14. Выделение объектов

Категория: Inkscape 0.48
Опубликовано 18.12.2011 10:24
Автор: Шитов В.Н.
Просмотров: 13104

Для того чтобы можно было работать с объектом, его предварительно необходимо выделить.

Объекты выделяются инструментом Селектор (Выделение и трансформация объектов) или Выделять и трансформировать объекты (). Для включения инструмента можно нажать на клавишу F1. Выделять можно как по одному объекту, так и сразу несколько одновременно. Выделенными могут быть как один объект, так и несколько объектов по очереди или сразу несколько одновременно.

Для выделения объекта можно использовать следующие способы:

Щелкнуть левой клавишей мыши по штриху (контуру) объекта или по залитой области. Например, у прямоугольника имеется и штрих и заливка. А вот у кривой заливки может и не быть (как правило у кривых заливки нет). Поэтому для выделения прямоугольника нужно щелкать по любой его точке. А для выделения кривой нужно щелкать по контуру этого объекта;

Нажать и удерживать клавишу Shift для выделения по очереди нескольких объектов, и каждый объект выделять щелчком левой клавишей мыши;

Метод обхода объектов. Для обхода объектов необходимо выбрать инструмент Селектор и нажимать клавишу Tab. При очередном нажатии на клавишу Tab будет выделяться очередной объект. При этом, обход будет совершаться в порядке расположения объектов в стопке, начиная с выделенного объекта. Если ни один из объектов не выделен, то первым выделяется тот объект, который находится самым нижним в стопке объектов. Поднявшись до самого верхнего объекта перебор опять начинается с самого нижнего в стопке. Комбинация клавиш Shift + Tab перебирает объекты в обратном порядке, то есть начинает с самого верхнего объекта в стопке и завершает самым нижним;

Для одновременного выделения сразу нескольких объектов необходимо установить указатель мыши в точку, которая является одним из углов воображаемого прямоугольника, заключающего в себя выделяемые объекты, нажать левую клавишу мыши и, не отпуская ее, протянуть мышь по диагонали в противоположный угол этого воображаемого прямоугольника. Это так называемое «резиновое» выделение. После отпускания левой клавиши мыши все объекты, заключенные в эту область, будут выделены. Выделены будут только те объекты, которые полностью попали в в воображаемый прямоугольник. Если хотя бы часть объекта не попадет в «резиновый» прямоугольник, то он не будет выделен.

Особо остановимся на последнем варианте выделения, так как он чаще всего применяется. Выделение обязательно нужно выделять вне объекта. Действительно, если начать выделение тогда, когда указатель мыши находится в одном из объектов, то начнется не выделение, а перемещение.

Но если на изображении объекты находятся очень тесно, то применить этот способ будет трудно, если не сказать невозможно. В этом случае можно предложить следующий способ выделения: нажать на клавишу Shift и затем обвести прямоугольную рамку вокруг выделяемых объектов. В этом случае даже если выделение начинается тогда, когда указатель мыши находится в одном из объектов, выполняется все-таки выделение, а не перемещение. После выделения объектов отпустите мышь.

Выделение всех объектов на активном слое изображения выполняется:

Выделение всех объектов на всех слоях выполняется:

Инвертирование выделения выполняется комбинацией клавиш Shift + ! или командой ПравкаИнвертировать выделение. Снятие выделения выполняется клавишей Esc или командой ПравкаСнять выделение.

Иногда выделение выполняется ошибочно и отдельные объекты нужно из выделения исключить. Для этого нужно по исключаемому объекту щелкнуть мышью с нажатой клавишей Shift. Для отмены всех выделений выполните команду ПравкаСнять выделение или нажмите на кнопку Снять выделение со всех объектов или узлов ().

Выделенный объект оформляется в виде невидимого прямоугольника с восемью видимыми прямыми стрелкообразными маркерами черного цвета. Маркеры располагаются по 4 штуки на углах и посередине каждой грани невидимого прямоугольника (Рис. 4). Кроме этого выделенный объект обводится пунктирной прямоугольной рамкой.

