Хлебные крошки



22. Работа со слоями. Терминология слоев

Слой — это специальное понятие в приложении GIMP. Понятие слоя встречается не только в приложении GIMP, слои применяются и в других приложениях, например, в Adobe Photoshop или CorelDRAW. Но в каждом приложении слой понимается, хотя бы немного, но по-другому, хотя понятия и содержат много общих черт.

Если говорить на более понятном языке, слой — это картинка, расположенная на прозрачной кальке. На слое может не быть ничего (например, при его создании, и тогда слой полностью прозрачен). Каждый слой состоит из одного или нескольких каналов в зависимости от того или иного цветового режима, на основе которого создано изображение. В одном изображении может находиться несколько слоев. Число слоев не ограничено. Если такое ограничение и имеется, то число слоев в нем намного больше, чем может потребоваться при работе.

Примечание: в Adobe Photoshop, например, число слоев ограничено числом 8000.

Слои можно перемещать относительно друг друга, а также вверх или вниз, добавлять новые слои, удалять ненужные слои, отключать и включать видимость слоев и т. д.

Понятие прозрачности понимается в слоях следующим образом: сколько бы ни было слоев, общая прозрачность всех слоев, т. е. всего изображения в целом, от этого не изменяется. Если сравнивать слой с калькой, с прозрачной пленкой или со стеклом, то при наложении их друг на друга общая прозрачность изменяется, так как с каждым новым слоем стекла, пленки или кальки видимость ухудшается вследствие материальности этих объектов. При работе со слоями в приложении GIMP такого ограничения нет. Слой — это не материальный объект, а всего лишь абстрактное понятие, поэтому при наложении прозрачных слоев друг на друга изменить общую прозрачность или непрозрачность невозможно. Изменить эти параметры можно только по прямому указанию пользователя программы.

В качестве примера можно привести следующее изображение (Рис. 75). В этом изображении 3 слоя. Формат *.PSD говорит, что когда-то это изображение было создано в программе Adobe Photoshop. Об этом же говорит и имя заднего плана. На заднем плане находится изображения коралла. На двух других слоях находится по одной рыбке. Располагать каждый объект на отдельном слое очень удобно, так как при необходимости каждый объект можно трансформировать (масштабировать, повернуть, зеркально отразить и т. д.) совершенно независимо от других объектов.

 Изображение с несколькими слоями GIMP 2.8.2 автор Шитов В.Н.

Рис. 75. Изображение с несколькими слоями

Перечень слоев находится на вкладке Слои. Активный слой выделяется синим цветом. Выделенным слоем может быть только один слой. Имя активного слоя выводится на системную полосу окна с изображением. В нашем примере это Слой 1.

Видимость слоя показывается на вкладке Слои в виде открытого глаза (). Для того чтобы сделать слой невидимым, нужно щелкнуть по значку глаза, после чего этот значок исчезнет. Чтобы сделать слой видимым, нужно щелкнуть слева от иконки слоя. Обратите внимание, если подвести указатель мыши слева от иконки слоя, то появляются два белых квадратика. Глаз находится на левом квадратике. На правом квадратике можно установить значок цепи. Слои, в которых находится значок цепи, связаны между собой.

То, что слой становится невидимым, вовсе не означает, что он удаляется или исчезает из изображения. Сокрытие слоя сравнимо с электрической лампочкой. Щелчок выключателя и лампочка выключена. Второй щелчок — лампочка включена. Со слоями ситуация такая же. В любой момент слой можно включить и отключить. Если нажать на клавишу Shift, а затем щелкнуть по значку глаза в одном из слоев, то закроются все остальные слои, а тот, по которому был сделан щелчок, останется видимым. Если хотя бы один слой при этом был закрыт, то щелчок мышью с нажатой клавишей Shift по одному из слоев включает видимость всех слоев.

