07. МЕНЕДЖЕР СЛОЕВ

Категория: Photobie 7.1
Опубликовано 28.10.2011 21:46
Автор: Шитов В.Н.
Просмотров: 5042

Менеджер слоев (Рис. 3) выполняет те же функции, что и палитра слоев, например в Adobe PhotoShop. Понятие слоя в Photobie то же, что и в других редакторах, но вот закрытие слоя может быть немного иное, чем в аналогичных редакторах, например, в Adobe PhotoShop, а тем более чем в CorelDRAW. На одном слое в Adobe PhotoShop можно создавать столько пиксельных изображений, сколько Вам нужно. Например, если взять инструмент Кисть, то каждое нажатие и отпускание мыши создает один штрих кистью на одном и том же слое. В Photobie закрытие слоя зависит от наличия флажка в индикаторе Auto layer make (Сделать авто слой). Если флажок установлен, то в Photobie после каждого отпускания мыши редактирование слоя заканчивается. При этом совершенно неважно, сколько отпечатков кистью Вы сделали без отрыва мыши от поверхности слоя. Если мышь щелкнула по изображению один раз, то создается один отпечаток кисти. Если мышь была нажата и проведена по изображению, то создается несколько отпечатков сразу. Как видно из этого примера, когда Вы ведете мышь по изображению, то она нажата, поэтому все эти отпечатки кистью попадают на один слой. Как только мышь отпускается, то рисование заканчивается, а слой закрывается для редактирования. Создать следующий штрих или отпечаток кистью на этом слое уже не удастся.

Если флажок Auto layer make (Сделать авто слой) сброшен, то число штрихов на слое определяет сам пользователь.

Панель Layer Manager (Менеджер слоев) 

Рис. 3. Панель Layer Manager (Менеджер слоев)

Нумерация слоев начинается с 0 и далее по возрастанию.

Такие правила создания новых слоев не являются недостатком данной программы, так как при желании слои можно объединять. Кроме этого отдельные слои удобнее комбинировать потом на изображении.

Так же, как и в других графических программах, слои размещаются на изображении в виде стопки. При выделении слоя на панели Layer Manager (Менеджер слоев) выводится миниатюра этого слоя.

Управление слоями можно организовать с помощью кнопок, расположенных справа от имени слоев:

Как уже говорилось выше, удаленные слои запоминаются и помещаются в специальный список. Этот список находится под списком слоев на изображении. Восстановить удаленные слои можно в любой момент работы над изображением. Если в списке удаленных файлов более, чем один слой, то для прокрутки списка появляются две кнопки в виде треугольных кнопок. Для восстановления удаленного ранее слоя нужно выделить имя этого слоя в списке удаленных слоев. Требование это обязательное, если этого не сделать, то никакого восстановления не будет. Затем нужно нажать на кнопку Recover removed layer (Восстановить текущий слой) (). Восстановленный слой удаляется из списка удаленных слоев, а слой становится последним в стопке слоев.

Если удаленные слои Вам точно не нужны, то их можно удалить из списка удаленных слоев. Для этого нужно нажать на кнопку Shred all removed layers (Порвать все удаленные слои) ().

Установка флажка в индикаторе Auto layer make (Сделать авто слой) определяет способ создания новых слоев. Если флажок установлен, то слой закрывается после каждого отрыва мыши от слоя. Если флажок сброшен, то на одном слое можно создать множество штрихов. Закрытие слоя определяет сам пользователь программы. В последнем случае можно вернуться к созданному ранее штриху и выполнить на нем какие-либо действия.

В нижней части панели Layer Manager (Менеджер слоев) находятся следующие элементы управления:

Кнопка Select all layers (Выделить все слои) () выделяет все слои на изображении. Это может потребоваться, например, в случае, если нужно объединить все слои на активном изображении.

Кнопка со списком Merge the selected layers in to one (Объединить выбранные слои в один) () предлагает команды для объединения отдельных слоев. Ранее мы рассматривали кнопку Flatten all layer in to one layer (Объединить все слои в один слой) (), которая объединяет все слои в изображении. Кнопка Merge the selected layers in to one (Объединить выбранные слои в один) () предлагает объединять отдельные слои, а не все. Для объединения нескольких слоев нужно установить флажки в эти слои в менеджере слоев. Далее открывается список команд, для чего нужно щелкнуть мышью по треугольной кнопке справа от кнопки Merge the selected layers in to one (Объединить выбранные слои в один) (). В открывшемся списке выбирается одна из следующих команд:

Отменить объединение слоев невозможно.

