Хлебные крошки



23. Режимы заливки слоев

В верхнем левом углу вкладки Layers (Слои) находится список Mode (Режим). Режимы определяют порядок наложения пикселей в слоях.

Всего в программе GIMP (в разных версиях) разработано от 21 до 23 режимов наложения пикселей. Большинство режимов похожи на режимы программы Adobe PhotoShop, но некоторые режимы являются аналогами режимов из других программ. Некоторые режимы, например, явно заимствованы из фильтров KPT. Учитывая их важность, мы расскажем о каждом из них. В процессе наложения имеют место три составляющие:

Исходный цвет — это цвет пикселей основного рисунка;

Вносимый цвет — цвет пикселей накладываемой области, или пикселей, вносимых инструментами, или пикселей с другого слоя;

Результирующий цвет — цвет пикселей в результате наложения исходных и вносимых пикселей.

При этом также учитываются установки цветового допуска (поле Threshold (Порог)) и уровня непрозрачности (поле Opacity (Непрозрачность)).

Композиции, получаемые с помощью режимов наложения пикселей, Вы видели много раз, скорее всего, восторгались ими, но не знали, как их получить. Теперь Вы сами можете творить волшебство с изображениями.

Прежде всего, все режимы наложения пикселей нужно разделить на две группы:

При работе с рисующими инструментами, в том числе с инструментами заливки, доступны все режимы наложения пикселей;

При работе с вкладкой Layers (Слои) доступны все режимы, кроме двух: Behind (Позади) и Color erase (Очистка цвета).

Режимы наложения пикселей мы будем сопровождать иллюстрациями, чтобы Вам было более понятно. В качестве исходных изображений мы будем использовать следующие два (Рис. 83 и Рис. 84).

 Деньги. Правда, бывшие GIMP 2.8.2 автор Шитов В.Н.

Рис. 83. Деньги. Правда, бывшие

Кадр из мультика GIMP 2.8.2 автор Шитов В.Н. 

Рис. 84. Кадр из мультика

Режим Addition (Добавление) складывает 16-ричные значения исходного и налагаемого цветов пикселей. То есть режим добавляет индивидуальные значения пикселей в исходном изображении к значениям пикселей, обработанных фильтром, в диапазоне от 0 до 255, отбрасывая значения, превышающие 255, т. е. в результате получается много чистого белого цвета. В результате взаимного выделения и сложения ярких областей в исходном изображении происходит осветление изображения.

Режим Behind (Позади) доступен только при работе со слоями, имеющими прозрачные области, которые полностью заменяются на вносимый цвет (Рис. 85). В Adobe PhotoShop, например, этот же режим называется Подложкой. Выделять эти прозрачные области не нужно, так как программа сама анализирует активный слой на изображении на наличие таких прозрачных пикселей. Если прозрачных пикселей на слое нет, то режим Behind (Позади) игнорируется.

 Изображение с подложкой GIMP 2.8.2 автор Шитов В.Н.

Рис. 85. Изображение с подложкой

Рассмотрим весь технологический процесс получения подложки. Сначала был выбран инструмент Пипетка () для взятия образца цвета фона на исходном изображении из мультика. Мы немного забежали вперед и применили режим Color erase (Очистка цвета) для обесцвечивания фона изображения. Применять режим Color erase (Очистка цвета) пришлось дважды: сначала была очищена основная часть фона, а затем фон в верхнем правом углу, так как очистка выполняется только по смежным пикселям. Затем изображение с деньгами (бывшими) было выделено все и скопировано в буферную память. Далее мы убедились, что скопированное изображение попало в список текстур на вкладке Текстуры. Затем мы использовали инструмент Заливка (). На панели параметров переключатель Fill Type (Тип заливки) в положение Pattern fill (Заливка текстурой). Переключатель Affected area (Область применения) был установлен в положение Fill whole selection (Заполнить все выделенное). Дело в том, что заливать нам придется две несмежные области. Поэтому если бы мы выбрали положение переключателя Fill similar colors (Заполнить похожие цвета), то заливать нам пришлось бы дважды. Наконец, был выполнен щелчок инструментом Заливка по прозрачным пикселям — подложка создана. Обратите внимание, как заливается текстурная подложка — как мозаика, заполняя все пространство.

