10. РАБОЧИЕ ИНСТРУМЕНТЫ

Категория: Photobie 7.1
Опубликовано 29.10.2011 09:07
Автор: Шитов В.Н.
Просмотров: 4224

Рабочие инструменты находятся на панели Paint/Selection (Рисование/Выделение) (Рис. 9).

Панель рабочих инструментов 

Рис. 9. Панель рабочих инструментов

Для сворачивания или разворачивания панели Paint/Selection (Рисование/Выделение) (а также панели Color Palette) предлагается кнопка (). При выборе практически каждого инструмента предлагается панель опций и настроек для данного инструмента. Эта панель открывается над панелью Paint/Selection (Рисование/Выделение).

Инструмент Draw shapes (Рисование фигур) () предназначен для рисования самых разнообразных не залитых фигур. Фигуры этой группы создают только контур, но заливку внутри не имеют, то есть заливка таких фигур прозрачная. Для выбора конкретной фигуры нажмите на черную треугольную кнопочку справа от инструмента. Фигуры предлагаются следующие:

После выбора любого из рисующих инструментов этой группы открывается полоса опций (Рис. 10).

 Панель опций для инструмента Draw shapes (Рисование фигур)

Рис. 10. Панель опций для инструмента Draw shapes (Рисование фигур)

При рисовании фигур инструментом Draw shapes (Рисование фигур) указатель мыши принимает вид (). Контур фигуры рисуется первичным цветом. Рисовать можно любой клавишей мыши. Размер контура определяется с помощью ползунка Size (Размер). Размер контура измеряется в пикселях. Контур создается по умолчанию монохромным, то есть сплошным. Для создания контура с градиентным стилем нужно установить флажок в индикатор Gradient (Градиент). После этого нужно определить параметры градиента:

Контур можно создавать не только градиентный, но и текстурный. Для выбора текстурного контура нужно установить флажок в индикатор Apply texture (Применить текстуру). Если до этого в индикаторе Gradient (Градиент) был установлен флажок, то он будет автоматически сброшен. Использовать одновременно и градиентный и текстурный контур невозможно. Текстурный контур может быть двух типов: штрихованный (Select fill texture) или текстурный (Select image texture), то есть на основе какого-либо рисунка или фотографии. Использовать можно или один, или другой тип. Для выбора типа нужно установить флажок в соответствующий индикатор. Если до этого флажок был установлен в другой тип текстуры, то он будет автоматически сброшен. Для выбора текстуры откройте список в соответствующем типе текстуры.

Под списком Select image texture (Выделить текстурные рисунки) находятся три кнопки:

Инструмент Fill Shapes (Заполненная фигура) () рисует залитые фигуры. У таких фигур имеется только заливка, но нет контура. С помощью данного инструмента можно создавать следующие фигуры:

После выбора любого из рисующих инструментов этой группы открывается полоса опций, похожая на аналогичную полосу для инструмента Draw shapes (Рисование фигур). Единственное отличие: у панели опций для инструмента Fill Shapes (Заполненная фигура) нет параметра Size (Размер), так как нет контура, размер которого нужно определять.

При рисовании фигур инструментом Fill Shapes (Заполненная фигура) указатель мыши принимает вид ().

Заливка фигуры выполняется первичным цветом.

Инструмент Draw with a color pen (Рисование с помощью цветного пера) () имитирует рисование перьевыми ручками. Указатель мыши принимает вид (). Рисование выполняется первичным цветом.

Инструмент предлагает несколько способов рисования:

Единственный параметр инструмента Draw with a color pen (Рисование с помощью цветного пера) — ширина штриха. Это параметр Size (Размер).

Инструмент Image brush tool (Кистевые фигуры) () имитирует рисование кистью. Рисование выполняется первичным цветом. Рисовать можно любой клавишей мыши. При рисовании кистью указатель мыши принимает следующий вид ().

Для работы с этим инструментом открывается панель параметров (Рис. 11).

Параметры инструмента Image brush tool (Инструмент кистевых фигур) 

Рис. 11. Параметры инструмента Image brush tool (Инструмент кистевых фигур)

Все изменения на панели параметров применяются только к новым слоям. На созданные ранее слои изменения никакого действия не производит.

