Хлебные крошки


Авторизация




Рейтинг@Mail.ru

 

Rambler's Top100

Уровень доверия для obrazovanie-saratov.ru - 1.23 Ожидаемый PageRank для obrazovanie-saratov.ru - 3.22


17. Инструменты рисования

К инструментам рисования относятся: Карандаш (GIMP 2.8.2), Кисть (GIMP 2.8.2), Аэрограф (GIMP 2.8.2), Плоская заливка (GIMP 2.8.2), Градиентная заливка (GIMP 2.8.2), Ластик (GIMP 2.8.2), Перо (GIMP 2.8.2), Штамп (GIMP 2.8.2), Штамп с перспективой (GIMP 2.8.2), Лечебная кисть (GIMP 2.8.2), Палец (GIMP 2.8.2), Размывание/резкость (GIMP 2.8.2), Осветление/затемнение (GIMP 2.8.2).

Инструменты Кисть, Карандаш и Аэрограф

Инструмент Кисть (GIMP 2.8.2) предназначен для рисования, как отдельных отпечатков, так и произвольных штрихов с мягкими краями.

Конкретная форма и ее размер определяются на панели параметров (Рис. 22). Форма кисти выбирается в списке Кисть. Для открытия списка нажмите на кнопку Brush (Кисть). Другой способ выбрать форму — на вкладке Кисти. В предыдущих версиях данной программы размеры кистей не масштабировались, а в данной версии размеры кистей уже можно масштабировать. Для этого предназначен ползунок Масштаб.

Примечание: в начале изучения данной программы мы договаривались обозначать новые параметры только русскими терминами без английского перевода.

 Параметры инструмента Кисть GIMP 2.8.2

Рис. 22. Параметры инструмента Кисть

Вместе с программой поставляется несколько десятков форм кистей, но Вы можете создать свою собственную форму кисти. Для создания новой кисти или нажмите на кнопку New brush (Создать новую кисть) () на вкладке Кисти, или выполните команду Brushes Menu New Brush (Меню кистей → Создать кисть) из меню вкладки Кисти. Для открытия меню нажмите на кнопку (). После любого из этих действий открывается окно Brush Editor (Редактор кисти) (Рис. 23).

 Редактор кистей GIMP 2.8.2

Рис. 23. Редактор кистей

В поле Brush Editor (Редактор кисти) укажите имя новой кисти. Параметр Shape (Форма) предлагает только приблизительную форму кисти. Параметр Radius (Радиус) позволяет изменить размер новой кисти, от центра до края по ширине. Параметр Spikes (Лучи) позволяет изменить число граней на форме при выборе вариантов Квадрат и Ромб. Параметр Hardness (Жесткость) позволяет плавно превратить отпечаток кисти в отпечаток карандаша и наоборот. При жесткости кисти в 100% края прорисовываемого штриха резкие, структура мазка равномерная по всей ширине. При уменьшении жесткости структура мазка меняется — она становится расплывчатой по краям. Такой эффект достигается при рисовании колонковой кистью. Параметр Aspect Ratio (Соотношение сторон) позволяет изменить пропорцию ширины кисти к ее высоте. Этот параметр помогает создать многогранную форму, даже из первоначальной круглой формы. Параметр Angle (Угол) позволяет изменить угол между направлением кисти и горизонтальным направлением против часовой стрелки. Параметр Spacing (Интервал) определяет расстояние между отдельными отпечатками кисти в струе. Если после создания кисти потребуется изменить этот параметр, то интервал можно изменить с помощью ползунка Spacing (Интервал) на вкладке Кисти. Все изменения новой кисти можно посмотреть в окне редактирования кисти и внести необходимые изменения.

Форму кистей можно создавать на основе имеющихся рисунков. Для создания новой рисованной формы выделите на изображении фрагмент, который Вы хотите превратить в форму кисти. Затем скопируйте выделенный фрагмент в буферную память. Это можно выполнить, например, командой Edit Copy (Правка Копировать). Затем создайте новое цветное изображение (то есть в модели RGB) с размерами, чтобы выделенный фрагмент изображения поместился в этом новом изображении. Обязательным условием нового изображения — оно должно быть создано с прозрачным фоном. Затем на созданное новое изображение вставляется фрагмент изображения, хранящийся в буферной памяти. Это можно выполнить, например, командой Edit  Paste (Правка Вставить).

Полученное изображение сохраните в папке C:\DocumentsandSettings\Имя_Пользователя\gimp 2.8\brushes с форматом *.xcf (родной формат данной программы). Затем здесь же сохраните изображение, но с расширением *.gbr. К имени файла добавьте отличительный символ (например, 1).

На вкладке Brushes (Кисти) нажмите на кнопку Refresh brushes (Обновление кистей) (). После этого, если Вы все выполнили правильно, в списке кистей появится новая кисть на основе фрагмента изображения. На рисунке (Рис. 24) один отпечаток уже создан, но можно создать еще. Форма кисти повторяет исходный фрагмент изображения. Обратите внимание на качество отпечатка — это настоящая копия исходного фрагмента. Если сравнить создание новой формы кисти с Adobe PhotoShop, то можно заметить резкое отличие — в Adobe PhotoShop создается только текстурный рисунок кисти, а в GIMP создается точная фотографическая копия исходного рисунка.

