Хлебные крошки


Авторизация




Рейтинг@Mail.ru

 

Rambler's Top100

Уровень доверия для obrazovanie-saratov.ru - 1.23 Ожидаемый PageRank для obrazovanie-saratov.ru - 3.22


20. Прочие инструменты

К прочим инструментам относятся: Контуры (GIMP 2.8.2), Пипетка (GIMP 2.8.2), Лупа (GIMP 2.8.2), Измеритель (GIMP 2.8.2), Текст (GIMP 2.8.2).

Наиболее интересным инструментом в этой группе является инструмент Контуры (GIMP 2.8.2), с помощью которого создаются кривые Безье, которые в этой программе называются контурами. Главное достоинство контуров в том, что их можно после создания и редактирования преобразовать в выделения. Основу кривых Безье составляют специальные маркеры в виде круглых точек на кривой. После выбора инструмента открывается панель параметров (Рис. 56).

 Параметры инструмента Контуры GIMP 2.8.2

Рис. 56. Параметры инструмента Контуры

Для создания контура на панели параметров нужно установить переключатель Edit Mode (Тип действия) в положение Design (Создание). Для рисования прямых линий с помощью инструмента Контуры необходимо иметь всего две точки. Для создания этих точек щелкните инструментом Контуры в любом месте изображения. Затем щелкните этим инструментом в другом месте изображения. Между двумя точками будет проведена прямая линия. Для создания следующей линии опять щелкните по любому месту на изображении, кроме только что созданной прямой линии. Теперь у нас получился угол из двух прямых.

Рисование кривых линий инструментом Контуры отличается от создания прямых линий, но вместе с этим и создает более сложные рисунки.

При выборе инструмента Контуры указатель мыши принимает вид фрагмента кривой с маленьким квадратиком. Это означает, что вы можете приступить к созданию кривой Безье.

Рисование кривой Безье начинается с создания исходной точки. Для этого определите точку, с которой нужно начинать кривую и установите в ней указатель мыши. Для начала создания кривой линии нужно нажать на левую клавишу мыши и протянуть ее. Для создания криволинейного сегмента нажмите левую клавишу мыши в начальной точке рисования и, не отпуская, протяните мышь. Отпустите мышь. При протягивании мыши из начальной точки потянутся сразу две линии: одна линия потянется за мышью, а другая — в противоположном направлении (Рис. 57). Обе части нарисованной прямой линии равны между собой. На самом деле реальная линия только та, по которой мы протянули мышь. Вторая линия, которая появилась автоматически, предназначена для создания угла поворота для второй, еще не нарисованной линии.

 Создание первого узла на кривой Безье GIMP 2.8.2

Рис. 57. Создание первого узла на кривой Безье

Как и при создании прямолинейных сегментов, одна точка не создает никаких фигур. Создание фигур начинается лишь с создания второй и всех последующих точек. Опять щелкните левой клавишей мыши, в какой-нибудь точке изображения. Линия, которая была нарисована в обратном направлении движения мыши из прямой линии вдруг, скачкообразно, превратится в кривую линию (Рис. 58). В этом примере мы не стали изменять кривизну контура, хотя это и возможно. Указатель мыши получает значок плюса, что говорит о том, что добавляется новая точка на кривой.

 Создание второго узла на кривой Безье GIMP 2.8.2

Рис. 58. Создание второго узла на кривой Безье

В следующей точке нажмите, но не отпускайте левую клавишу мыши. Не отпуская левой клавиши мыши, потяните ее в какую-нибудь сторону. За мышью потянется прямая линия, в противоположном ей направлении потянется другая прямая линия. Но, кроме этого, кривая линия начнет изменять свою кривизну (Рис. 59). Попробуйте повращать ее. Кривая линия будет вращаться в пределах 360°. Если, не отпуская мышь, потянуть ее в сторону, то от этой точки, которую Вы только что создали, потянутся свои направляющие линии с маркерами на концах. В зависимости от длины направляющих линий и угла их поворота, сегмент кривой линии, находящийся между последней и предпоследней точками на кривой линии, начнет искривляться. Поэтому кривой линии можно придать любую степень кривизны.