На панели параметров определяются следующие опции:

По умолчанию рисование выполняется первичным цветом, если не установлен флажок в индикатор Mixed colors (Смешивание цветов). В последнем случае каждый отпечаток создается в результате смешивания первичного и вторичного цветов, выбранных на панели Color Palette (Палитра цветов). Тем не менее, данная программа позволяет рисовать фотографическими полноцветными отпечатками кисти. Для этого нужно установить флажок в индикатор Original image (Оригинальное изображение). Вы можете просмотреть размер и раскраску отпечатка будущего штриха под данным индикатором.

Ниже окна предварительного просмотра отпечатка кисти находится панель с вариантами отпечатков кисти. Отпечатки находятся в коллекциях отпечатков. Для просмотра коллекций отпечатков нажимайте на треугольные кнопки на линейке прокрутки. Если значок внутри пустой, то движение вверх или вниз невозможно. Щелкните по имени коллекции и набор отпечатков кистей на ней откроется. Выбор отпечатка кисти выполняется щелчком по ее образцу.

Ниже находятся три кнопки, описанные при изучении инструмента Draw shapes (Рисование фигур) ().

Инструмент Airbrush tool (Аэрограф) () имитирует работу распылителя или аэрографа. Цвет рисования берется как первичный. Указатель мыши принимает вид ().

При выборе инструмента открывается панель опций, на которой можно изменить следующие параметры:

Инструмент Smudge tool (Размазыватель) () имитирует размазывание краски на слое пальцем. Указатель мыши принимает вид (). Данный инструмент не раскрашивает краской, а смешивает уже нанесенные краски. Поэтому при работе с данным инструментом безразличны первичный или вторичный цвета. Если на панели Layer Manager (Менеджер слоев) в индикаторе Auto layer make (Сделать авто слой) флажок установлен, то каждое размазывание будет создаваться в собственном слое. Этот слой находится над тем слоем, который размазывался и поэтому имитируется процесс размазывания.

Примечание: в других графических редакторах (кроме, разве что в Corel Painter 12, в котором можно создавать так называемые динамические слои) этот инструмент работает принципиально иначе — размазывается именно редактируемый слой, а не создается новый слой, как в Photobie. В Corel Painter 12 создается отдельный слой, который можно перемещать в стопке слоев, тем самым изменяя изображение.

Размазывание создается на специальных слоях типа Smudge. Параметры инструмента те же, что и в предыдущем инструменте, кроме параметра Sparse, которого в инструменте Smudge tool (Размазыватель) нет.

Инструмент Bucket fill, you net to make selection first (Ведро с наполнителем, требуется сначала что-нибудь выделить) () предназначен для заливки выделенных областей. Если перед выбором данного инструмента на изображении ничего не будет выделено, то может быть выдано сообщение об ошибке (в предыдущих версиях обязательно выводилось, в этой не всегда, а заливается новый слой, который создается автоматически). Поэтому на панели Paint/Selection (Рисование/Выделение) выберите один из выделяющих инструментов и выделите нужную область. После создания выделенной области нажмите на инструмент Bucket fill, you net to make selection first (Ведро с наполнителем, требуется сначала что-нибудь выделить) и будет выполнена заливка основным или первичным цветом. Варианты заливки предлагаются в контекстном меню выделения.

Инструмент Color make up tool, set paint color first (Инструмент создания цвета, требует сначала определения цвета) () предназначен для замены одного цвета на другой. Например, нарисовали мы желтый цветок. Но чисто желтого цветка не бывает, как не бывает чистых красных, синих и других чистых цветов. В любом реальном объекте присутствуют различные отклонения и неточности: свет и тени. Вот эти светотени и создает данный инструмент. Для этого нужно обязательно выбрать другой первичный цвет, чем тот, которым нарисован рисунок на слое. Если исходный и новый (заменяемый) цвета будут совпадать, то никакого эффекта происходить не будет.

Указатель мыши принимает вид (). То есть инструмент имеет эллипсовидную форму. Указатель мыши не изменяет своего значка, даже если реальный эллипс замены не совпадает с размерами указателя мыши.