Самым нижним слоем по умолчанию является фоновый слой или слой заднего плана. По умолчанию имя этого слова — Фон. Выше этого слоя могут находиться другие слои. По умолчанию слой заднего фона полностью непрозрачен, а другие слои создаются по умолчанию полностью прозрачными. Прозрачность на слое показывается шахматкой серых тонов. На прозрачном слое можно рисовать любым рисующим инструментом, заливать этот слой или только выделенную область инструментами Заливка или Градиент. Но иногда прозрачные области на слое нужно защитить. В этом случае нужно выделить слой, на котором нужно установить защиту прозрачности и на вкладке Слои нажать на кнопку Запереть альфа-канал (). Например, на рисунке (Рис. 76) приведен пример защиты прозрачности: мы обработали плавники рыбки инструментом Кисть. Закрашивались только непрозрачные пиксели, а вот прозрачные пиксели остались без изменения. При этом мы даже не старались точно попасть по плавникам рыбки — рисование выполнялось довольно грубо. Но на рисунке это никак не заметно — закрасились только плавники, а вне рыбки краска просто игнорировалась.

Примечание: границы слоя с рыбкой показаны пунктирной рамкой.

Защита прозрачности GIMP 2.8.2 автор Шитов В.Н. 

Рис. 76. Защита прозрачности

Кроме обычных пиксельных слоев можно создавать текстовые слои. Эти слои создаются автоматически при вводе текста. Имя слоя по умолчанию состоит из текста, введенного в этом слое.

Текстовые слои являются векторными объектами, а рисунок является пиксельным или растровым, или битовым. Все эти термины подразумевают одно и то же, что изображение состоит из квадратных точек, называемых растрами или пикселями. Текстовые слои можно преобразовывать в пиксельные. Для этого нужно на вкладке Слои выделить текстовый слой и щелкнуть по нему правой клавишей мыши. Из появившегося контекстного меню необходимо выполнить команду Discard Text Information (Удалить текстовую информацию). После этого пиктограмма слоя на вкладке Слои изменится — вместо буквы «T» на пиктограмме появится шахматка прозрачности, говоря о том, что слой стал пиксельным.

Слои могут быть также плавающими. Точнее, плавающими могут быть выделения, но создаются они на специальных слоях (Рис. 77).

Плавающее выделение GIMP 2.8.2 автор Шитов В.Н. 

Рис. 77. Плавающее выделение

Рассмотрим создание такого плавающего выделения подробнее, так как этой особенности нет в других программах. Откройте любое изображение, лучше однослойное. Создайте выделение, например, инструментом Прямоугольное выделение () или Эллиптическое выделение (), как наиболее простыми. Выполните команду Edit → Copy (Правка Копировать) или комбинацию клавиш Ctrl + C для копирования выделенной области в буферную память. Выполните команду Edit  Paste (Правка Вставить) или комбинацию клавиш Ctrl + V для вставки содержимого буферной памяти на изображение. Поместите указатель мыши внутрь выделенной области так, чтобы появился крестообразный значок, и переместите эту область в другое место на изображении. Выделенную область мы перемещаем только с одной целью — чтобы Вы видели, что операции копирования и вставки действительно были выполнены.

Теперь посмотрите на вкладку Слои. Здесь появился новый слой с плавающим выделением. Теперь возникает законный вопрос — что делать дальше? А дальше возможны два варианта: или слить слой с плавающим выделением со слоем, над которым он был создан, или преобразовать это выделение в самостоятельный пиксельный слой. Второй вариант предпочтительнее, так как потом может потребоваться разместить слои в стопке по-другому или другие операции со слоями.

Для слияния плавающего выделения с нижележащим слоем нужно переместить указатель мыши вне выделения. К указателю мыши прикрепляется значок якорька. Посмотрите на рисунок (Рис. 77) — здесь приведен пример с таким значком. Другой способ слияний — щелкнуть по кнопке с якорьком Anchor floating layer (Прикрепить плавающий слой) () на вкладке Слои.

Особо необходимо сказать о нижеследующем слое, с которым происходит слияние плавающего выделения. Плавающее выделение расположено на вкладке Слои не над тем слоем, над которым оно создается, а в самом верху стопки слоев. Поэтому может возникнуть иллюзия, что слияние должно произойти с тем слоем, который расположен точно под плавающим выделением. Однако это не так. Несмотря на то, что плавающее выделение расположено на самом верху стопки, сливаться этот слой будет с тем слоем, который был выделен перед созданием плавающего выделения.