 Отпечаток новой кисти GIMP 2.8.2

Рис. 24. Отпечаток новой кисти

Кроме создания новых кистей теоретически можно редактировать существующие кисти. Для этого нужно выделить кисть, которую Вы хотите редактировать, а затем или нажать на кнопку Edit brush (Изменить эту кисть) (), или выполнить команду Brushes Menu  Edit Brush (Меню кистей Изменить кисть) из меню вкладки Кисти. Изменять кисти можно только те, которые Вы сами же и создали. Поэтому мы и сказали, что возможность то имеется, но скорее теоретическая, так как практически для всех кистей данная операция не применима. При попытке редактировать имеющиеся кисти выводится сообщение, что параметры кисти только для чтения. Поэтому все параметры в окне Brush Editor (Редактор кисти) будут недоступны для изменения. Параметры кистей, поставленных вместе с программой изменять нельзя, но пользовательские кисти, созданные самим пользователем, изменять можно.

Рассмотрим оставшиеся параметры данного инструмента на панели параметров (Рис. 22).

Ползунок Opacity (Непрозрачность) определяет непрозрачность создаваемого штриха. По умолчанию штрих полностью непрозрачен и полностью перекрывает изображения, расположенные на нижележащих слоях. Но его можно сделать частично прозрачным. Например, это может потребоваться, если необходимо создать эффект расплывчатости или дымчатости, призрачности. В этом случае фрагменты рисунка, перекрываемые создаваемыми штрихами, будут частично видимыми.

В списке Динамика рисования можно выбрать дополнительные эффекты рисования. Например, режим Confetti закрашивает каждый отпечаток кисти случайным цветом, независимо от выбранных основного и фонового цветов. Режим Dynamics Random случайно изменяет размер и оттенок каждого отпечатка в штрихе.

В группе Параметры динамики предлагаются параметры, которые можно использовать для настройки стилуса. Стилус используется с графическим планшетом и с его помощью можно создавать разные эффекты, в частности каллиграфические штрихи. Без стилуса эти параметры не имеют значения.

Установка флажка в индикаторе Разброс открывает дополнительную панель, в которой определяется длина штриха. Русский перевод параметра не совсем точен, так как здесь имитируется кисть художника. Реальная кисть захватывает определенный объем краски. По мере рисования краска переходит на холст, а значит, на кисти остается краски все меньше и меньше. Поэтому штрих получается затухающий и, наконец, краска на кисти заканчивается, и дальше штрих на холст просто не накладывается. Затухание штриха обеспечивается постепенным увеличением прозрачности этого штриха. На этой дополнительной панели можно также выбрать единицу измерения, в которой определяется длина штриха. После сбрасывания флажка дополнительная панель закрывается, а краска на кисти уже заканчиваться не будет.

Установка флажка в индикатор Сглаженные штрихи открывает дополнительную панель с параметрами. Этот параметр определяет уровень разброса отпечатков кисти при создании штриха перпендикулярно направлению движения кисти. При минимальном значении штрих совершенно гладкий и все отпечатки находятся на линии штриха. С увеличением дрожания разброс отпечатков увеличивается и имитирует штрих, создаваемый распылителем.

Установка флажка в индикатор Накапливать непрозрачность обеспечивает при каждом проходе по созданному ранее штриху добавление цвета к точкам, но значение непрозрачности не превышает заданного. Если флажок сброшен, то максимальный эффект штриха определяется непрозрачностью, а прохождение кистью по одним и тем же точкам не изменяет значений этих точек.

Установка флажка в индикатор Параметры динамики открывает панель Параметры угасания с дополнительными параметрами. В этом случае цвет штриха будет не монохромный основной цвет, а градиентный, образец которого выбирается на дополнительной панели. Образец градиента выбирается либо щелчком мыши по образцу градиента на дополнительной панели, либо на вкладке Градиенты. Справа от образца градиента на дополнительной панели находится индикатор Reverse (Развернуть), разворачивающий цвета на градиенте на 180°. Кнопка с тем же именем выполняет то же действие. Параметр Length (Длина штриха) определяет длину растяжения градиента. Если длина штриха больше длины градиента, то в списке Repeat (Повтор) выбирается вариант поведения оставшейся части штриха:

None (Без) — градиент накладывается на штрих только один раз. Если длина штриха больше длины градиента, то после градиента цвет накладывается в виде монохромного и этот цвет берется из последнего цвета в градиенте;

Sawtooth wave (Зубцевидная волна) — градиент накладывается непрерывно до тех пор, пока не закончится штрих;

Triangular wave (Треугольная волна) — градиент накладывается непрерывно до тех пор, пока не закончится штрих, но каждое четное наложение разворачивает цвета градиента в обратную сторону.

Значения списка Mode (Режим), который определяет правила наложения пикселей в изображении, мы рассмотрим в отдельном разделе.

Рассмотрим общие приемы создания штриха. Для создания прямой линии нужно перед созданием штриха нажать на клавишу Shift. Затем щелкнуть мышью в начальной точке, откуда должен начинаться штрих. После этого за указателем мыши потянется «резиновая» нить (Рис. 25). Щелкните мышью в точке, в которой должен завершиться штрих. Можно отпустить клавишу Shift.

 Создание прямого штриха GIMP 2.8.2

Рис. 25. Создание прямого штриха

С нажатыми клавишами Shift и Ctrl тоже будет создаваться прямая линия, но с точностью до 15°.

С нажатой клавишей Ctrl кисть превращается в пипетку (), с помощью которой можно взять образец цвета.

До сих пор мы рассматривали Кисть. Под этим термином понимается не только сам инструмент Кисть, но и форма любого рисующего инструмента. Рассмотрим очень похожий на Кисть инструмент — инструмент Карандаш ().

