Хлебные крошки



02.01.18. Инструмент Pen (Перо)

Инструмент Pen (Перо) () предназначен для рисования кривых и прямых линий, а также для редактирования форм любых векторных объектов.

После выбора данного инструмента панель опций Tool Options (Параметры инструментов) принимает вид, приведенный на рисунке (Рис. 136).

 Панель опций для инструмента Pen (Перо) Corel PaintShop Pro X4 автор Шитов Виктор Николаевич

Рис. 136. Панель опций для инструмента Pen (Перо)

Кнопка Apply (Применить) () нажимается для завершения операции по созданию или редактированию фигуры в виде кривой или прямой линии, а также после редактирования любого другого векторного объекта. Эта кнопка становится доступной только после того, как будет создана фигура или если произведены какие-либо корректирующие действия с существующей фигурой. Если необходимо продолжить редактирование фигуры после того, как была нажата эта кнопка, нужную фигуру необходимо предварительно выделить, например, инструментом Pick (Указатель). Затем выбрать инструмент Pen (Перо) — кнопка Apply (Применить) уже будет доступна. Другой способ выделения — выбрать режим Edit Mode (Режим редактирования) на панели Tool Options (Параметры инструментов) при работе с инструментом Pen (Перо) и щелкнуть по фигуре, которую нужно редактировать.

Окончание редактирования фигуры можно также указать из контекстного меню. Для этого нужно щелкнуть правой клавишей мыши по любому месту на изображении и выполнить команду Apply (Применить).

Кнопка Edit Mode (Режим редактирования) () предназначена для включения режима выделения и редактирования формы фигуры. Для выделения фигуры нужно щелкнуть по ней мышью. Выделять можно только одну фигуру. При выделении следующей фигуры выделение предыдущей сбрасывается. Выделить несколько фигур одновременно нельзя даже с помощью клавиши Shift.

Переключиться в режим редактирования можно также с помощью контекстного меню. Для этого нужно щелкнуть правой клавишей мыши в любом месте изображения и выполнить команду Edit Mode (Режим редактирования).

После выделения фигуры на контуре появляются специальные узлы, с помощью которых можно изменить размеры или закругленность углов.

Кнопка Knife Mode (Режим ножа) () включает режим разрезания и предназначена для разделения фигуры на части, то есть для разрезания. Разрезать можно только векторные объекты, созданные инструментом Pen (Перо) или Preset Shape (Стандартные фигуры). То есть разрезать другие векторные объекты (прямоугольники, овалы, симметричные фигуры) нельзя. Если неразрешенные векторные объекты (прямоугольники, овалы, симметричные фигуры, а также текст) нужно разрезать, то их сначала необходимо конвертировать в кривые командой Objects Convert to Path (Объекты Преобразование в путь). Для разрезания кривой фигуры нужно сначала выделить фигуры на слое, а затем выбрать режим Knife Mode (Режим ножа). Пока на слое ничего не выделено кнопка Knife Mode (Режим ножа) недоступна. После этого указатель мыши принимает вид ножа (точнее скальпеля) с надписью CUT, что значит «Разрезать». Разрез фигуры осуществляется кончиком ножа. Для разреза нужно провести линию, указывающую границу разреза. Линия разреза всегда прямая (Рис. 137), в отличие от способов разрезания, принятых в других графических приложениях компании Corel. Разрез может проходить как угодно на фигуре и где угодно: можно разрезать по узлам фигуры, а можно в сегментах, в которых нет узлов; можно разрезать всю фигуру (то есть несколько граней), а можно только одну грань. В точке разреза появляется специальный значок, похожий на шестеренку (). Эти узлы на рисунке видны не будут и исчезнут после того, как выделение фигуры будет сброшено. Если разъединение узлов проведено не будет, то при следующем выделении этой фигуры режимом Edit Mode (Режим редактирования) эти узлы появятся снова, приглашая завершить процесс разъединения сегментов фигур.

Разрезание фигуры Corel PaintShop Pro X4 автор Шитов Виктор Николаевич 

Рис. 137. Разрезание фигуры

Разрезать фигуру по узлу можно также из контекстного меню. Для этого нужно выделить узел, щелкнуть по нему правой клавишей мыши и выполнить команду Edit Break (Редактировать Продолжить).

После создания разреза можно разъединить сегменты опять-таки в режиме Knife Mode (Режим ножа). Для этого нужно навести кончик ножа на точку разреза так, чтобы рядом с иконкой инструмента появилось сообщение: END или START. После этого узел подхватывается мышью и оттаскивается в сторону (Рис. 138).

Разъединение разрезанных фигур Corel PaintShop Pro X4 автор Шитов Виктор Николаевич 

Рис. 138. Разъединение разрезанных фигур

Форма разрезана и разъединена и даже видно, что доли независимы друг от друга, но часто на этом моменте возникают трудности по перемещению каждой доли разрезанной формы. Для перемещения доли нужно в режиме редактирования выделить узлы одной из долей. Выделить можно с помощью «резинового» выделения, то есть создать прямоугольное выделение вокруг узлов. Добавление или исключение узлов из выделения происходит с нажатой клавишей Shift. Сложность как раз и заключается в том, что неопытные пользователи случайно выделяют узлы на другой доле разрезанной формы.