Для преобразования плавающего выделения в самостоятельный слой нужно выполнить одно из следующих действий:

Нажать на кнопку New layer (Создать новый слой) () на вкладке Layers (Слои);

Открыть меню вкладки Слои. Для чего нужно сначала нажать на кнопку (), а затем выполнить команду Layers Menu  New Layer (Меню слоев Создать слой);

Выполнить команду Layer  New Layer (Слой Новый слой);

Выполнить комбинацию клавиш Shift + Ctrl + N.

Некоторые слои создаются автоматически. Например, при создании нового изображения создается слой заднего фона. При создании текстового слоя также создается специальный текстовый слой. При создании плавающих выделений мы также убедились, что слои такого типа также создаются автоматически. Но плавающее выделение не является полностью самостоятельным слоем и потом все равно приходится принимать решение о судьбе такого слоя.

Слои на вкладке Layers (Слои) располагаются в той последовательности в стопке слоев, в каком они находятся на изображении.

Параметры вкладки Layers (Слои)

Ползунок Opacity (Непрозрачность) определяет уровень непрозрачности. По умолчанию все слои создаются полностью прозрачными. Если слой непрозрачен только частично, то становятся видны нижележащие слои. Эти слои будут видны не полностью, а только частично — ровно настолько, насколько прозрачен вышележащий слой.

Точно так же, как и в Adobe Photoshop прозрачность на слое обозначается шахматкой, но не бело-серой, а светло-серой и темно-серой. Привыкнув работать в Adobe Photoshop, мы также имеем право изменить цвет шахматки прозрачности. Для этого выполните команду Edit  Preferences (Правка Параметры). После этого открывается одноименное окно. На вкладке Display (Дисплей) определяется внешний вид прозрачности и разрешение на экране монитора. Откройте список Transparence type (Стиль клеток) и выберите вариант Белые клетки. Нажмите на кнопку ОК. В результате шахматка прозрачности стала светло-серой и белой (Рис. 78).

Текст с тенью на прозрачном слое GIMP 2.8.2 автор Шитов В.Н. 

Рис. 78. Текст с тенью на прозрачном слое

В нижней части окна находятся кнопки для создания новых слоев, удаления ненужных слоев и некоторых преобразований слоев — группирования, разгруппирования, преобразования группированного слоя в обычный слой:

New layer (Создать новый слой) () — создает новый стандартный пиксельный слой. Новый слой создается над активным слоем. Перед созданием нового слоя пользователь запрашивается о размерах нового слоя и его фоне. По умолчанию фон нового слоя прозрачный, но теоретически Вы можете выбрать также и любой цвет фона (хотя практически трудно себе даже представить, где это и для чего может потребоваться). При создании нового слоя можно определить имя нового слоя. Если Вы забудете это сделать, то программа даст имя новому слою сама;

Raise layer (Поднять слой на один вверх) () — поднимает активный слой на один уровень вверх, если только он не находится на самом верху стопки слоев;

Lower layer (Опустить слой на один вниз) () — опускает активный слой на один уровень вниз, если только он не находится в самом низу стопки слоев;

Duplicate layer (Создать копию слоя) () — создает копию активного слоя в стопке слоев. Копия создается над активным слоем;

Anchor floating layer (Прикрепить плавающий слой) () — сливает слой с плавающим выделением с нижележащим слоем;

Delete layer (Удалить слой) () — удаляет выделенный слой.

Если случайно панель с кнопками на вкладке Слои закрылась, то откройте меню вкладки (нажмите на кнопку ()) и в открывшемся меню выполните команду Показывать панель с кнопками.

Каждый слой может включать в себя следующие элементы:

Видимость слоев — обозначается в виде открытого () глаза. Если глаз открыт, то слой видим. Если глаза не видно, то слой невидим. Для включения или для отключения видимости слоя нужно щелкнуть по значку глаза;

Пиктограмма слоя — прямоугольный значок, на котором в уменьшенном масштабе показывается рисунок, созданный на этом слое. Если слой не фоновый, то на нем обязательно в начале его создания будет нанесена серо-белая шахматка, что сообщает пользователю, что слой прозрачный;

Имя слоя — при создании слоя присваивается автоматически, но затем это имя можно изменить;

Значок типа слоя — если слой не пиксельный, то иконка типа слоя находится на пиктограмме слоя. Например, на текстовом слое находится буква «T», а на плавающем слое находится символ тильда «~».