Создание и редактирование третьей точки на кривой GIMP 2.8.2 

Рис. 59. Создание и редактирование третьей точки на кривой

Можно создавать сколько угодно точек кривой, но в режиме Design (Создание) замкнуть контур невозможно. Мы не говорим, что контур должен быть обязательно замкнут. Мы всего лишь говорим о том, что при рисовании замкнуть контур невозможно. Для замыкания контура нужно установить переключатель Edit Mode (Тип действия) в положение Edit (Правка). Временно перейти в это положение можно и из режима Design (Создание), нажав на клавишу Ctrl. Если теперь навести на начальную точку указатель мыши, то получается значок двух колец, похожих на обручальные (Рис. 60). Если теперь щелкнуть мышью, то контур будет замкнут.

 Замыкание контура GIMP 2.8.2

Рис. 60. Замыкание контура

Для того чтобы искривить нарисованную кривую, нужно ухватиться за узел или за гладкую кривую (т. е. за саму кривую) и повернуть или потянуть в сторону. Если в точке, за которую вы ухватились, нет узла, то он будет создан в этой точке. Если узел уже имеется, то кривая будет искривлена без добавления нового узла. Поворачивать можно в пределах всех 360°.

Для перемещения контура по изображению нужно установить переключатель Edit Mode (Тип действия) в положение Move (Перемещение). Временно переключиться в режим перемещения можно с помощью клавиши Alt на клавиатуре ПК. Затем подхватите контур за любую точку и переместите по изображению.

Если на панели параметров установлен флажок Polygonal (Многоугольники), то контуры могут быть только прямолинейными. При этом все равно, как Вы будете использовать мышь — одиночными щелчками или будете тащить нажатую мышь по холсту изображения — все равно будут создаваться только прямые сегменты многоугольника. При этом каждая очередная линия будет начинаться из конечной точки предыдущей прямой линии.

Кнопка Create selection from path (Выделение из текста) преобразует контур в выделение.

Кнопка Stroke path (Обводка по контуру) открывает окно Обвести по контуру (Рис. 61) (описание см. ниже). Если контур обвести инструментом, например, Кисть, с использованием динамики, то создается каллиграфический штрих (Рис. 62).

Настройка параметров обводки контура GIMP 2.8.2 

Рис. 61. Настройка параметров обводки контура

 Динамический штрих по контуру GIMP 2.8.2

Рис. 62. Динамический штрих по контуру

По умолчанию контур виден только при работе с инструментом Контуры. Если нужно, чтобы контуры были видны при работе с любыми инструментами, то перейдите на вкладку Path (Контуры) и щелкните слева от иконки с контуром. После этого в точке щелчка появится значок глаза (), что означает, что контур стал виден. На рисунке (Рис. 63) приведен пример вкладки Path (Контуры). Нижний контур виден, а верхний — нет. Указатель мыши показывает — куда нужно щелкнуть мышью, чтобы контур стал виден.

 Вкладка Path (Контуры) GIMP 2.8.2

Рис. 63. Вкладка Path (Контуры)

В нижней части вкладки Path (Контуры) находятся кнопки. Рассмотрим их более подробно, так как они нам потребуются для дальнейшей работы:

New path (Новый контур) () — создает новый контур;

Raise path (Поднять контур) () — выделенный контур поднимется вверх на один в стопке контуров;

Lower path (Опустить контур) () — выделенный контур опускается вверх на один в стопке контуров;

Duplicate path (Создать копию контура) () — создается копия выделенного контура;

Path to selection (Контур -> Выделение) () — преобразует выделенный контур в выделение. Если контур незамкнут, то в выделении начальная и конечная точки на контуре соединяются прямой;

Selection to path (Выделение -> Контур) () — преобразует выделенную область в контур. Выделенная область всегда замкнута. Поэтому полученный контур всегда замкнутый;

Stroke path (Обрисовать контур заданным образом) () — открывает окно Обводка по контуру (Рис. 61), в котором контур можно обвести штриховой линией;

Delete path (Удалить контур) () — удаляет выделенный контур.

Для создания штриха выберите один из двух вариантов:

Stroke line (Обвести линией) — параметры обводки определяет сам пользователь;

Stroke with a paint tool (Использовать один из инструментов) — обводка выполняется одним из выбранных инструментов с параметрами по умолчанию.

