Хлебные крошки



Земство и малый бизнес

Земство и малый бизнес

Опубликовано в научном сборнике "Современное интеллектуальное пространство: идеи и решения". Саратов, 2015.

Земское управление — одна из попыток вернуть местное самоуправление, использовать дополнительные ресурсы страны, инициативы людей. Земское управление в России было введено благодаря реформам, проводимым Александром II. Земское управление должно было олицетворять собой народовластие в России, а именно муниципальное самоуправление, которое к тому времени уже существовало во всех развитых странах мира. Земское управление в России прошло долгий и противоречивый путь. Например, Борис Веселовский в своей книге «История земства за сорок лет» пишет, что земства до 90-ых гг. XIX века хватались то за одну идею, то за другую, не доводя многие начинания до конца. Первыми идеями были попытки сделать земскую власть и, конечно же, земские финансы, полностью подчиненными господствующим сословиям. Для этого первыми идеями практически всех земств России было создание земских банков. Несмотря на многочисленные попытки создать земские банки, создать такой банк удалось всего один — в 1871 году был основан Херсонский земский банк. До самой революции этот банк кредитовал всю Малороссию.

17 мая 1871 года было издано Положение о создании земских банков. Но вместо поощрения создания банков земствами овладели совершенно другие идеи — общества взаимного кредита и различные кредитные товарищества. К этому времени было создано значительное число коммерческих банков, в которых можно было взять кредиты. Кроме этого помещики поняли бесперспективность идеи основания земских банков, для создания которых требовался значительный капитал. То есть, попользоваться земскими капиталами им практически не удалось. Для участия в кредитном обществе каждый член этого общества должен был внести не менее 10% от суммы кредита, на который этот член мог рассчитывать в будущем. Кредитные земские общества возникли абсолютно во всех земских округах. Тем не менее, к 1878 году кредитные общества стали исчезать. Причины этого были в следующем: во-первых, участвовать в кредитном обществе могли только довольно состоятельные граждане, а таких было немного — большинство населения не имело свободных финансовых средств; во-вторых, выяснилось, что они не оказывают на развитие общества практически никакого влияния, так как для того, чтобы взять кредит, нужно сначала было отдать часть денег, в которых остро нуждался каждый член этого общества. Учитывая, что под эгидой земства процент кредита был небольшой, то общий капитал таких обществ рос очень медленно и не мог обеспечить всех желающих членов этого же общества. Начиная с 1878 года, стали возникать идеи кредитования мелкого крестьянства. Объясняется это тем, что в 70-ых годах XIX века началось массовое разорение крестьян. Многие помещики теряли арендаторов своей земли и также разорялись. На полученные кредиты крестьянство могло брать землю помещиков в аренду, помогая последним выжить в рождающемся рыночном обществе. По инициативе земств был организован Крестьянский Поземельный Банк. Крестьянам выдавался не только денежный кредит под залог земли, но и хлебный кредит — кредит под залог будущего урожая. Это делалось для того, чтобы крестьяне не продавали урожай осенью, когда цены на зерно были низкими, а могли продать его позже, после повышения сезонных цен.

Кроме этого поддержка крестьян земствами заключалась в организации опытных полей, на которых испытывались новые местные сорта растений, так как крестьяне жили в первую очередь за счет растениеводства. Организовывались школы по передаче крестьянам передового опыта и культуры земледелия. Строились защищенные от непогоды и вредителей склады, в которых крестьяне могли бы хранить свои урожаи. Все затраты на эти мероприятия несли земские власти. По инициативе земских органов власти создавались мастерские по ремонту машин, нанимались агрономы, проводилось обучение желающих передовым методам работы, проводились закупки семенного материала, средства для борьбы с вредителями, создавались склады для хранения зерна, был даже создан один элеватор. Земства организовывали общественные работы по реализации больших работ — например, посадка лесов.