В отличие от инструмента Кисть у инструмента Карандаш границы жесткие, почти не расплывчатые. Одним из отличий карандаша от кисти является его жесткость. Если у Кисти параметр Жесткость можно изменять, то у Карандаша его просто нет, так как по умолчанию жесткость уже определена как 100%. Если открыть список опций Чувствительность к нажиму, то можно убедиться, что параметра Жесткость там нет.

Инструмент Аэрограф () отличается лишь тем, что штрих получается в виде отдельных отпечатков кисти, разбросанных относительно движения инструмента. Рисование аэрографом или распылителем зависит от времени нажатия кнопки: чем дольше нажимается кнопка, тем больше краски вспрыскивается на изображение из этого инструмента. Аэрографы создают тонкие струи цвета и полностью моделируют реальные аэрографы. На аэрографы главное влияние оказывает степень дрожания инструмента. Чем выше этот параметр, тем более создаваемые штрихи похожи на выдуваемые капельки краски из сопла распылителя.

Инструмент Перо

Инструмент Перо () имитирует рисование каллиграфическим чернильным пером. Раньше такой стиль имитировался обычными гусиными перьями. Затем (лет 20-30 назад) рисование выполнялось металлическими перьями, обмакиваемыми в чернильницу, тушь. Кроме того, черчение выполнялось с помощью специальных плакатных перьев типа Redis (ударение на первый слог), изготавливаемых когда-то в Прибалтике, а также рейсфедеров, которые входили в любой чертежный набор. После выбора инструмента открывается панель параметров (Рис. 26). Мы рассмотрим только те параметры, которые уникальны для данного инструмента.

 Параметры инструмента Перо GIMP 2.8.2

Рис. 26. Параметры инструмента Перо

Ползунок Size (Размер) определяет видимую ширину пера. Ползунок Angle (Угол) определяет видимый угол кончика пера относительно горизонтали.

Группа ползунков Sensitivity (Чувствительность) определяет правила изменения штриха, создаваемого пером, то есть динамичности штриха.

Переключатель Type (Тип) определяет форму наконечника пера. Форма может меняться. Для этого в окне просмотра Form (Форма) в самой середине находится светлый квадратик. С его помощью можно изменить форму кончика кисти. Для этого просто начните перемещать этот квадратик внутри исходной формы и подберите нужную форму.

Инструмент Плоская заливка

Инструмент Заливка () используется для заполнения основным цветом или шаблоном выделенной области или всего активного слоя. В GIMP можно предварительно не выделять область или объект. Но если предварительно не выделить определенную область, то будет залит весь активный слой изображения. Если предварительно выделить область на слое, то залита будет именно эта область, а не весь активный слой. С контурами данный инструмент не работает.

После выбора инструмента открываются параметры для настройки заливки (Рис. 27).

 Параметры инструмента Плоская заливка GIMP 2.8.2

Рис. 27. Параметры инструмента Заливка

Переключатель Fill Type (Тип заливки) на панели параметров позволяет выбрать один из вариантов заполнения предполагаемой области:

FG color fill (Заливка переднего плана) — для монохромной заливки используется основной цвет (или цвет переднего плана), который выбирается на инструментальной панели (верхний прямоугольник);

BG color fill (Цветом фона) — для монохромной заливки используется фоновый цвет (или вторичный цвет), который выбирается на инструментальной панели (нижний прямоугольник);

Pattern fill (Текстурой) — заливка выполняется текстурой. Для открытия списка текстур нажмите на образец текстуры на панели параметров или выберите текстуру на вкладке Текстуры.

Для временного интерактивного перехода из основного в фоновый или наоборот, необходимо удерживать нажатой клавишу Ctrl.

Ползунок Opacity (Непрозрачность) определяет степень непрозрачности покрывающей краски. При задании значения непрозрачности в 100% краска полностью непрозрачна. При задании значения непрозрачности в 0% краска полностью прозрачна, и ее не видно. Параметр Opacity (Непрозрачность) определяет непрозрачность не только монохромной заливки при выборе опций FG color fill (Заливка переднего плана) или BG color fill (Цветом фона), но и варианта Pattern fill (Текстурой).

По умолчанию заливка выполняется не по всему слою или выделению, а только в соответствии с параметрами яркости, определенными заранее. Уровень яркости определяется ползунком Threshold (Порог). Этот параметр определяет диапазон близости цветов и их оттенков. Этот параметр может изменять значения в диапазоне от 0 до 255. Меньшее значение определяет меньшую близость и сокращает диапазон цветов и их оттенков. При выборе значения 255 весь рисунок или вся выделенная область на слое будут заполнены основным, фоновым цветом или декоративным узором.

Область заливки определяется с помощью переключателя Affected area (Область применения):

Fill whole selection (Все выделение) — заливается весь активный слой или вся выделенная область на слое. Все нижележащие параметры на панели игнорируются и становятся недоступными;

Fill similar colors (Похожие цвета) — заливается только область, похожая на яркость пикселя, по которому был сделан щелчок инструментом Заливка. Уровень яркости определяется параметром Threshold (Порог). Если параметр Threshold (Порог) равен 255, то заливается весь активный слой или все выделение, так как в этом случае предписывается использовать весь диапазон яркостей на активном слое или на выделении.