 Выделенный объект

Рис. 4. Выделенный объект

Если выделяются несколько объектов (одновременно или по очереди — не имеет значения), то все они имеют один общий невидимый прямоугольник, вокруг которого находятся те же 8 маркеров.

Для перемещения выделенного объекта необходимо поместить в этот объект указатель мыши. Указатель мыши при этом принимает вид крестообразной стрелки. Нажмите левую клавишу мыши и, не отпуская ее, переместите указатель мыши в то место, в которое вы хотите переместить объект. Для перемещения строго по горизонтали или по вертикали нужно при перемещении удерживать нажатой клавишу Ctrl.

Для точного перемещения можно использовать стрелки на клавиатуре (→, ←, ↑, ↓) — каждое нажатие на стрелку перемещает выделенный объект на 2 пункта. Перемещение выделенного объекта стрелками с нажатой клавишей Shift можно выполнять сразу на 20 пунктов.

Примечание: один пункт — 1/72 английского дюйма. Для сравнения: используется еще одна единица измерения: дидо. Это 1/72 французского дюйма.

Перемещение выделенного объекта можно выполнять с нажатой клавишей Alt и стрелками на клавиатуре. В этом случае перемещение выполняется на 1 пиксель. Пиксель не привязан к конкретным единицам измерения, это единица измерения на экране. Какой бы масштаб на изображении не был применен, все равно применяется перемещение на 1 пиксель.

Первоначально все маркеры черного цвета. Если навести на один из маркеров указатель мыши, то он меняет свой цвет, например, на зеленый, сообщая пользователю, что с объектом можно выполнять операции по изменению размеров выделенного объекта. Нажмите на мышь и переместите в одном из направлений, которые показывают стрелки на маркере.

Для изменения размеров строго по горизонтали или по вертикали нужно при изменении размеров удерживать нажатой клавишу Shift.

Для пропорционального изменения размеров нужно удерживать нажатой клавишу Ctrl.

Если выделено несколько объектов, то изменение их размеров будет происходить пропорционально относительно друг друга. Это очень удобно, если необходимо изменить размеры нескольких объектов, так как устраняет возможные ошибки масштабирования и делает это всего одним движением.

Изменять размеры можно с помощью клавиш < и > на клавиатуре ПК. Каждое нажатие на одну из этих клавиш изменяет размер на 2 пикселя. С нажатой клавишей Shift нажатие на клавиши < и > изменяет размер выделенных объектов на 20 пикселей. Размеры выделенных объектов с нажатой клавишей Ctrl изменяются в 2 раза.

Клавиши Alt и символы < и > изменяют размеры объектов на 1 пиксель.

Если по выделенному объекту щелкнуть еще раз, то внешний вид маркеров на объекте изменяется: угловые маркеры становятся полукруглыми, а средние маркеры, расположенные на гранях рамки выделения, меняют свое направление — они становятся параллельными рамке выделения (Рис. 5). В центре рамки выделения появляется крестообразный маркер, показывающий центр вращения объекта.

 Выделенный объект, подготовленный к повороту

Рис. 5. Выделенный объект, подготовленный к повороту

Крестообразный маркер в центре фигуры с помощью мыши можно переместить в любое место. Полукруглые маркеры поворачивают объект вокруг центрального крестообразного маркера.

Средние маркеры предназначены для искажения выделенного объекта.

С нажатой клавишей Shift центр вращения перемещается в противоположный угол рамки выделения относительно маркера, который используется для поворота объекта. С нажатой клавишей Ctrl поворот объекта выполняется с градацией в 15°. Поворот выделенных объектов можно выполнять с помощью клавиатуры. Символы [ и ] поворачивают объекты на 15°. С нажатой клавишей Ctrl поворот выполняется на 90°. С нажатой клавишей Alt и клавишами [ и ] поворот выполняется на 1 пиксель.

При выборе инструмента Селектор () на панели Панель параметров инструментов (Рис. 6) предлагаются параметры для работы с данным инструментом. Большинство кнопок с данной панели доступны из раздела меню Объект.