Кнопка со списком Layer crop tool (Инструмент обрезки слоя) () предлагает команды для обрезки отдельных слоев. Прежде, чем обрезать слой нужно выделить его часть. В слое останется только выделенная часть, а части слоя, выходящие за пределы выделения, будут удалены из слоя. Если будет выделен весь слой, то обрезать будет нечего. Далее открывается список команд, для чего нужно щелкнуть мышью по треугольной кнопке справа от кнопки Layer crop tool (Инструмент обрезки слоя) (). В открывшемся списке выбирается одна из следующих команд:

Кнопка со списком Copy current layer (Копировать текущий слой) () предлагает команды для копирования отдельных слоев в память. При этом речь идет не о копировании в буферную память, так как из буферной памяти можно извлечь ее содержимое. Здесь же при попытке извлечения из буферной памяти ничего не происходит или выдается фатальная ошибка и предлагается сбросить ошибку или закрыть программу. После открытия списка команд предлагаются следующие команды:

Кнопка со списком Paste copied layer (Вставить скопированный слой) () предлагает команды для вставки слоев скопированных в память командами Copy current layer (Копировать текущий слой) (). Копировать в память можно как отдельный слой, так и несколько слоев сразу. Поэтому и вставка слоев также может быть как отдельного слоя, так и нескольких слоев сразу. Если копировался один слой, то команда вставки должна называться Paste single copied layer (Вклеить одиночный скопированный слой). Если копировалось сразу несколько слоев, то команда вставки должна называться Paste all copied selected layers (Вставить все скопированные выбранные слои). Может возникнуть вопрос: а если попробовать обмануть программу — скопировать несколько слоев, а вставить один? Ничего не получится. Программа будет вставлять тот слой, который был скопирован как одиночный. То же будет, если скопировать одиночный слой, а вставлять сразу несколько слоев — ничего не получится.

Кнопка со списком Clone current layer (Клонировать текущий слой) () предлагает команды для клонирования отдельных слоев:

Clone current whole layer (Клонировать текущий слой) — активный слой клонируется целиком и накладывается на исходный слой в этом же изображении, что и исходный слой. Подхватите мышью клонированный слой и переместите его в нужное место на изображении;

Clone only the selected area on current layer (Клонировать только выбранную область в текущем слое) — клонирует выделенный фрагмент слоя. Перед клонированием этот фрагмент слоя должен быть выделен одним из выделяющих инструментов. До тех пор, пока на слое не будет выделено хотя бы что-нибудь, клонирование выполняться не будет;

Clone only the selected area on whole image (Клонировать только выбранную область во всем изображении) — клонирует все изображение на выделенном фрагменте изображения. В отличие от предыдущего способа клонирования здесь клонируются все слои, которые находятся на выделенной области.

Кнопка Drag to move or resize the layer (Тащить, чтобы перемещать или изменять размеры слоя) () перемещает активный слой по изображению или изменяет размеры активного слоя, если такое перемещение не запрещено, то есть если слой не заблокирован. Нельзя перемещать или изменять размеры слоя Background. Если нужно выделить слой, то это можно выполнить или с помощью менеджера слоев, или дважды щелкнув по этому слою. Выделенный слой выделяется прямоугольной рамкой. Для перемещения слоя нужно поместить указатель мыши внутрь рамки выделения так, чтобы появился значок ладошки (). После этого нажмите мышь и, не отпуская ее, переместите слой в нужное место на изображении. Для изменения размеров слоя на рамке выделения находятся 8 маркеров (по углам прямоугольника и посередине каждой грани этого прямоугольника). Как только мышь окажется на одном из маркеров, то появляется специальный значок, похожий на значок (), имитирующий стрелку. Направление стрелки показывает направления изменения размеров.

Кнопка Resize current layer (Изменить размеры текущего слоя) () открывает диалоговое окно для изменения размеров и масштаба слоя.