Это правило не относится к полностью прозрачному слою, например, новому слою. Проанализируем, почему это происходит. На прозрачном слое только одно значение яркости. Поэтому, по какой бы точке прозрачного слоя мы не щелкнули, все равно мы выбираем одно и то же значение яркости.

Для интерактивного переключения из режима Fill similar colors (Похожие цвета) в режим Fill whole selection (Все выделение) нужно удерживать нажатой клавишу Shift.

Если удерживать одновременно нажатыми клавиши Shift и Ctrl, то происходят те же действия, что и при нажатии каждой из них. То есть интерактивно изменяются основной или фоновый цвета и способ заливки: по выбранному значению яркости или заливка всей выбранной области.

Опция Fill transparent areas (Залить прозрачные области) разрешает заливать полностью прозрачные пиксели. Если флажок сброшен, то прозрачные пиксели заливать нельзя. Во многих программах это называется защитой прозрачности.

Опция Sample merged (Сводить слои) разрешает заливать пиксели не только на активном слое, но и на всех слоях, которые перекрываются выбранной областью или в соответствии с выбранным порогом яркости.

В списке Тип заливки выбирается метод заливки. По умолчанию предлагается метод Составной, совмещающий все другие методы заливки. Метод Тон, например, заливает только цветовые тона (по которым был выполнен щелчок мышью при заливке). Методы Насыщенность и Яркость, соответственно заливают по исходным насыщенности или яркости в цветовой модели HSL. Методы Красный, Зеленый и Синий заливают области, в которых имеются эти цвета, составляющие цветовую модель RGB.

Кроме «правильных» способов заливки, то есть с помощью инструмента Заливка, имеется еще и интерактивная заливка, то есть без данного инструмента. Для интерактивной заливки можно воспользоваться вообще любым инструментом. С инструментальной панели подхватите указателем мыши образец основного, фонового цвета или текстурную заливку и, не отпуская мышь, перетащите этот образец на слой или выделенную область, которые нужно залить и отпустить мышь. Указатель мыши при этом принимает вид (), что означает, что мышь с образцом можно отпускать. Если на слое ничего не было выделено, то будет залит активный слой. Если на слое было создано выделение, то указатель мыши с образцом заливки не обязательно даже наводить на это выделение, а можно отпустить мышь в любом месте изображения. Образец текстурной заливки можно взять и из вкладки Текстуры, если Вы не настроили вывод образцов текстур на инструментальной панели. Если указатель мыши с образцом заливки имеет вид (), то отпускать мышь нельзя, так как она находится вне изображения.

Инструмент Градиентная заливка

Инструмент Градиент () применяется для создания плавного перехода от одного цвета к другому цвету или последовательно к нескольким цветам. Градиентная заливка — это изменение цветов, которое характеризуется постепенным переходом от одного цвета к другому. Чтобы задать градиентную заливку, необходимо нажать левую кнопку мыши, установив указатель мыши внутри выделенной области, и, не отпуская кнопки, провести по изображению прямую линию. При этом от первой точки вслед за указателем мыши потянется «резиновая» нить. Точка начала линии определяет положение основного цвета. Точка конца линии определяет положение цвета фона. Цвета будут плавно переходить друг в друга.

Перед началом градиентной заливки необходимо выделить область, которую необходимо залить. Если до применения инструмента Градиент не выделить ни одну область, то будет залит весь слой активного изображения. Как правило, цвета на градиенте масштабируются к заливаемой области так, чтобы пропорционально воспроизвести весь набор цветов в градиенте.

По умолчанию предлагается градиент, который создается на основе выбранных заранее основного и фонового цветов. То есть по умолчанию градиент двухцветный.

Управление градиентной заливкой производится из панели параметров (Рис. 28).

 Параметры инструмента Градиентная заливка GIMP 2.8.2

Рис. 28. Параметры инструмента Градиентная заливка

Щелчок мыши по образцу градиента открывает список градиентов. Другой способ выбора градиентов — из вкладки Градиенты. Справа от образца градиента находится индикатор и кнопка Reverse (Развернуть) (). И индикатор и кнопка выполняют одно и то же действие: цвета на градиенте разворачиваются на 180°.

Ползунок Offset (Смещение) смещает начало градиента в заливке. Область смещения заливается в этом случае монохромным цветом, который является первым цветом в градиенте.

В списке Shape (Форма) выбирается тип градиента:

Linear (Линейная) — создается в виде полос цвета, расположенных вдоль прямой линии между начальной и конечной точками перетаскивания указателя мыши;

Bi-linear (Билинейная) — то же, что и Linear (Линейная), но заливаемая область делится на 2 части. Первая часть заливается с цветами Linear (Линейная), а во второй части цвета градиента укладываются в обратной последовательности. То есть создает линейную градиентную заливку, которая имеет собственное зеркальное отражение. При этом основной цвет размещается в начале перемещения, а цвет фона размещается в конце, так же как и при использовании линейного градиента, но отраженный градиент повторяется в сторону, противоположную направлению перемещения;

Radial (Радиальная) — образуется из центральной точки в виде концентрических окружностей;

Square (Квадратная) — градиент в виде правильных квадратов, исходящих из центра градиента;

Conical (sym) (Коническая (симметричная)) — образует переход цветов, которые меняются по окружности по часовой стрелке, начиная от проведенной прямой линии;

Conical (asym) (Коническая (асимметричная)) — то же, что Conical (sym) (Коническая (симметричная)), но переход цветов меняется против часовой стрелки;

Shaped (angular) (Очертания (угловая)) — вариант Square (Круговая). Градиент, учитывающий форму выделенной области или всего изображения. При этом анализируется граница перехода цвета. Угловой градиент создается из отрезков прямых линий;

Shaped (spherical) (Очертания (сфера)) — вариант Square (Круговая). То же, что и предыдущий, но линии более округлые, создающая мягкое изменение цвета;

Shaped (dimpled) (Очертания (рябь)) — вариант Square (Круговая). То же, что и предыдущий, но с эффектом воздействия как внутри, так и снаружи маркировочной линии;

Spiral (cw) (Спираль (по часовой)) — спиральный градиент, закрученный по часовой стрелке;

Spiral (ccw) (Спираль (против часовой)) — спиральный градиент, закрученный против часовой стрелки.