Параметры замены цвета определяются на панели опций:

Инструмент Draw text (Нарисовать текст) () создает текст. Указатель мыши принимает I-образный значок. Выберите на рисунке точку, откуда должен начинаться текст и щелкните по ней. Сразу же после этого открывается окно Art Text Editor. Введите текст. Цвет текста определяется здесь же. Для этого просто выберите нужный первичный цвет, так как по умолчанию текст предлагается создавать монохромным. Для перехода на другую строку в окне Art Text Editor нажимайте на клавишу Enter на клавиатуре ПК. Если текст создан, и цвет его определен, то в окне Art Text Editor нажмите на кнопку ОК. Если Вы передумали создавать текст, то нажмите на кнопку Cancel.

Даже если текст создан не в том месте, где нужно, то его всегда можно переместить по слою с помощью инструмента Drag to move or resize the layer (Тащить, чтобы перемещать или изменять размеры слоя) ().

Пока открыто окно Art Text Editor, можно изменять параметры текста в этом окне с помощью панели опций (Рис. 12). При этом совершенно не важно — успели Вы создать там текст или нет. Если текст еще не набран, то он будет набираться с выбранными параметрами.

 Изменение параметров текста

Рис. 12. Изменение параметров текста

В списке Font (Шрифт) выбирается гарнитура шрифта.

Примечание: при большом списке шрифтов программа может закрываться или работать с текстовым инструментом очень медленно.

В списке Size (Размер) выбирается размер шрифта в пунктах (1 пункт — 1/72 английского дюйма).

Кнопки (), () и () изменяют стиль текста, делая его полужирным, курсивным или подчеркнутым.

Установка флажка в индикатор Shade (Тень) добавляет тень от текста. В этом случае создается не один слой, а два: в одном находится тень от текста, а во втором находится сам текст. Типы слоев в этом случае создаются разные.

Установка флажка в индикатор Apply texture (Применить текстуру) заполняет текст выбранной текстурой. Текстура может быть двух типов: штрихованной и фотографической. Выберите тип текстуры и саму текстуру.

Другой способ заливки текста — градиентный. Для этого нужно установить флажок в индикатор Gradient (Градиент). Не разрешается устанавливать флажки одновременно в индикаторы Apply texture (Применить текстуру) и Gradient (Градиент). Если флажок устанавливается в один индикатор, то он автоматически сбрасывается из другого индикатора.

В списке Size (Размер) определяется размер градиента, а в списке под ним — тип градиента, то есть направление градиента.

Инструмент Layer eraser (Ластик слоя) () обесцвечивает пиксели, по которым проходит инструмент. Указатель мыши принимает вид ().

При выборе инструмента открывается панель опций:

Ластик, как и любой рисующий инструмент, имеет форму. При касании пикселя на слое инструментом Layer eraser (Ластик слоя) он становится полностью прозрачным. Но иногда нам нужно только частично обесцветить отдельные пиксели на слое. В этом случае на панели опций нужно установить флажок в индикатор Soft (Мягко). В этом случае становится доступным список Pressure (Давление). Чем меньше значение этого параметра, тем меньше значение прозрачности. С увеличением параметра Pressure (Давление) прозрачность пикселей также увеличивается при каждом касании этих пикселей ластиком.

Инструмент Pick up color for current painting (Укажите цвет для текущего рисования) () берет образец цвета из готового рисунка. Причем рисунок может быть не только тот, на котором Вы собираетесь рисовать, но вообще любой открытый рисунок. Цвет выбирается только первичный. Вторичный цвет не выбирается, даже если на панели Color Palette (Цветная палитра) установлен флажок в индикаторе Check to make secondary color active (Флажок делает вторичный цвет активным).

Инструмент Pixel Clone Pen, Control Click to Set Anchor (Перо клонирования пикселей, в начальной точке нажмите Ctrl) () является клонирующей кистью. Поведите указатель мыши к точке забора образца клона нажмите на клавишу Ctrl. Подведите указатель мыши к точке, в которую нужно вставить клон и щелкните мышью.

В нижней части панели Paint/Selection (Рисование/Выделение) находятся выделяющие инструменты. Инструменты выделения Rectangle selection tool (Прямоугольное выделение) (), Square selection tool (Квадратное выделение) (), Oval selection tool (Овальное выделение) (), Circle selection tool (Круглое выделение) (), Round rectangle selection tool (Выделение в форме скругленного прямоугольника) () создают простейшие формы выделения.