Кнопка со списком Adjust color balance (Регулирование цветового баланса) () открывает список команд для цветовой коррекции слоев. Команды практически полностью повторяют аналогичные команды для цветовой коррекции, разработанных в других графических программах. Команды этой группы можно отменять с помощью кнопки Undo current layer operation (Отменить операцию над активным слоем) () или с помощью команды Edit → Undo (Правка → Отменить), или с помощью комбинации клавиш Ctrl + Z.

Команда Adjust Color Balance открывает диалоговое окно Adjust Color Panel (Рис. 4).

Диалоговое окно Adjust Color Panel 

Рис. 4. Диалоговое окно Adjust Color Panel

В верхней левой части окна выводится активный слой для предварительного просмотра выполняемых изменений в данном окне.

В списке выбирается или цветовая модель RGB или каждый канал из этой модели отдельно. Изменения будут накладываться или на все цвета на слое, или на цвета отдельных каналов: красного, зеленого и синего.

Кнопка Reset To Default (Сброс по умолчанию) возвращает настройки по умолчанию, установленные в исходном изображении до изменения цветовых параметров в данном окне. Это нужно на тот случай, если изменения не дали нужного эффекта и Вы запутались и не можете вручную восстановить исходные настройки. Особенно это актуально у начинающих пользователей на этапе обучения.

Ползунки установлены в какое-то исходное значение. Левую часть ползунка мы будем считать отрицательной, а правую часть — положительной.

Ползунок Brightness (Яркость) определяет яркость слоя. Положительные значения осветляют изображение; отрицательные значения затемняют изображение. Нулевое значение не оказывает никакого изменения. С увеличением яркости изображения происходит сдвиг тонового диапазона в сторону светов, т. е. осуществляется отсечение черного цвета и темных тонов. Место черного цвета занимает один из темно-серых оттенков. С уменьшением яркости происходит сдвиг тонового диапазона в сторону теней, т. е. осуществляется отсечение белого цвета и светлых тонов. Место белого цвета занимает один из светло-серых оттенков.

Ползунок Contrast (Контрастность) определяет контрастность слоя. Положительные значения увеличивают контрастность; отрицательные значения уменьшают контрастность. Нулевое значение не оказывает никакого изменения. С увеличением контрастности происходит сдвиг тонового диапазона к черному и белому цветам. При этом количество белого и черного тонов увеличивается, изображение становится контрастнее. С уменьшением контрастности происходит отсечение теней и светов, количество белого и черного тонов уменьшается, изображение становится менее контрастным. Таким образом, значения яркости и контрастности являются зависимыми друг от друга параметрами. Изменение яркости ведет к уменьшению контрастности, а увеличение контрастности способствует изменению яркости слоя.

Ползунок Cold-Warm (Холод-Тепло) применяет холодные или горячие тона к слою. Перемещение бегунка влево «охлаждает» цвета на слое, а перемещение вправо делает их более «теплыми». Холодные цвета увеличивают голубые и синие тона, а теплые цвета увеличивают красные и оранжевые тона на слое.

Ползунок Saturation (Насыщенность) (в имени ползунка опечатка!) определяет насыщенность цвета на слое. Насыщенность — это чистота цвета, характеризующаяся отсутствием белого цвета. При насыщенности 100% белый цвет полностью отсутствует. Цвет с минимальной насыщенностью показывается в градациях серого цвета.

Ползунок Gamma (Гамма) применяется в тех случаях, если общее изображение является слишком темным или слишком светлым, то необходимо отрегулировать гамму, которая является стандартной мерой изменения контрастности на изображениях. Если изображение слишком темное, то переместите движок Gamma вправо, чтобы увеличивать гамму. Если изображение является слишком светлым, то переместите движок Gamma влево, чтобы уменьшить параметр гаммы.

Ползунок Alpha (Альфа) определяет общий уровень прозрачности слоя.

Для применения сделанных настроек цвета нажмите на кнопку ОК.

Команда Advanced Channel Curve (Улучшение канальной кривой) из набора команд кнопки Adjust color balance (Регулирование цветового баланса) () открывает диалоговое окно Color Curve (Кривая цвета) (Рис. 5). Безусловно, это один из самых популярных способов осветлить или затемнить изображение. Популярное — потому что самое простое и наглядное. Данная команда предназначена для настройки тонового диапазона изображения.