Управление внешним видом вкладки Layers (Слои) осуществляется из меню этой вкладки. Для изменения внешнего вида слоя на вкладке Layers (Слои) предназначен раздел Preview size (Размер эскиза). Здесь можно выбрать размер пиктограммы слоя от маленького до гигантского.

Над вкладкой Слои находится список открытых изображений. Если этот список Вам не нужен, то в меню вкладки предлагается команда Show Image Selection (Показать список изображений). Если в команде флажок установлен, то список открытых изображений виден. Выполните команду, и флажок будет сброшен, а список закроется. Для открытия списка открытых изображений снова выполните эту же команду.

Отметим еще тип оформления имени слоя. Если имя слоя оформлено полужирным стилем, то это означает, что у этого слоя нет альфа-канала. Как правило, это фоновые слои. Об альфа-каналах мы поговорим при изучении каналов.

Содержание списка Mode (Режим) будет рассмотрено отдельно.

Переименование и удаление слоев

Перед переименованием или удалением слоя, его необходимо выделить. Для переименования слоя необходимо выполнить одно из следующих действий:

Дважды щелкнуть по имени слоя, который вы собираетесь переименовать. После этого нужно ввести новое имя слоя и нажать на клавишу Enter на клавиатуре ПК;

Щелкнуть правой клавишей мыши по имени слоя, который вы собираетесь переименовывать и выбрать команду Edit Layer Attributes (Правка атрибутов слоя);

Выполнить аналогичную команду из набора команд вкладки Layers (Слои).

После выполнения одного из двух последних действий открывается окно Layer Attributes (Атрибуты слоя). Введите новое имя слоя и нажмите на кнопку ОК.

Для удаления слоя, который стал ненужным, необходимо выполнить одно из следующих действий:

Щелкнуть по значку корзинки Delete layer (Удалить слой) (), который находится в нижней части вкладки Layers (Слои);

Щелкнуть правой клавишей мыши по удаляемому слою и из открывшегося контекстного меню выбрать команду Delete Layer (Удалить слой);

Выполнить команду Delete Layer (Удалить слой) из меню вкладки Layers (Слои);

Выполнить аналогичную команду из раздела основного меню Layers (Слои).

При удалении слоя никакого запроса на подтверждение удаления не выдается, поэтому слой удаляется сразу же, как только вы выполните любое из этих действий.

Если слой был удален ошибочно, и вы это обнаружили сразу же, то можно отменить удаление, выполнив команду Undo (Отменить) из раздела Edit (Правка) основного меню или выполнить комбинацию клавиш Ctrl + Z.

Перемещение слоев в стопке

Для перемещения слоя его, прежде всего, необходимо выделить. Процесс перемещения слоя заключается в том, что перемещаемый и соседний с ним слой меняются местами. Переместить можно любые слои, в том числе и фоновый слой или слой заднего плана.

Примечание: в большинстве графических программ перемещать слой заднего плана запрещено. Поэтому постоянно приходится обходить этот запрет с помощью хитроумных комбинаций. Здесь хитрить не нужно.

Для перемещения выделенного слоя его нужно подхватить мышью и, не отпуская мышь, перетащить вверх или вниз. При перемещении слой показывает свое текущее местоположение в стопке слоев, что очень удобно для ориентирования. При перемещении слоя указатель мыши принимает вид уголка. Как только к уголку добавится черный наконечник от стрелы, то это означает, что слой переместился на один слой вверх или вниз. Кроме этого появляется горизонтальная линия, показывающая над или под которым слоем сейчас окажется перемещаемый слой.

Если этот способ покажется Вам не очень удобным, то на панели кнопок вкладки Слои предлагаются удобные кнопки для перемещения слоев в стопке: Raise layer (Поднять слой на один вверх) () и Lower layer (Опустить слой на один вниз) ().

Для поднятия активного слоя на самый верх или низ стопки нужно держать нажатой клавишу Shift и только потом нажать на кнопку Raise layer (Поднять слой на один вверх) () или Lower layer (Опустить слой на один вниз) ().

Наконец, переместить слой можно с помощью команд, которые находятся в разделе Layer Stack (Слой Стопка слоев).