В списке Repeat (Повтор) определяется способ наложения градиента. Исходный градиент имеет определенный размер. Здесь определяется: как накладывать градиент на заливаемую область. Градиент можно масштабировать по ширине или наложить несколько раз на заливаемую область, или обрезать цвета градиента, если они не помещаются на заливаемой области. Эти методы следующие:

None (Без) — градиент накладывается на заливаемую область только один раз. Если длина области больше длины градиента, то после градиента цвет накладывается в виде монохромного и этот цвет берется из последнего цвета в градиенте;

Sawtooth wave (Зубцевидная волна) — градиент накладывается непрерывно до тех пор, пока не закончится заливаемая область;

Triangular wave (Треугольная волна) — градиент накладывается непрерывно до тех пор, пока не закончится заливаемая область, но каждое четное наложение разворачивает цвета градиента в обратную сторону.

Опция Adaptive supersampling (Адаптивная интерполяция) предназначена для смягчения зазубренностей при резком переходе цвета, которые могут образоваться на наклонном или угловом градиенте.

Инструменты Штамп и Штамп с перспективой

Инструмент Штамп () очень простой. Это самый обычный штамп, который каждый держал в руках: штамп заряжается краской и делается оттиск. В аналогичном приложении Adobe PhotoShop такой инструмент называется Clone Stamp, то есть штамп клонирования. Между тем в Adobe PhotoShop имеется еще один штамп, который называется Pattern Stamp (Узорный штамп). Его назначение — рисование одной из текстур. В программе GIMP инструмент Штамп совмещает в себе как свойства инструмента Clone Stamp (Штамп клонирования), так и инструмента Pattern Stamp (Узорный штамп) из программы Adobe PhotoShop. Кроме того, судя по всему, на данный инструмент оказали идеи программы Corel Painter, в которой предлагаются уникальные инструменты клонирования.

После выбора инструмента Штамп открывается панель параметров для точной настройки инструмента (Рис. 29).

 Параметры инструмента Штамп GIMP 2.8.2

Рис. 29. Параметры инструмента Штамп

Прежде всего, научимся переключать данный инструмент из клонирующего штампа в штамп текстурный. Этим переключением управляет переключатель Source (Источник). Чтобы сделать штамп клонирующим, нужно выбрать положение переключателя Image source (Изображение). Чтобы сделать штамп текстурным, нужно выбрать положение переключателя Pattern source (Текстура).

Начнем с изучения клонирующего штампа, так как это главное назначение инструмента. Работа начинается с выбора образца. Для этого выберите форму и размер кисти. Это можно выполнить с помощью параметров Brush (Кисть) (выбирается форма кисти) и Scale (Масштаб) (выбирается размер кисти). Для взятия образца нажмите на клавишу Ctrl и, не отпуская ее, щелкните по тому месту на слое, из которого Вы хотите взять клон. Если Вы что-то делаете неправильно, то на иконке указателя мыши будет значок перечеркнутого круга. Если Вы правильно берете образец слоя, то на иконке указателя мыши будет находиться крестообразное перекрестье. После взятия образца клона на месте-источнике остается значок в виде креста. Таким способом пользователю сообщается, из какого именно места на слое был взят образец клона.

Инструмент Штамп заряжает в себя не только краску, но и текстуру изображения. То есть создается клон изображения, по форме и размеру совпадающий с выбранной кистью. Форма штампа клонирования имеет форму кисти. Очень многие рисующие инструменты имеют форму именно кисти, а не какого-то другого инструмента. По умолчанию предлагаются те формы и размер кисти, которые использовались в данном инструменте последний раз.

В указанное место на изображении, куда Вы щелкнули мышью, будут скопированы краска и текстура, которые находятся в штампе, т. е. клон скопированного ранее фрагмента изображения. Форма и размер оттиска будут совпадать с формой и размером кисти. Одновременно в инструменте Штамп закачивается новая порция изображения. Место закачки новой порции изображения показывается крестиком на изображении. Если клонирование выполняется в виде отдельных отпечатков, то взятие очередного образца будет браться из одного и того же места на слое, которое Вы сами же и указали с нажатой клавишей Ctrl. То есть: взял клон — щелкнул мышью и скопировал клон в указанное место. Одновременно произошла закачка нового клона и т. д.

