объекта. Для того чтобы светового кольца вокруг скалы было не видно, нужно немного опустить источник света.

Изображение с двумя источниками освещения

Рис. 18. Изображение с двумя источниками освещения


Hilliger Media Shop
Template "butterflymeadowfree" designed by Hilliger Media (Copyright © 2011)