Режим Color erase (Очистка цвета) доступен только при работе со слоями, исходные непрозрачные пиксели которых заменяются на прозрачные (Рис. 86). Выделите слой, на котором необходимо обесцветить пиксели. Для использования режима на слое требуется наличие альфа-канала на этом слое. Наличие альфа-канала в слое легко проверить по внешнему виду имени слоя: если имя слоя оформлено полужирным стилем, то на слое нет альфа-канала и применить режим невозможно. Для создания альфа-канала необходимо щелкнуть правой клавишей мыши по имени слоя на вкладке Слои и выполнить команду Add Alpha Channel (Добавить альфа-канал). Для обесцвечивания пикселей нужно на инструментальной панели выбрать цвет, который Вы собираетесь обесцвечивать на слое. Выбрать цвет можно с помощью инструмента Пипетка (). Причем совершенно безразлично, какой именно тип цвета выбирать — основной или фоновый. Затем возьмите инструмент Заливка (). На панели параметров установите переключатель Fill Type (Тип заливки) в положение FG color fill (Заливка переднего плана) или BG color fill (Заливка фона), в зависимости от того, какой тип цвета Вы выбрали на инструментальной панели. Установите переключатель Affected area (Область применения) в положение Fill similar colors (Похожие цвета). В этом случае обесцвечиваться будут только смежные пиксели указанного цвета. Если выбрать положение Fill whole selection (Все выделение), то обесцвечиваться будут и несмежные пиксели на слое. Щелкните инструментом Заливка по той области на изображении, которое нужно обесцветить. Важным параметром при обесцвечивании является параметр Threshold (Порог) — если после обесцвечивания на оставшихся фрагментах остались крошки цвета, который обесцвечивался в этой операции, то сделайте шаг назад и увеличьте значение порога.

Очистка выделенной области GIMP 2.8.2 автор Шитов В.Н. 

Рис. 86. Очистка выделенной области

Режим Color (Цвет) — результирующий цвет получается с яркостью Luminosity (Яркость) исходного цвета, но с цветовым тоном Hue (Тон) и насыщенностью Saturation (Насыщенность) вносимого. Это позволяет сохранить серую шкалу. Находит широкое применение для цветного тонирования монохромного изображения. Этот режим сохраняет значения и цветового тона, и насыщенности активного слоя и совмещает их со значениями яркости расположенного ниже изображения. Этот режим очень часто применяется после режима Color erase (Очистка цвета).

Режим Burn (Затемнение) — происходит затемнение базовых цветов для того, чтобы отразить вносимый цвет. Вносимый белый цвет на результат не влияет. Данный режим создает высококонтрастный эффект. Изображение становится очень четким. На конечные цвета влияет параметр Threshold (Порог).

В следующем примере был выбран цвет с параметрами: R = 53, G = 134, B = 244. Был применен инструмент Заливка с режимом Burn (Затемнение). В результате на рисунке (Рис. 87) были наложены дополнительные синие тона и изображение стало значительно четче.

 Применение режима Burn(Затемнение) GIMP 2.8.2 автор Шитов В.Н.

Рис. 87. Применение режима Burn(Затемнение)

Режим Dodge (Осветление) — происходит осветление базовых цветов для того, чтобы отразить вносимый цвет. Вносимый черный цвет на результат не влияет.

Режим Darken only (Только темное) — происходит замена исходных цветов, причем только тех, которые светлее вносимого, а цвета, темнее вносимого, остаются без изменения (Рис. 88). Понятия «светлее» и «темнее» не зависят от нашего восприятия. Программа сравнивает уровни яркости пикселей цветного изображения по каналам. Поэтому в каналах могут быть совсем другие понятия о «светлее» и «темнее».

Режим Darken only (Только темное) GIMP 2.8.2 автор Шитов В.Н. 

Рис. 88. Режим Darken only (Только темное)

Режим Difference (Разница) — результирующий цвет равняется разнице в яркости исходного и вносимого цветов. Цвета могут получаться самые неожиданные для восприятия, но достаточно четко определяемые математически. Черный цвет и белый цвет определяются тем, что прозрачные пиксели не оказывают влияния в расчетах. Повторное наложение режима на одни и те же области делает результат еще более неожиданном (Рис. 89). Но бесконечно это длиться не может — после нескольких шагов очередное наложение возвращает предыдущий вариант наложения в этой же области.

 Результат применения режима Difference (Разница) GIMP 2.8.2 автор Шитов В.Н.

Рис. 89. Результат применения режима Difference (Разница)

Режим Dissolve (Растворение) — при установке режима Растворение, нужно дополнительное условие: следует установить в поле Opacity (Непрозрачность) значение, отличное от 100% (например, 70%). Если активный слой полностью непрозрачен и имеет жесткие края, то этот режим работает как режим Normal (Нормальный). В случае растушевки краев слоя этот режим располагает пиксели вдоль краев случайным образом (Рис. 90). В нашем примере мы использовали значение непрозрачности 50%. Некоторым недостатком режима можно считать точечный шум.

 Режим Dissolve (Растворение) GIMP 2.8.2 автор Шитов В.Н.

Рис. 90. Режим Dissolve (Растворение)

Режим Divide (Деление) создает горящие, буквально выжженные образы с пылающими глазами. Если накладывать два изображения друг на друга, как это мы делаем с двумя нашими исходными изображениями, то каждая комбинация наложения будет создавать разный эффект. Применение заливок также будет создавать разные эффекты. При обработке изображения используется следующая формула: значение цвета пикселя из нижнего слоя умножается на число 256. Полученное значение делится на значение цвета пикселя из верхнего слоя и прибавляется 1.

Режим Grain extract (Извлечение зерна) применяет так называемый эффект извлечения зерна из фильма. При обработке изображения используется следующая формула: из значения пикселя верхнего слоя вычитается значение пикселя нижнего слоя и прибавляется 128. Значение 128 означает нейтральный серый цвет.