Если клонирование выполняется в виде непрерывного штриха, то и источник на слое также будет по умолчанию перемещаться с той же скоростью, что и мышь, причем полностью повторяя траекторию движения мыши по слою. Именно такое поведение подразумевается режимом Non-aligned (Нет) в списке Alignment (Выравнивание). То есть если Вы скопируете клон, а затем нажмете левую клавишу мыши и, не отпуская ее, попробуете провести по изображению, то выбор места закачки новых клонов будет происходить совершенно по другому принципу. Точка вставки и точка закачки клона связаны между собой очень жестко. В случае непрерывного копирования оба значка — и значок формы кисти, и значок в виде тонкого крестика — постоянно будут присутствовать на редактируемом изображении. Вот на эти два обстоятельства мы и обращаем Ваше внимание:

1) точка копирования и точка клонирования связаны между собой. Если одна точка от другой расположены на расстоянии 2 см и под углом 37,54°, то измениться они не могут до тех пор, пока вы сами явно об этом не укажете. Это означает, что с перемещением одного значка (формы кисти), который привязан к указателю мыши, будет перемещаться и второй значок;

2) оба значка присутствуют на изображении одновременно. Это говорит о том, что идет непрерывный процесс закачки и вставки клонов. Это своего рода водопровод, по которому вместо воды сплошным потоком идет клонирование.

Поэтому пройденный путь тонкого крестика будет полностью повторять путь, который пройдет форма кисти. А форма кисти создаст тот фрагмент изображения, который пройдет тонкий крестик.

Начиная с версии 2.4.2 появилась возможность замораживать координаты источника. Для этого в списке Alignment (Выравнивание) нужно выбрать режим Фиксированное. Этот режим запрещает брать клон в другом месте на слое, кроме того, который был указан лично пользователем. То, что клонирование происходит из одного и того же фрагмента, указывает и постоянное местоположение указателя в виде крестика, который показывается при каждом нажатии левой клавиши мыши.

До сих пор мы всегда специально обговаривали, что образец рисунка берется с конкретного слоя. Если установлен флажок Sample merge (Сводить слои), то образец клона можно не только на активном слое, но и на любом слое активного изображения.

На практике инструмент Штамп является одним из самых применяемых. На рисунках (Рис. 30 и Рис. 31) показаны исходное и ретушированное изображения. На исходной фотографии на груше находится червоточина, которая портит вид всей фотографии. Чтобы убрать червоточину был применен инструмент Штамп. В качестве кисти была взята кисть Circle диаметром в 3 пикселя. Масштаб червоточины был увеличен до 400%. Процесс обработки был начат сверху. В качестве клона был использован фрагмент изображения, расположенный строго по вертикали над червоточиной. Обратите внимание, как падают тени на месте червоточины: сверху тени более темные, а снизу они светлее. Груша имеет изгиб в средней части, как раз там, где находится червоточина. Поэтому использовать один и тот же клон для всей червоточины невозможно. Если мы применим один клон, то резкое пятно на границе светлых и темных теней будет очень заметно. Поэтому мы использовали клоны по следующему правилу: верхнюю червоточину мы закрыли клонами, взятыми над червоточиной, а нижнюю часть — клонами, взятыми с нижней части фотографии, расположенной непосредственно под червоточиной. Червоточина по ширине превышает 5 пикселей, то есть, больше размера выбранной нами кисти. Поэтому клонирование пришлось выполнять в несколько приемов, начиная с середины червоточины, но каждый клон брался по одному и тому же принципу: верхняя половина червоточины прикрывалась клонами, взятыми точно над очередным столбцом, а нижняя часть этого же столбца прикрывалась клонами, взятыми точно под очередным столбцом. Мы вынуждены идти по такому пути, чтобы не нарушить игру теней на редактируемом фрагменте изображения.

Исходное изображение GIMP 2.8.2 

Рис. 30. Исходное изображение

Ретушированное изображение GIMP 2.8.2 

Рис. 31. Ретушированное изображение

Конечно, в некоторых случаях мелкие нарушения в игре теней все-таки возможны. Но, во-первых, из изображения исчезает явный дефект, на который зритель сразу обратит внимание. Во-вторых, существуют другие ретуширующие инструменты, которыми можно доработать отредактированное клонирующим штампом изображение.

Клонировать можно прямыми линиями. Для этого нужно указать точку-источник на изображении, а затем нажать на клавишу Shift на клавиатуре ПК. К указателю мыши в этом случае приклеивается «резиновая» нить.

Второе назначение инструмента Штамп — рисовать штрихи на основе готовых шаблонных заливок. Эти образцы представляют собой картинки, которые размножаются по всей поверхности изображения наподобие обоев. Для работы с этим инструментом не нужно брать образец с редактируемого изображения, как это делает инструмент Штамп. Клавиша Ctrl здесь вообще не используется, так как мы уже сказали, что с исходного изображения не нужно ничего клонировать. При работе с данным инструментом это изображение проявляется не как целое изображение, а как его отдельные фрагменты и только в тех местах вашего изображения, по которому вы проводите инструментом Штамп.

Инструментом Штамп можно пользоваться для закрашивания поверхности окна изображения. Для этого нажмите на левую клавишу мыши, и, не отпуская, проведите по закрашиваемой поверхности. Вся поверхность, по которой будет проведено инструментом Штамп, будет закрашено той текстурой, которой заряжен данный инструмент.

Прочие параметры, которые мы не рассмотрели в этом разделе, имеют то же назначение и правила, что и при работе с инструментом Кисть.

В последних версиях данной программы появился новый инструмент — Штамп с перспективой (). Сначала создается перспектива изображения. Для этого на панели параметров с помощью переключателя Режим выбирается положение Смена перспективы. Щелкните по изображению, чтобы по углам появились квадратные маркеры. С помощью мыши перетащите эти маркеры так, как нужно создать перспективу или исказить изображение. Затем переключатель Режим устанавливается в положение Штамп с перспективой. Далее работа с инструментом ничем не отличается от работы с обычным клонирующим или узорным штампом. Точно так же берется образец с клавишей Ctrl и т. д.