Необходимо специально отметить, что клавиши Shift, Ctrl, которые в других графических приложениях позволяют создавать правильные формы или выделять от центра, здесь не работают.

Инструмент Polygon selection tool: click vertex points and double click the last point to (Выделение многоугольника: укажите точки многоугольника и для завершения выполните двойной щелчок) () предназначен для создания выделения в форме многоугольника. Для завершения выделения выполните двойной щелчок мышью. Если первая и последняя точки не связаны между собой, то они будут соединены прямой линией.

Инструмент Freehand selection tool: drag a closed shapes (Свободное выделение: для закрытия кривой просто отпустите мышь) () предназначен для выделения свободной области в виде кривых линий. Как только мышь будет отпущена, то начальная и конечная точки кривой выделения будут соединены прямой линией.

Инструмент Fuzzy selection tool (Примерное выделение) () выделяет прямоугольную область в соответствии с установленными параметрами.

Выделенная область всегда показывается прямоугольной рамкой, внутри которой находится выделенная область. Выделенная область показывается серо-голубым цветом. На прямоугольной рамке выделения находятся 8 маркеров, которые предназначены для изменения размеров рамки выделения, а вместе с ней и выделенной области, так как выделенная область находится внутри этой прямоугольной рамки выделения. Для изменения размера рамки нужно поместить мышь на один из маркеров. После этого появляется двунаправленная стрелка, которая показывает направления возможного изменения размеров рамки.

При работе с любым инструментом выделения, кроме Fuzzy selection tool (Примерное выделение), указатель мыши принимает вид перекрестья (). При работе с любым инструментом выделения, кроме Fuzzy selection tool (Примерное выделение), появляется панель параметров.

Кнопка Clear (Очистить) удаляет выделенную область из слоя. Кнопка Invert (инвертировать) инвертирует выделенную область. То есть выделенная и невыделенная области на слое меняются местами. Это один из самых простых и удобных способов выделения.

В списке Mode (Режим) выбирается режим выделения:

С помощью сложных выделений можно создавать самые необыкновенные выделения, в том числе пустые внутри, а затем заливать эти области, как, например, на рисунке (Рис. 13).

 Выделение методом Xor

Рис. 13. Выделение методом Xor

Под списком Mode (Режим) находится пустой список, в который можно помещать какие-нибудь интересные выделенные области. Ниже этого списка может находиться список различных готовых выделений, поставляемых вместе с программой. Пользователь может сам сохранить интересное выделение. Для этого нажмите на кнопочку с плюсиком (Add current selection to cache). Чтобы создать выделение из этого списка нужно выделить нужное выделение и нажать на кнопку Apply selected customized selection to current image (Применить выбранное выделение к текущему изображению) (). После этого на изображении создается выделенная область выбранной формы.

Любое из этих выделений можно как сохранить, так и удалить. Для этого здесь имеются кнопки с плюсом и минусом. Любое из выделений можно поместить на специальную панель. Сначала она пустая, но Вы можете поместить на эту панель такие образцы выделений, которые Вам понравились и которые Вы хотите использовать часто. Для этого нужно выбрать сохраненный образец выделения и нажать на кнопку Import selected customized selection in to cache (Импортировать выбранный образец в кэш) (). Из этой области кэша образец выделения выбирается также кнопкой ().

При работе с инструментом Fuzzy selection tool (Примерное выделение) на панели опций появляются еще параметры Sensitive (Чувствительность) и Bound (Граница), которые определяют выделяемые пиксели в выбранной области. Если остальные инструменты выделения выделяют все пиксели в выбранной области, то инструмент Fuzzy selection tool (Примерное выделение) выделяет не все пиксели, а только те, которые соответствуют цвету в выделенной области, по которому был выполнен щелчок мышью.

В разделе меню Region (Область) также предлагаются команды для работы с выделением:

Примечание: сохраненная пользовательская форма выделения «запоминает» свои координаты на холсте. Поэтому если такая форма была создана на большом холсте, а потом она создается на маленьком холсте, то от этой выделенной формы может быть видна только часть. Спокойно работайте с этим выделением, а затем используйте инструмент Drag to move o resize the layer (Тащить, чтобы перемещать или изменять размеры слоя) ().