Рассмотрим вариант Stroke line (Обвести линией), чтобы понять назначение параметров обводки.

В счетчике Line Width (Толщина линии) определяется толщина создаваемого штриха обводки контура.

Далее выбирается источник обводки:

Solid (Одним цветом) — используется основной цвет. Основной цвет можно определить, например, на инструментальной панели на панели ниже инструментов (верхний прямоугольник).

Pattern (Текстурой) — используется шаблонная текстурная заливка. Текстурную заливку можно определить, например, на вкладке Текстуры.

Для определения стиля линии обводки нажмите на кнопку с плюсом Line Style (Стиль линии). После этого откроется дополнительная панель. Группа кнопок Cap style (Концы) определяет стиль закруглений на концах линии обводки. Группа кнопок Join style (Соединение) определяет способ закругления углов линии обводки, если линии контура расположены встык. Например, это могут быть несколько прямых линий или контур представляет собой многоугольник любого типа, как полигон, так и звезду.

Ползунок Miter limit (Предел острия) определяет — нужно ли создавать и на каком расстоянии фаску, если угол стыка острый.

Параметры Dash preset (Тип пунктира) определяет стиль линии обводки. По умолчанию предлагается сплошная линия, но можно выбрать и пунктирную, и штрихпунктирную и даже разные варианты точечных линий. Параметр Dash pattern (Шаблон пунктира) помогает расположить пунктиры и штрихи на обводке не с самого начала, а со смещением.

Если выбран вариант создания штриха Stroke with a paint tool (Использовать один из инструментов), то становится доступен список Paint Tool (Инструмент), в котором выбирается инструмент обводки. Несмотря на многообразие рисующих инструментов, предлагаемых в этом списке, кроме Кисти выбрать здесь особо нечего.

Примечание: в Adobe PhotoShop предлагается аналогичный способ обводки, и даже способы обводки совпадают.

Толщина обводки на всем протяжении контура одинаковая. Часто это бывает не очень удобно. Например, в Adobe PhotoShop имеются два способа обводки: один такой же, как и в GIMP (одинаковая толщина обводки), а вот во втором способе предлагается каллиграфический способ, который может использоваться часто, как при создании рекламы, так и при художественном оформлении фотографий, например, для имитации рукописного текста. Если установить флажок в опцию Имитировать динамику кисти, то будет создана каллиграфическая обводка контура. Каллиграфический способ намного привлекательнее.

Для применения обводки с выбранными параметрами нажмите на кнопку Stroke (Обвести).

Преобразование контура в выделение не означает удаления контура. Просто вместо одного объекта (контура) появляется два: выделение и контур. Контур можно использовать следующий раз. Контур можно, например, редактировать и снова использовать или для создания выделения или обводки. Если контур больше не нужен, то или удалите его, или сделайте невидимым.

О преобразовании контура мы выше упомянули лишь вскользь. При изучении инструментов мы уже рассматривали вопросы выделения как одиночной области на изображении, так и сложных пересекающихся областей. Если контур нужно преобразовать не в одиночное выделение, а пересекающееся, то лучше воспользоваться командами из раздела меню вкладки Контуры. Для этого нажмите на кнопку () и откройте раздел Меню контуров. Здесь предлагаются обычные команды для работы с выделениями: Контур -> Выделенная область, Добавить к выделению, Вычесть из выделения и Пересечь с выделением.

Инструмент Пипетка () копирует цвет из изображения для выбора основного или фонового цветов. Многие рисующие инструменты могут интерактивно временно превращаться в инструмент Пипетка. Для этого нужно активизировать окно с изображением и нажать на клавишу Ctrl на клавиатуре ПК. После отпускания клавиши Ctrl программа возвращалась в рисующий инструмент, с которого Вы временно переходили в режим пипетки.

После выбора инструмента Пипетка открывается панель параметров (Рис. 64).