Инструмент Лечебная кисть

Инструмент Лечебная кисть (43) предназначен для автоматической ретуши изображения. Инструмент очень похож на инструмент Штамп в режиме клонирования. Но вместо того, чтобы заменять два пикселя — клонированный и исходный, как это делается при использовании инструмента Штамп, инструмент Лечебная кисть смешивает клонированные пиксели с пикселями, попавшими в мазок кисти. Поэтому этот инструмент бывает очень полезен для сглаживания границ окрашивания. Инструмент широко применяется для ретуширования изображения.

Параметры инструмента повторяют параметры инструментов Кисть и Штамп.

Для взятия образца нужно подобрать форму и размер кисти, затем нажать на клавишу Ctrl, подвести указатель мыши к фрагменту, из которого нужно взять образец и щелкнуть мышью. В месте, в котором был взят образец, появляется форма кисти и крестик в виде перекрестья.

Инструмент Лечебная кисть может быть полезен для растушевки каких-то дефектов на изображении, в том числе и наших собственных неточных действий.

Инструмент Ластик

Существует ошибочное мнение, что ластики — не рисующие инструменты, так как они не рисуют, а, наоборот, стирают. На самом деле ластики — это такие же рисующие инструменты, как и остальные. Только рисуют они или цветом фона, или прозрачными пикселями.

Инструмент Ластик () используется для удаления цветных пикселей на изобразительных слоях или для замены их на фоновый цвет на слое заднего плана.

Инструмент Ластик имеет форму и размер кисти, последний раз использовавшиеся в данном инструменте. Если форма и размер кисти Вас не устраивает, то их можно сменить.

Опция Hard edge (Жесткие края) определяет тип инструмента Ластик. Если флажок не установлен, то Ластик имеет тип кисти, то есть инструмента с мягкими краями. На краях удаления остаются мягкие полупрозрачные контуры. То есть на краях штриха удаление может быть не полным. Если флажок в опции установлен, то Ластик получает тип карандаша, то есть инструмента с жесткими краями. В этом случае удаление пикселей в области изображения, захваченном Ластиком, выполняется полное. Например, некоторые формы кисти имеют размытые края, например, Ellipse или Circle Fuzzy. При включенной опции Hard edge (Жесткие края) эта размытость на форме будет игнорироваться, а если опция выключена (флажок сброшен), то размытость на краях формы кисти учитываться будет.

Необходимо особо остановиться на опции Antierase (Антиластик). Идея хорошая, но воплощена плохо, практического значения пока не имеющая. Идея опции заключается в том, чтобы возвращать стертые пиксели, если в последствии выяснится, что эти пиксели были удалены ошибочно. Но на слое заднего фона стирание все равно выполняется цветом фона, а на новых слоях удаленные пиксели хотя и возвращаются, но область, захваченная инструментом, закрашивается в черный цвет.

Примечание: единственно профессиональное восстановление удаленных пикселей по нашему мнению организовано в программе Corel Paint Shop Pro начиная с 10-ой версии. Восстанавливать удаленные пиксели можно не только в текущем сеансе работы над изображением (как, например, в Adobe PhotoShop), а через многие прошедшие годы после удаления пикселей. Как это там выполняется непонятно, но всегда работает правильно.

Со служебными клавишами инструмент взаимодействует следующим образом:

С клавишей Alt переключается опция Antierase (Антиластик);

С клавишей Ctrl можно взять образец цвета — появляется значок пипетки;

С клавишей Shift можно очищать прямые линии. Этот способ мы уже рассматривали несколько раз. От стартовой точки до финишной точки тянется «резиновая» нить, в которой происходит удаление или закрашивание цветом фона. Толщина нити по умолчанию 1 пиксель. А толщина удаляемой прямой линии зависит от толщины кисти. То есть «резиновая» нить только показывает направление создаваемой прямой линии, а не ее толщину.

Прочие рисующие инструменты

Инструмент Размазывание или Палец () используется для размазывания влажной краски пальцем, растушевывая тем самым какую-то область, ограниченную формой и размерами кисти (Рис. 32). В отличие от реальной краски, краски в GIMP всегда влажные и их всегда можно размазать. Инструмент Палец захватывает цвет при нажатии левой клавиши и по мере продвижения мыши начинает смешивать захваченную краску с встречающимися на его пути красками, имитируя тем самым, размазывание изображения на ширину пальца. Ширина пальца устанавливается либо из вкладки Кисти, либо на основе параметров. Так как мы привыкли, что палец обычно бывает овальным или круглым, но здесь палец может принимать не только различный размер, но и различную форму, палец может быть и звездообразным и полым изнутри и т. д. Будем считать, что это пальцы компьютероподобных разумных (а может не очень разумных) существ. Часто этот инструмент применяется для растушевки рисунка.

 Параметры инструмента Палец GIMP 2.8.2

Рис. 32. Параметры инструмента Палец

С нажатой клавишей Shift на клавиатуре ПК можно смазывать прямыми линиями. Каждая следующая прямая линия соединяется с конечной точкой предыдущей линии. Если это не так, то выберите какой-нибудь другой инструмент, а затем снова выберите Палец.

Выключение опции Hard edge (Жесткие края) обеспечивает некоторую смазанность на краях следа от пальца, что происходит от настоящего пальца. Включение опции обеспечивает резкие смазывания на краях штриха.