Чтобы инвертировать расположение слоев в стопке, то есть расположить их в обратном порядке, нужно выполнить команду Слой Стопка слоев Обратный порядок слоев.

Примечание: в предыдущих версиях данной программы этой команды не было, поэтому мы даем ее только на русском языке.

Выделять слой и делать его активным можно щелчками мыши. Эти же действия можно выполнить и с помощью клавиш клавиатуры: PageUp или стрелка вверх (↑) (выделить слой на один выше), и PageDown или стрелка вниз (↓) (выделить слой на один ниже). Выделить самый верхний или самый нижний слой в стопке слоев можно с помощью клавиш Home или End.

Объединение слоев

Объединение слоев является заключительным шагом по работе со слоями. Суть его заключается в том, чтобы объединить слои в один или несколько суммарных слоев. Объединение слоев необходимо как с целью экономии строк на вкладке Layers (Слои), так и для единообразия некоторых действий. Кроме этого, некоторые операции можно производить только с одним слоем.

Для того чтобы объединить один слой с другим, нижележащим, слоем, требуется, чтобы оба объединяемые слоя были видимыми (то есть со значком глаза), при этом нужно, чтобы был выделен верхний слой из объединяемой пары слоев. Затем нужно выполнить команду Merge Down (Объединить с предыдущим) из меню команд вкладки Layers (Слои) или из раздела основного меню Layers (Слои).

Для объединения всех видимых слоев на изображении требуется сначала сделать невидимыми слои, которые не будут объединены. Затем необходимо или выполнить команду Merge Visible Layers (Объединить видимые слои) из меню команд вкладки Layers (Слои), или команду Image  Merge Visible Layers (Изображение Объединить видимые слои). После этого открывается диалоговое окно с параметрами объединения. По умолчанию все невидимые слои не удаляются, но если эти слои больше не нужны, то Вы можете их удалить. Для этого нужно в диалоговом окне Merge Layers (Объединить слои) установить флажок в индикатор Отказаться от невидимых слоев.

Переключатель Final, Merged Layers hould be (Полученный слой должен быть) определяет способы определения границ объединенного слоя. Вариант Расширен при необходимости определяет границы объединенного слоя по наибольшим границам объединяемых слоев. Вариант Отсечен по изображению границами объединенного слоя считает границы холста (или канвы) изображения. Наконец, вариант Отсечен по нижнему слою будет считать границами объединенного слоя самый нижний из объединяемых слоев. Это может быть удобно в том случае, если самым нижним объединяемым слоем будет фоновый слой. Если нижний слой не фоновый, то Вы рискуете нарваться на неожиданности. Хотя, может быть, это именно то, что Вы ищете.

Для того чтобы свести все слои нужно визуализировать все слои, которые вы хотите свести в один слой. Помните, что невидимые слои будут удалены. Сведение всех слоев на изображении в один осуществляется или командой Flatten Image (Свести изображение) из меню команд вкладки Layers (Слои), или командой Image  Flatten Image (Изображение Свести изображение). После выполнения этой команды на изображении остается всего один слой, на котором прорисованы все пиксели, которые раньше находились на разных слоях.

Примеры по работе со слоями

Для того чтобы лучше понять, как работают слои, рассмотрим несколько примеров.

Пример № 1.

Этот пример мы создадим с нуля. Создайте новое изображение с предлагаемыми размерами. Так как мы собираемся создавать все с самого нуля, то прежде всего создадим образец шаблона для заливки слоя заднего плана. Нам нужен такой шаблон, которого не было бы ни у кого. Пусть остальные нам завидуют. В качестве исходного изображения мы возьмем логотип фирмы Adobe (Рис. 79). Если у Вас установлена программа Adobe PhotoShop 9 CS2, то это изображение хранится в папке C:\Program Files\Adobe\Photoshop CS2\Help\images под именем adobelogo.jpg. Из него мы будем создавать шаблон образца для заливки. Откройте этот файл и выполните команду Select All (Выделение Все) или комбинацию клавиш Ctrl + A. Этим мы выделим все изображение логотипа. Скопируйте выделенную область в буферную память командой Edit Copy (Правка Копировать). Выполните команду File Save as Template (Файл Сохранить как шаблон). После этого открывается окно, в котором нужно указать имя нового шаблона. Подтвердите имя шаблонной заливки нажатием на кнопку ОК. Перейдите на вкладку Patterns (Текстуры). Нажмите на этой вкладке на кнопку Refresh patterns (Обновить текстуры) () для того, чтобы вновь созданная текстура появилась на вкладке Patterns (Текстуры). Откровенно говоря, создавать новую текстуру вовсе не обязательно. Как только образец будет скопирован в буферную память, то немедленно этот фрагмент изображения попадет и в список шаблонных заливок и в список форм кистей. Правда, в этих списках этот образец будет до тех пор, пока мы не поместим что-нибудь новое в буферную память. Но сложно ли нам это? Ведь это так просто.