 Изменение баланса цвета с помощью кривой

Рис. 5. Изменение баланса цвета с помощью кривой

В правой части окна находится окно предварительного просмотра. Кнопка Reset (Сброс) возвращает настройки по умолчанию, установленные в исходном изображении до изменения цветового баланса в данном окне.

Если на панели предварительного просмотра нужно просмотреть другой фрагмент изображения, то наведите на эту панель указатель мыши, который примет вид ладошки, подхватите изображение и переместите нужный фрагмент изображения.

Для изображения, имеющего несколько цветовых каналов, можно выбрать любой из этих каналов или набор каналов для осуществления тоновой коррекции по отдельным каналам или наборам каналов. Для этого выбирается одно из значений:

Диалоговое окно Color Curve (Кривая цвета) представляет собой график, в котором ось X отображает входные значения, а ось Y отображает выходные значения яркости пикселей. Линия на графике отражает линейную зависимость между входными и выходными значениями, где каждому входному значению яркости пикселя соответствует равное ему выходное значение.

По умолчанию на графике по оси X отображается диапазон яркостей цветовой модели RGB от 0 до 255 так, что слева располагаются светлые тона и белый цвет (255), а справа — темные тона и черный цвет (0).

Форму кривой можно изменить с помощью указателя мыши. Для этого нужно ухватиться за выбранный фрагмент на кривой и потянуть в нужную сторону. Форма кривой может быть изменена произвольным образом.

По умолчанию на кривой (точнее на прямой) находятся всего две точки перегиба — в начале и в конце кривой. Чем больше будет точек перегиба кривой, тем острее можно изогнуть кривую. Для создания новой точки перегиба нужно навести указатель мыши на кривую, подхватить ее и переместить в любом направлении. После этого на кривой в точке захвата появляется точка перегиба.

Под таблицей кривой находится динамически изменяемое значение: текущая координата на кривой ==> координата положения мыши в таблице.

Для применения сделанных настроек цвета нажмите на кнопку ОК.

Команда Channel Level (Уровни каналов) из набора команд кнопки Adjust color balance (Регулирование цветового баланса) () предназначена для ручной настройки тонового диапазона слоя и открывает диалоговое окно Levels (Уровни) (Рис. 6). На панели Preview (Предварительный просмотр) выводится изображение на редактируемом слое.

 Настройка уровней каналов

Рис. 6. Настройка уровней каналов

Редактируемый канал выбирается в списке Channel (Канал).

Шкала Input levels (Входные значения) предназначена для усиления контрастности слоя. Шкала Output levels (Выходные значения) предназначена для уменьшения контрастности слоя. Значения контрастности изменяются в диапазоне от 0 до 255. Для изменения контрастности нужно перемещать бегунки на каждой шкале.

Для изменения контрастности всех каналов установите флажок в индикатор Sync channels (Каналы синхронно).

Для применения сделанных настроек цвета нажмите на кнопку ОК.

Команда Channel Filtering (Фильтрация каналов) из набора команд кнопки Adjust color balance (Регулирование цветового баланса) () открывает диалоговое окно Channel Filtering (Фильтрация каналов) (Рис. 7). Данная команда позволяет изменить изображение цветового канала путем смешивания текущих цветовых каналов.

Микширование каналов 

Рис. 7. Микширование каналов

В списках Имя_Канала fill type (Тип канала Имя-Канала) выбирается одно из значений:

Изменение ползунка в каждом канале изменяет цветовое значение в этом канале. При выборе значения Outside (Внешний) значение черного цвета на слое в выбранном канале усиливается. При выборе значения Inside (Внутренний) значение черного цвета уменьшается.

Значение в поле Fill (Наполнитель) определяет значение цвета в канале, ниже которого черные тона не появляются. На этом промежутке ползунка всегда показывается указанное значение цвета в выбранном канале.

Для применения сделанных настроек цвета нажмите на кнопку ОК.

Команды Extract Red Channel (Извлечь красный канал), Extract Green Channel (Извлечь зеленый канал) и Extract Blue Channel (Извлечь синий канал) не открывают диалоговых окон, а извлекают выбранный канал из слоя. Изображение на слое в любом случае показывается после этого в серых тонах. Прозрачные пиксели становятся чисто черными.