Ползунок Rate (Скорость) определяет усилие или интенсивность смазывания. Чем больше установленное значение, тем длиннее получается мазок.

Инструмент Размывание/резкость () объединяет в себе сразу два инструмента: Размывание и Резкость.

Режим Размывание применяется для уменьшения контрастности границ и, тем самым, размытию этих границ. Режим Резкость применяется для увеличения контрастности границ и, тем самым, усилению резкости этих границ.

После выбора инструмента открывается панель параметров (Рис. 33).

 Параметры инструмента Размывание/резкость GIMP 2.8.2

Рис. 33. Параметры инструмента Размывание/резкость

На рисунке (Рис.  34) приводится пример применения инструмента Размывание/резкость. После применения режима Размывание контраст лепестков розы в левой верхней части изображения смягчается путем растворения пикселей с изображения розы, захватываемых инструментом и распылением их в площади формы этого инструмента. На границе розы и фона происходит смешивание захватываемых цветов, поэтому возникает эффект размытия, очень похожий на размытие по Гауссу. Режим Резкость наносит дополнительный слой пикселей по краям контрастной границы, усиливая тем самым резкость этих границ. Если после режима Размывание применить режим Резкость, то прежнего изображения достигнуть не удастся, так как пиксели с кончиков лепестков розы будут распылены и собрать их будет уже невозможно.

Переключение режимов инструмента выполняется на панели параметров. Если переключатель Convolve Type (Вид действия) установлен в положение Blur (Размывание), то инструмент работает в режиме размывания пикселей. Если выбрано положение переключателя Sharpen (Резкость), то инструмент работает в режиме усиления резкости или контрастности изображения. Между режимами можно переключаться интерактивно в процессе работы. Для этого нужно нажимать клавишу Ctrl. Клавиша Shift имеет то же назначение, что и при работе с другими инструментами для рисования — с ее помощью можно размыть или усилить резкость на прямых линиях.

 Создание размытия и резкости инструментом Размывание/резкость GIMP 2.8.2

Рис. 34. Создание размытия и резкости инструментом Размывание/резкость

Ползунок Rate (Скорость) определяет усилие или интенсивность размывания или резкости. Чем больше установленное значение, тем быстрее протекает операция.

Точно так же, как и при работе с другими рисующими инструментами, размытие и резкость происходит только в тех областях изображения, по которым был проведен инструмент. Причем, чем дольше задерживался инструмент над отдельными областями изображения, тем больше эффект в этих областях выполняется.

Инструмент Осветление/затемнение () объединяет в себе сразу два инструмента: Осветление и Затемнение.

Режим предназначен для осветления фрагмента изображения в пределах формы и размеров этого инструмента. Режим предназначен для затемнения фрагмента изображения в пределах формы и размеров этого инструмента.

После выбора инструмента открывается панель параметров (Рис. 35).

 Параметры инструмента Осветление/затемнение GIMP 2.8.2

Рис. 35. Параметры инструмента Осветление/затемнение

Переключение режимов инструмента выполняется на панели параметров. Если переключатель Type (Тип) установлен в положение Dodge (Осветлить), то инструмент работает в режиме осветления. Если выбирается положение переключателя Burn (Затемнить), то инструмент работает в режиме затемнения пикселей изображения. Осветление или затемнение выполняется только тех пикселей, по которым прошелся инструмент и которые попали в зону захвата инструмента, то есть попавшие в форму инструмента. Если инструмент несколько раз прошелся по одним и тем же пикселям, то действие инструмента усиливается, то есть пиксели больше осветляются или затемняются.

Скорость затемнения и осветления определяются в поле параметра Exposure (Экспозиция). Чем выше значение задано в этом поле, тем быстрее происходят процессы осветления или затемнения.

При работе с этими инструментами настраивается список тоновых уровней, который определяется с помощью переключателя Mode (Диапазон). В данном параметре возможен выбор одного из следующих значений:

Shadows (Тени);

Midtones (Полутона);

Highlights (Светлые части).

На рисунке (Рис. 36) левая часть чашки с ягодами осветлена, а правая — затемнена. С помощью инструмента Осветление/затемнение можно изменять игру светотеней.

 Примеры с осветлением и затемнением фрагментов изображения GIMP 2.8.2

Рис. 36. Примеры с осветлением и затемнением фрагментов изображения

Затемнение цветка GIMP 2.8.2 

Рис. 37. Затемнение цветка

На рисунке (Рис. 37) к основной композиции был добавлен новый цветок — в нижней правой части. Все фигуры на основной композиции имеют тени, а добавленный цветок тени не имеет. Поэтому наша задача — создать тень у этого цветка. Все тени расположены справа от объекта. Т. е. освещение падает слева. Вся основная композиция была размещена на одном слое. После добавления цветка автоматически был создан новый слой, на котором цветок и был расположен. Мы выделили слой с основной композицией (слой заднего фона) на вкладке Layers (Слои) и в режиме Burn (Затемнить) нанесли тени в виде полукруга вокруг цветка. В результате добавленный цветок теперь является неотъемлемой частью композиции. Зритель будет полностью уверен, что фотография была сделана со всем набором объектов.

Обращайте внимание на параметр Hard edge (Жесткие края) — осветление и затемнение редко (или практически никогда) не имеют резких границ. Для придания изображению реализма необходимо плавно создавать осветление и затемнение.


Hilliger Media Shop
Template "butterflymeadowfree" designed by Hilliger Media (Copyright © 2011)