Земства, пытаясь проанализировать причины разорения крестьян, сначала пытались обвинить в этом фискальную систему государства. Но потом пришли к другому выводу: во всем виновата малоземельность крестьян. Одной из инициатив земства в решении этого вопроса было переселение крестьян в Сибирь, которые сначала были беспорядочными. После первой русской революции эти инициативы были продолжены П. А. Столыпиным. В конце 80-ых годов XIX века в Москве, Перми, Вятке, а затем и в других районах России земства предприняли попытки организации кустарных промыслов. Одним из идейных вдохновителем этого был В. Н. Линд, увлекавшийся народническими идеями. В своих статьях он писал, что кустарь не является наемным рабочим и поэтому не подвергается эксплуатации, так как работает на себя. А раз он не подвергается эксплуатации, то он уже должен являться мелким капиталистом или предпринимателем. Кроме этого член артели, особенно руководитель артели, должен был решать многие организационные вопросы, которые наемному рабочему просто не могли прийти в голову: вопросы контактов с местной администрацией, уплата налогов, реализация произведенного товара и многие другие. Разорившиеся крестьяне или рабочие, по мнению В. Н. Линда, не спивались, не становились гуляками и пьяницами, так как труд и праздность просто не совместимы. Артель должна была стать школой воспитания рабочего человека, удерживая его от многих пагубных поступков и привычек. Он писал: «при некоторой, не особенно значительной помощи со стороны» можно превратить рабочих в предпринимателей. Поддержка кустарных артелей началась в нечерноземных губерниях России, так как земля не могла прокормить всех. Первыми артелями были артели по производству сыра и сливочного масла. Так как многие люди просто не знали технологии сыроварения, то создавались земские школы, в которых людей учили этим технологиям. Тем не менее, это направление быстро завершилось, так как большинство артелей превратились в филиалы помещичьих ферм или богатых крестьян — будущих кулаков. Многие помещики создавали такие артели под прикрытием земства в надежде привлечения дополнительных субсидий других членов артели. Но после создания артели мелкие пайщики выдавливались из артели, после чего помещики становились частными владельцами таких компаний.

К середине 80-ых годов XIX века выяснилась одна очень неприятная ситуация: артели, созданные земствами, постепенно приучались к иждивенчеству. Земства пытались организовать сбыт готовой продукции таких артелей, а артели пытались всучить им продукцию низкого качества, но по высокой цене. Ввиду быстрого банкротства таких малопроизводительных артелей это направление (промышленные артели) было полностью и надолго скомпрометировано. Главная причина краха артельной деятельности служило то, что не проводилось анализа условий для деятельности артелей. Заводилами в этих инициативах являлись народнически настроенные депутаты. На непродуманность решений говорит хотя бы один пример: под Череповцом был создан крахмальный завод, а картофель там не выращивался. Поэтому сырье приходилось привозить из Рыбинска. Транспортные расходы были большие, поэтому завод быстро прогорел. В начале 90-ых годов земства снова повсеместно вернулись к идее помощи кустарным промыслам. Но подход теперь был принципиально иным: проводились глубокие маркетинговые исследования. Поддержка в первую очередь оказывалась промышленности, так как это было более надежно и могло принести наибольшие доходы при успешной работе. Мелкие кустарные промыслы с их незначительными доходами отходили на второй план. Кустари ориентировались не на изготовление готовой продукции, как это было до этого, а на изготовление отдельных деталей для продукции, собираемой на промышленном предприятии. То есть речь шла об организации кооперации между кустарями и предприятиями.

Московское земство, например, приняло следующую программу мероприятий: 1) улучшение качества кустарных изделий; 2) содействие сбыту; 3) обеспечение кустарей материалами. Для решения этих вопросов создавались учебные мастерские, организовывались промышленные выставки (тогда называемые музеями), которые должны были способствовать рекламе, сравнения качества продукции. Кроме этого сами кустари могли определить свой уровень среди других производителей. Кустарям предлагались опытные образцы некоторых товаров высокого качества. После Московского земства такие же мероприятия проводят Нижегородское, Курское, Полтавское, Черниговское земства. К началу 90-х годов уже было признано, что крупная индустрия уничтожает мелкие производства, но одновременно создает возможности для массового создания других мелких производств. Несмотря на прогрессивные, в общем-то, инициативы земств, они создавались, как и многие другие инициативы земств, случайным образом, без знания конкретной потребности в специалистах, без анализа вакантных мест. Поэтому многие выпускники таких училищ работали или не по специальности, или в других губерниях. Такая политика была довольно опасна, так как некоторые губернии не считали обязательным для себя тратиться на подготовку специалистов, а просто переманивали их на работу к себе.

Уже в конце XIX века стало ясно, что сословный и имущественный ценз изжил себя, что в земствах царит застой и реакция, что нужно менять правила выборов земской власти, но царизм не мог позволить допустить большинство населения к таким выборам. Последующая революция закончила первый эксперимент, хотя и ограниченной, но некоторой относительной свободы местного самоуправления. Большевики проводили свою собственную политику, устраняя любую свободу и попытки самостоятельности кого бы то ни было.

Использованная литература:

Веселовский Б. Б. История земства за сорок лет. Санкт-Петербург : Изд-во О. Н. Поповой , 1909-1911.

Линд В. Н. Мелкая земская единица. Москва : Изд. магазина «Книж. дело», 1903.


Hilliger Media Shop
Template "butterflymeadowfree" designed by Hilliger Media (Copyright © 2011)