 Исходный образец для создания шаблона GIMP 2.8.2 автор Шитов В.Н.

Рис. 79. Исходный образец для создания шаблона

Примечание: если логотипа фирмы Adobe у Вас нет, то создайте текстуру на основе любого рисунка. Рисунок лучше брать небольшой.

Закройте изображение, на основе которого создавалась текстурная заливка. Теперь у нас осталось только одно изображение, которое мы хотим залить шаблонной заливкой. На вкладке Patterns (Текстуры) выберите созданный шаблон. Выберите инструмент Заливка (). Щелкните по фону изображения. Так как на фоновом слое у нас ничего не выделено, то заливаться будет весь слой.

Затем мы использовали инструмент Текст (). Каждое слово создавалось на отдельном слое. Каждое слово форматировано отдельной гарнитурой шрифта. В данном примере использовались специальные декоративные шрифты. Каждая буква в этих шрифтах представляет собой карточку, на которой расположена прозрачная буква. Поэтому через прозрачные буквы виден фоновый слой. Цвет, размер каждого текста тоже форматировались каждый раз. Затем были использованы инструменты трансформации. Кроме этого использовались некоторые фильтры для создания дополнительной четкости.

 Готовое изображение GIMP 2.8.2 автор Шитов В.Н.

Рис. 80. Готовое изображение

Несколько штрихов кистью с необычными формами (листья, рыбка, снежинка) и изображение готово (Рис. 80). Все отпечатки кисти, кроме листьев, созданы нами. Штрихи кистью расположены на отдельных слоях и находятся сразу над фоновым слоем. Поэтому штрихи кистью просто перекрываются текстом.

Пример № 2

В этом примере мы создадим изображение с перспективой и тенью (Рис. 81).

Создайте новое изображение с размерами 600×600 пикселей. Возьмите инструмент Заливка (). На панели параметров в качестве типа заливки выберите Заливка текстурой. В качестве образца текстуры мы выбрали Parque #3, то есть один из вариантов паркета. Щелкните по фону изображения. Так как на фоновом слое у нас ничего не выделено, то заливаться будет весь слой.

Изображение с перспективой GIMP 2.8.2 автор Шитов В.Н. 

Рис. 81. Изображение с перспективой

Затем мы использовали инструмент Перспектива (). Щелкните в любом месте изображения, чтобы по углам изображения появились квадратные маркеры. Потяните нижний правый маркер вправо строго по горизонтали. Примите эту трансформацию (нажмите на кнопку Преобразовать в окне Перспектива). Потяните нижний левый маркер влево строго по горизонтали. Также примите эту трансформацию. В результате этих манипуляций мы создали слой с перспективой.

Далее мы использовали одно из стандартных изображений, прилагаемых к программе Adobe PhotoShop — изображение с утенком. Но утенок находится на белом фоне, который нам совершенно не нужен. Избавимся от него. Возьмите инструмент Волшебная палочка (). На панели параметров установите параметр Порог не выше 15. Щелкните по белому фону вокруг утенка — весь белый фон будет выделен. Выполните команду Select Invert (Выделение Инвертировать) или выполните комбинацию клавиш Ctrl + I. Команда Инвертировать меняет выделенную и не выделенные области местами. То есть, то, что не было выделено, становится выделенным и наоборот. Тем самым мы выделяем утенка. Выполняем команду Edit Copy (Правка Копировать). Этой командой мы скопировали утенка в буферную память. Изображение с утенком нам больше не нужно и мы можем его закрыть.