Панель параметров для инструмента Селектор 

Рис. 6. Панель параметров для инструмента Селектор

Кнопки Повернуть выделение на 90° против часовой стрелки () и Повернуть выделение на 90° по часовой стрелке () поворачивают выделенные объекты на 90° против или по часовой стрелке.

Кнопки Горизонтально отразить выбранные объекты () и Вертикально отразить выбранные объекты () зеркально перерисовывают выделенные объекты по горизонтали или по вертикали.

Кнопка Опустить выделение на задний план () перемещает выделенные объекты на самый низ стопки объектов на активном слое. Если выделено несколько слоев, то перемещение в низ стопки будет выполняться в той же последовательности, в которой эти объекты располагались в стопке объектов на слое.

Кнопка Поднять выделение на передний план () поднимает выделенные объекты на самый верх стопки объектов на активном слое.

Кнопка Опустить выделение на один уровень () перемещает выделенные объекты на один уровень ниже в стопке объектов.

Кнопка Поднять выделение на один уровень () поднимает выделенные объекты на один уровень выше в стопке объектов.

Счетчики X и Y показывают горизонтальную и вертикальную координату нижнего левого угла объекта. Если быть еще точнее, то эта координата показывает нижнюю левую координату рамки выделения объекта. Если выделяется несколько объектов, то координата выбирается у самого левого нижнего объекта. Поэтому когда объекты выбираются, то эта координата все время меняется в зависимости от координаты выбранных объектов.

Счетчики Ш и В показывают ширину и высоту выделения. Здесь также имеется не ширина и высота самого объекта, а ширина и высота рамки выделения вокруг этого объекта.

Если выделено несколько объектов, то ширина и высота рассчитывается от стартовой координаты всех выделенных объектов, то есть от координаты XY, до верхнего правого угла всех выделенных объектов.

Слева от счетчика В находится значок открытого замка (). Это означает, что ширина и высота объекта (или объектов) может изменяться независимо друг от друга, что может привести к диспропорции размеров объекта. Чтобы пропорционально изменять размеры ширины и высоты приходится удерживать нажатой клавишу Ctrl. Иногда действительно нужно нарушать эту диспропорцию размеров. Но если диспропорцию нарушать не нужно, а клавишу Ctrl нажимать неохота, то замок можно закрыть, щелкнув по значку открытого замка. После этого замок выглядит как закрытый (), а при изменении размеров они изменяются строго пропорционально и клавишу Ctrl уже удерживать не обязательно. Настройка пропорциональности устанавливается для каждого объекта отдельно.

В списке, который находится справа от счетчика В выбирается единица измерения размеров всех объектов на данном рисунке. Как правило, выбирается привычные мм, хотя мы работаем только с пикселями.

Следующая группа кнопок работает в том случае, если они нажаты:

Кнопка При изменении размера объекта менять в той же пропорции и толщину обводки () обеспечивает пропорциональное изменение ширины штриха вокруг объекта. Например, если мы увеличим размер объекта, то ширина штриха тоже увеличится. Если кнопка не нажата, то при изменении размеров объекта ширина штриха не изменяется, хотя внешне будет казаться, что ширина штриха тоже изменяется. Но как только мышь будет отпущена, то ширина штриха вернется в свое исходное положение;

Кнопка При изменении размера прямоугольников менять в той же пропорции и радиус закругленных углов () обеспечивает пропорциональное изменение радиуса закругления углов в прямоугольниках при изменении их размеров. Прямоугольники могут быть и закругленными, то есть их углы не обязательно равны 90°. В этом случае при изменении размеров прямоугольников их углы тоже будут меняться пропорционально. Если кнопка отжата, то значения закругленности углов меняться не будут;

Кнопка Трансформировать градиенты (в заливке или обводке) вместе с объектом () обеспечивает пропорциональное изменение размеров градиентного рисунка при изменении размеров объекта. Если кнопка отжата, то размер градиента остается прежний и создается ощущение сдвига градиента относительно объекта. Иногда это создает интересные решения;

Кнопка Трансформировать текстуры (в заливке или обводке) вместе с объектом () обеспечивает пропорциональное изменение размеров текстурного рисунка при изменении размеров объекта. Выключение этого режима тоже приводит к интересным решениям.