Команды из группы Swap Channels (Обменять каналы) инвертирует один канал в другой. То есть один чистый цвет заменяется на другой, лежащий на другой стороне цветового круга. Например, команда Swap Channels Swap RedGreen (Обменять каналы → Обменять красный на зеленый) заменяет красный цвет на зеленый. Если на изображении находятся не чистые цвета, а их оттенки, то они также заменяются на оттенки выбранной пары цветов.

Команда HSL Linear (Линейный HSL) из набора команд кнопки Adjust color balance (Регулирование цветового баланса) () открывает диалоговое окно HSL Linear correction (Линейная коррекция HSL).

Как видно из внешнего вида данного окна, оно похоже на окно Levels (Уровни) (Рис.  6), открываемое командой Channel Level (Уровни каналов) из набора команд кнопки Adjust color balance (Регулирование цветового баланса) (). Разница в следующем: окно Levels (Уровни) работает с цветовой моделью RGB, а окно HSL Linear correction (Линейная коррекция HSL) работает с цветовой моделью HSL.

В списке Component (Компонент) выбирается одна из составляющих цветовой модели HSL: Saturation (Насыщенность) или Luminance (Яркость). Назначение остальных параметров можно посмотреть из описания окна Levels(Уровни) (Рис. 6).

Команда HSL Filtering (Фильтрация HSL) из набора команд кнопки Adjust color balance (Регулирование цветового баланса) () открывает диалоговое окно HSLFiltering (Фильтрация HSL). Назначение окна похоже на назначение окна Channel Filtering (Фильтрация каналов) (Рис. 7), но если окно Channel Filtering (Фильтрация каналов) работает с цветовой моделью RGB, то окно HSL Filtering (Фильтрация HSL) работает с цветовой моделью HSL.

На панели Hue (Цветовой тон) определяются цвета, участвующие в цветокоррекции. Черная точка на цветовом круге означает параметр Min, то есть условное начало отсчета на цветовом круге. Белая точка на цветовом круге означает параметр Max, то есть условный конец отсчета на цветовом круге. Отсчет начинается от красного цвета (Каждый охотник желает знать…). Поэтому красный цвет и принят в качестве исходного цвета. На цветовом круге остаются только те цвета, с которыми Вы хотите работать.

Ползунки Saturation (Насыщенность) или Luminance (Яркость) определяют уровень насыщенности и яркости в выбранных каналах цветовой модели HSL.

На панели Fill Color (Цвет наполнителя) определяются корректируемые каналы цветовой модели HSL. Флажок означает включенный канал.

В списке Fill type (Тип наполнителя) выбирается:

Команда Color Replacement (Заменитель цвета) из набора команд кнопки Adjust color balance (Регулирование цветового баланса) () открывает диалоговое окно Color Replace Panel. Назначение этой команды — заменить один цвет на другой. В окне предлагаются два цвета: From (Из) и To (До). Оба цвета выбираются из цветовой палитры Color Palette. Цвет From (Из) выбирается как основной или первичный. Цвет To (До) выбирается как фоновый или вторичный. Изменять оба цвета в окне Color Replace Panel нельзя — они берутся только с панели Color Palette. Цвет From (Из) на слое будет изменяться до цвета To (До). Здесь нужно сказать о самой распространенной ошибке при работе с данной программой — если на слое нет цвета From (Из), то никаких изменений не будет.

Цветовая замена выполняется с помощью ползунка Tolerance (Допуск). Увеличение значения ползунка увеличивает число заменяемых пикселей на слое.

Продолжаем рассмотрение кнопок на панели Layer Manager (Менеджер слоев).

Кнопка со списком Rotate current layer (Повернуть текущий слой) () открывает список углов, под которым нужно повернуть слой. Если ни один из предлагаемых углов поворота не подходит, то выберите команду Specify (Определить) и в открывшемся окне укажите нужный угол поворота. Выполнить поворот слоя можно также с помощью ползунка Rotate(Поворот), который находится в нижней части панели менеджера слоев. Изменить поворот слоя можно двумя способами: с помощью бегунка () или с помощью кнопок () и (). Угол поворота показывается справа от кнопки с плюсом.

Кнопка со списком Flip current layer (Отразить текущий слой) () открывает список команд для зеркального отражения исходного слоя:

Ползунок Opacity (Непрозрачность) определяет прозрачность слоя. По умолчанию слой полностью прозрачен, а объект на слое полностью непрозрачен. Но с помощью ползунка можно определить значения прозрачности слоя и объекта.