У нас осталось единственное открытое изображение с созданным паркетом. Вставьте утенка из буферной памяти на это изображение командой Edit  Paste (Правка Вставить). Утенок вставляется на слой с плавающим выделением. Щелкните по кнопке New layer (Создать новый слой) () на вкладке Layers (Слои), чтобы преобразовать плавающее выделение в новый слой.

Как бы точно мы не выделяли утенка, все равно мы сделали это грубовато. Объясним, почему это происходит. Изображение представляет собой матрицу, заполненную квадратными точками, то есть пикселями. А разве фрагмент любого изображения состоит только из прямолинейных горизонтальных или вертикальных областей? Конечно же, нет. Поэтому когда мы выделяем и копируем, то есть, выдергиваем фрагмент изображения в буферную память, то мы не можем делать это мягко — по краям изображения обязательно останутся следы от фона изображения, из которого мы выдернули фрагмент. Вы видели такие недостатки при просмотре рекламы.

Избавимся от этого недостатка. Для этого возьмем инструмент Размывание/резкость (). На панели параметров установите переключатель Convolve Type (Вид действия) в положение Blur (Размывание). Установите размер кисти, которой мы будем выполнять размывание примерно 20-25 пикселей. Проведите инструментом по краям изображения (в нашем примере утенка) там, где могут находиться чужие вкрапления, и они станут незаметными. Скажем откровенно, мы при обработке изображений всегда пользуемся этим приемом и учим этому наших учеников. Поэтому мы обводит размывающим инструментом все скопированное изображение.

Объясняем, зачем это нужно делать. Пиксели имеют квадратную форму. Практически ни один объект не имеет квадратной или прямоугольной формы. Поэтому, когда мы «выдергиваем» фрагмент изображения из фотографии, на краях этого фрагмента создаются зазубрины, которые сразу говорят об искусственности нашей последующей композиции. Кроме этого довольно сложно «выдернуть» только родные цвета этого фрагмента — часто на краях «выдергиваемого» объекта остаются отдельные пиксели от окружающего фона на фотографии. Поэтому легкое размытие краев такого фрагмента устраняет и зазубренность, и чужеродные отдельные пиксели. Проводка размывающим инструментом должна быть быстрая, чтобы не исказить края фрагмента, иначе вместо одного дефекта Вы получите другой — сильно размытые края.

Добавим к утенку тень. Тень не отбрасывает только Сатана. Именно игра света и тени делают изображение реалистичным. Напоминаем, что у нас пока выделен слой с утенком. Ведь тень мы будем создавать именно от утенка. Откройте раздел меню Filters (Фильтры) и выполните команду Shadow Drop-Shadow (Свет и тень Отбрасываемая тень). После этого открывается окно для настройки параметров тени (Рис. 82).

Настройка параметров тени GIMP 2.8.2 автор Шитов В.Н. 

Рис. 82. Настройка параметров тени

Примечание: в предыдущих версиях эта команда находилась в разделе меню Script-Fu. В версии GIMP 2.2. такого раздела меню нет. В предыдущих версиях все фильтры были разделены на две части: Filters (Фильтры) и Script-Fu (Макросы). Теперь все эффекты объединены в одном разделе: Filters (Фильтры).

Параметры Offset X (Смещение по X) и Offset Y (Смещение по Y) определяют смещение тени относительно исходного объекта. Для того чтобы тень была видна, нужно чтобы тень была смещена. Параметр Blur radius (Радиус размывания) определяет расстояние от края тени, которое будет размываться от полной непрозрачности в центре, до частичной непрозрачности приближаясь к краям тени. Здесь применяется так называемое размытие по Гауссу. Чем больше будет радиус размытия, тем прозрачнее будет тень на краях. Цвет тени по умолчанию черный, хотя тень может быть любого цвета. Нажмите на кнопку ОК для принятия параметров тени.

Тень создается на слое под тем слоем, для которого эта тень создается. Слой с тенью создается автоматически.

Изображение полностью готово. Если Вы хотите, чтобы тень была больше, выделите слой с тенью и сдвиньте ее относительно исходного объекта.


Hilliger Media Shop
Template "butterflymeadowfree" designed by Hilliger Media (Copyright © 2011)