Режим Grain merge (Объединение зерна) является противоположным действию режима Grain extract (Извлечение зерна).

Режим Hard Light (Направленный свет) — происходит либо усиление цвета в виде затемнения, как в режиме Multiply (Умножение), либо ослабление цвета в виде осветления, как в режиме Screen (Экран). Это происходит в зависимости от вносимого цвета (Рис. 91). На наложение пикселей влияет параметр Opacity (Непрозрачность). В данном примере мы установили непрозрачность 50%.

 Режим Hard Light (Направленный свет) GIMP 2.8.2 автор Шитов В.Н.

Рис. 91. Режим Hard Light (Направленный свет)

Режим Hue (Тон) — результирующий цвет получает цветовой тон (оттенок) вносимого цвета, но сохраняет значения насыщенности Saturation (Насыщенность) и яркости Value (Яркость) исходного цвета. При редактировании черно-белых изображений этот режим недоступен.

Режим Lighten only (Только светлое) — происходит замена исходных цветов, причем только тех цветов, которые темнее вносимого цвета, а цвета, которые светлее вносимого, остаются без изменения. В данном режиме сравниваются уровни яркости для всех каналов в полноцветном изображении.

Режим Multiply (Умножение) — перемножает исходный и вносимый цвета, поэтому результирующий цвет получается всегда темнее исходного. При внесении чистого черного цвета результирующий цвет также становится черным. Белый цвет на исходный цвет не оказывает никакого влияния. Если режим Multiply (Умножение) приводит к слишком темному эффекту, то необходимо уменьшить значение Opacity (Непрозрачность).

Режим Normal (Нормальный) — при установке данного режима происходит полная замена исходного цвета на вносимый, т. е. накладывается совсем непрозрачное изображение (значение в поле Opacity (Непрозрачность) по умолчанию равно 100%). Этот режим, как правило, устанавливается по умолчанию. В сочетании со значением параметра Opacity (Непрозрачность), равным 100%, этот режим отображает каждый пиксель активного слоя в обычном виде независимо от цвета расположенного под ним изображения. Когда значение Opacity (Непрозрачность) составляет меньше 100%, цвет каждого пикселя в активном слое усредняется композитным пикселем в слоях, расположенных под ним, в соответствии со значением Opacity (Непрозрачность).

Режим Overlay (Перекрытие) — усиливает цвет, так же как в режиме Multiply (Умножение), или ослабляет цвет, так же, как в режиме Screen (Экран). Это зависит от исходного цвета: вносимый цвет не заменяет исходный цвет, а накладывается на него. При этом сохраняется соотношение света и тени. Если вносится чистый черный цвет, то результирующий цвет также становится чисто черным, если вносится чистый белый цвет, результирующий цвет становится чисто белым цветом.

Режим Saturation (Насыщенность) — результирующий цвет получает насыщенность вносимого, но сохраняет оттенок Hue (Тон) и яркость Value (Яркость) исходного цвета. На серые оттенки действия не оказывает. Этот режим сохраняет значения насыщенности цвета активного слоя и смешивает значения цветового тона и яркости с изображением, расположенным ниже.

Режим Screen (Экран) — исходный и вносимый цвета разделяются, поэтому результирующий цвет получается немного светлее исходного цвета. Если вносится чистый белый цвет, то результирующий цвет становится белым. Черный цвет на исходный не влияет. Этот режим лучше всего применять только при работе с достаточно темными изображениями, чтобы избежать избыточного осветления.

Режим Soft Light (Рассеянный свет) — усиливает или ослабляет цвет в зависимости от вносимого цвета. Если вносимый цвет светлее 50%-ного серого цвета, то исходный цвет осветляется. Если вносимый цвет темнее 50%-ного серого цвета, то исходный цвет затемняется. Особо следует подчеркнуть, что чистый белый цвет осветляет, а чистый черный цвет затемняет исходный цвет, но не дает возможности получить ни чисто белый, ни чисто черный цвета.

В режиме Subtract (Вычитание) индивидуальные значения налагаемых пикселей, обработанных фильтром, вычитаются из исходных пикселей изображения с минимальным значением 0. Значения меньше нуля округляются до нуля. В результате на изображении преобладает чистый черный цвет. Например, если вычитать из зеленого цвета (0, 255, 0) желтый цвет (255, 255, 0), мы получим чистый черный цвет (0 – 255 = 0, 255 – 255 = 0, 0 – 0 = 0).

Режим Value (Яркость) — результирующий цвет получается с цветовым тоном Hue (Тон) и насыщенностью Saturation (Насыщенность) исходного цвета, но с яркостью вносимого. В серой шкале результат совпадает с вносимым тоном. Данный режим по своему результату противоположен режиму Color (Цветность). Этот режим сохраняет значения освещенности активного слоя и совмещает их с величинами цветового тона и насыщенности расположенного ниже изображения.


Hilliger Media Shop
Template "butterflymeadowfree" designed by Hilliger Media (Copyright © 2011)