Ползунок Tolerance (Допуск) определяет число охватываемых цветов на слое к выбранному основному или первичному цвету на панели Color Palette. С увеличением ползунка вправо число охватываемых цветов уменьшается.

Установка флажка в индикатор Hide(Скрыть) делает активный слой невидимым. Но необходимо отметить, что в менеджере слоев невидимый слой все равно показывает миниатюру этого слоя. Невидимость подразумевается только на изображении. В менеджере слоев миниатюра видна потому, что так проще вспомнить, о каком слое идет речь.

Установка флажка в индикатор Mask (Маска) налагает на слой быструю маску.

Кнопка Copy layer's selected region (Копировать на слое выделенную область) () копирует выделенную область на слое в буферную память. Если под слоем находились другие слои, и они пересекают выделенную область, то из этих слоев ничего не копируется. Из буферной памяти такой фрагмент слоя можно вставить или на новый слой в этом же изображении, или в другое изображение.

Кнопка Cut layer's selected region (Вырезать на слое выделенную область) () вырезает выделенную область на слое в буферную память. Дальнейшие действия точно такие же, как и при работе с предыдущей кнопкой.

Кнопка Import the color label in the left toolbar as the layer transparent color (Импортировать цветовую метку в левой инструментальной панели как прозрачный цвет слоя) () делает основной или первичный цвет на панели Color Palette на слое прозрачным. Например, на панели Color Palette выбран красный цвет (FF0000). На слое находятся два цвета: красный и желтый. Красные пиксели станут прозрачными, а желтые нет. Чтобы снова вернуть исходный цвет выберите на панели Color Palette другой основной цвет и снова нажмите на кнопку Import the color label in the left toolbar as the layer transparent color (Импортировать цветовую метку в левой инструментальной панели как прозрачный цвет слоя) (). Сложность здесь заключается в том, что на изображении, особенно фотографическом, всегда имеется большой набор цветов. Как правило, каждый пиксель на таком сложном изображении имеет свой собственный цвет, практически не повторяющийся другими пикселями на этом же изображении. Поэтому трудно найти именно тот цвет, которого нет на изображении.

В нижней правой части панели менеджера слоев находится кнопка Show or hide layer property (Показать или скрыть свойства слоя) (), которая открывает дополнительные сведения о слое. Повторный щелчок по этой же кнопке закрывает панель с дополнительными свойствами. Большинство свойств здесь повторяют свойства, определяемые с панели менеджера. Например, поворот слоя можно указать конкретным числом и нажать на клавишу Enter на клавиатуре ПК. Но здесь имеются и некоторые дополнительные свойства. Например, свойство Lock(Заблокировать) определяет блокировку слоя. Если свойство False(Ложь), то слой не заблокирован. Такой слой можно перемещать по изображению, изменять его размеры и т. д. Чтобы заблокировать слой нужно выполнить одно из следующих действий:

Дважды щелкнуть по статусу слоя (в данном случае False) или по имени свойства (Lock (Заблокировать));

Щелкнуть по любому месту в строке Lock (Заблокировать), после чего в строке появляется черная треугольная кнопка, что означает, что здесь находится список. Щелкните по этой кнопке и выберите значение True (Истина).

Значение True(Истина) означает блокировку слоя. Для разблокирования слоя выполните те же действия, только выберите значение False (Ложь).

Обращаем внимание на маленькую желто-коричневую кнопочку слева от имени слоя заднего фона. Внешне эта кнопочка похожа на маленькую размытую кляксу. Кнопка называется Show more or less (Показать больше или меньше) (). Эта кнопка сворачивает менеджер слоев в значок и размещает этот значок над кнопкой Пуск на экране монитора. Для разворачивания обратно в панель выполните двойной щелчок по любому месту этой свернутой панели (например, по узкой белой полоске на свернутой панели). Если двойной щелчок выполнить не получается, то можно применить такой метод: один раз щелкнуть по белой узкой полоске на свернутой панели. Из открывшегося меню выполните команду Восстановить. Не используйте команду Развернуть, иначе панель будет развернута во весь экран, перекрыв все остальные окна и панели.