 Параметры инструмента Пипетка GIMP 2.8.2

Рис. 64. Параметры инструмента Пипетка

Прежде всего, необходимо определить — какой тип цвета Вы хотите выбрать. Если переключатель Pick Mode (Режим пипетки) устанавливается в положение Set foreground color (Установить цвет переднего плана), то можно выбрать основной цвета. А если выбрано положение Set background color (Установить цвет фона), то выбирается фоновый цвет. Переключаться на выбор с основного на фоновый цвет или наоборот, можно с нажатой клавишей Ctrl.

По умолчанию цвет берется из активного слоя и всего из одного пикселя, по которому был выполнен щелчок нижним кончиком значка пипетки по изображению. Взять таким традиционным способом образец цвета довольно трудно. Поэтому для облегчения этого процесса в программе предлагаются усовершенствования:

При установке флажка в индикатор Sample average (Выборочное среднее) становится доступным ползунок Radius (Радиус). Этот ползунок определяет радиус круга, из которого будет браться образец основного или фонового цвета. В круг будут попадать пиксели самых разных цветов. Каждый цвет имеет 16-ричное значение. Эти значения складываются и делятся на число пикселей, попавших в круг анализа. То есть в результате получается среднее значение цвета. Расчет выполняется по формуле:

GIMP 2.8.2 автор Шитов Виктор Николаевич

Где:

16_CODср — шестнадцатеричный код цвета заливки:

16_CODi — шестнадцатеричный код цвета i-того пикселя в выделенной области, ограниченной формой инструмента;

n — число пикселей в выделенной области, ограниченной формой инструмента.

Расчет усредненного цвета происходит автоматически. Формула приведена для того, чтобы Вы понимали процесс определения усредненного цвета.

При установке флажка в индикатор Sample merged (Сводить слои) образец цвета можно взять не только из активного слоя, а из любого слоя на изображении.

Установка флажка в индикатор Информационное окно открывает окно Пипетка (Рис. 65) (после взятия образца из изображения).

 Получение информации о выбранном цвете GIMP 2.8.2

Рис. 65. Получение информации о выбранном цвете

Каждый цвет имеет многие тысячи цветовых оттенков. Например, натуральный спектр имеет порядка 16,7 млн. цветов. Поэтому выбрать точно цвет сложно. Попробуйте выбрать чистый красный или синий цвет. Скорее всего, у Вас ничего не выйдет. А в окне Пипетка Вы точно можете узнать о цвете, например, по 16-ричному значению. В списках окна предлагаются самые распространенные цветовые модели. Можно сравнить значение цвета в одной модели со значениями цвета в другой цветовой модели.

Инструмент Лупа () предназначен для изменения масштаба просмотра изображения (Рис. 66).

 Параметры инструмента Лупа GIMP 2.8.2

Рис. 66. Параметры инструмента Лупа

Переключатель Tool Toggle (Переключатель инструмента) определяет режим инструмента:

Zoom in (Приблизить) — увеличить масштаб;

Zoom out (Отдалить) — уменьшить масштаб.

Переключаться с одного режима в другой можно с помощью клавиши Ctrl на клавиатуре ПК.

Несмотря на то, что возможность изменения с помощью панели параметров имеется, на самом деле использовать ее неудобно. Намного удобнее использовать «горячие» клавиши. Клавиша плюс (+) увеличивает масштаб, а клавиша минус (–) уменьшает масштаб изображения.

Установка флажка в индикатор Auto-resize window (Изменять размер окна) предписывает программе изменять размер окна, в котором находится изображение, при изменении масштаба. Окно не может увеличиваться до бесконечности. Поэтому размер окна может увеличиваться только размеров рабочего окна программы по ширине или по высоте.

Инструмент Измеритель () предназначен для измерения расстояний между двумя точками на изображении и углов.

 Информация о размерах и угле измерения GIMP 2.8.2

Рис. 67. Информация о размерах и угле измерения

На панели параметров всего один параметр: Use window info (Информационное окно). Если в индикатор установить флажок, то после начала измерения немедленно открывается окно Измеритель (Рис. 67). В окне выводится вся информация о размерах и угле поворота измеряемого расстояния.

С нажатой клавишей Ctrl угол изменяется на 15°. Нажатие на клавишу Alt позволяет переместить линию измерения.


Hilliger Media Shop
Template "butterflymeadowfree" designed by Hilliger Media (Copyright © 2011)