Разъединение долей формы Corel PaintShop Pro X4 автор Шитов Виктор Николаевич 

Рис. 139. Разъединение долей формы

Кнопка Draw Lines and Polylines (Рисование линий и ломаных линий) () предназначена для создания прямых линий или полилиний, то есть нескольких прямых линий, соединенных между собой.

Для создания прямых линий нужно:

или щелкнуть на изображении в точке, из которой должна начинаться прямая, а затем в точке, в которой прямая должна заканчиваться;

или установить мышь в точке, из которой должна начинаться прямая, нажать мышь и, не отпуская ее, протянуть до точки на изображении, в которой прямая должна заканчиваться.

Полилинии создаются в основном первым методом, то есть отдельными щелчками. Для продолжения рисования установите флажок в опцию Connect Segments (Соединять сегменты) на панели опций. Последний сегмент соединять прямой линией не обязательно. Достаточно щелкнуть по создаваемой форме правой клавишей мыши и из открывшегося контекстного меню выполнить команду Edit Close (Изменить Закрыть) или нажать на кнопку Close selected open contours (Закрытие выбранных открытых контуров) ().

С нажатой клавишей Shift можно создавать прямые линии строго горизонтальные, вертикальные или под углом 45°.

Кнопка Draw Point to Point (Рисование по точкам – кривые Безье) () рисует кривые Безье (на одном занятии я сказал: «А сейчас мы начнем изучать кривые Безье», на что один гражданин переспросил: «Без чего?»).

Рисование кривой Безье начинается с создания исходной точки. Для этого определите точку, с которой нужно начинать кривую и установите в ней указатель мыши. Для начала создания кривой линии нужно нажать на левую клавишу мыши и протянуть ее.

От стартовой точки потянутся две направляющие линии серого цвета с маркерами на концах в виде стрелки. Одна направляющая линия (острие стрелки) направлена в сторону перемещения указателя мыши, а вторая — в обратном ей направлении. Эта конструкция напоминает прямую линию, но на самом деле таковой не является. В результате будет создана только стартовая точка и ничего больше.

Вид кривой будет зависеть от того, в каком направлении мы будем тянуть одну из направляющих. Т. к. обе направляющие линии вырисовываются одинаковыми, то возникает вопрос — а в какую же сторону тянуть указатель мыши? Указатель мыши необходимо тянуть в ту сторону, в которой мы собираемся рисовать кривую. В данном примере, мы будем тянуть указатель мыши вверх и вправо.

На рисунке (Рис. 140) создается точка A. Точки B и C обозначают маркеры на концах направляющих линий. Обе направляющие линии, создаваемые на разных концах стартовой точки имеют абсолютно одинаковую длину.

 Начальная точка кривой Безье Corel PaintShop Pro X4 автор Шитов Виктор Николаевич

Рис. 140. Начальная точка кривой Безье

Длина нарисованной направляющей линии должна соответствовать величине изгиба кривой. Поэтому если величина изгиба кривой должна быть большой, то длина направляющей кривой линии также должна быть большой. Если величина изгиба кривой должна быть небольшой, то длина направляющей линии должна быть также небольшой.

Если вы создали длинные направляющие линии, но еще не отпустили мышь, то длину линий можно уменьшить. Для этого нужно просто пройти указателем мыши по созданной траектории. Т. е. здесь будет работать принцип автостирания и длина направляющей линии (как и ее противоположной направляющей линии) уменьшится.

Отведите указатель мыши в сторону и щелкните мышью — от стартовой точки к точке щелчка будет прорисована кривая линия, которая и будет кривой Безье (Рис. 141).

 Первая кривая Безье Corel PaintShop Pro X4 автор Шитов Виктор Николаевич

Рис. 141. Первая кривая Безье

Точка A на этом рисунке показывает стартовую точку. Точка D показывает точку щелчка мышью. Точка C показывает маркер направляющей, в которой было закончено создание направляющих стартовой точки.

До тех пор, пока вы не отпустите мышь при создании очередной точки кривой указатель мыши принимает вид круглых стрелок со значком плюса (+) внутри (). Если, не отпуская мышь, потянуть ее в сторону, то от этой точки, которую вы только что создали, потянутся свои направляющие линии с маркерами на концах. В зависимости от длины направляющих линий и угла их поворота, сегмент кривой линии, находящийся между последней и предпоследней точками на кривой линии, начнет искривляться (Рис. 142). Вы можете поворачивать направляющие на все 360°. В примере розовая кривая показывает исходное положение сегмента кривой.

Изменение формы создаваемого сегмента кривой линии Corel PaintShop Pro X4 автор Шитов Виктор Николаевич 

Рис. 142. Изменение формы создаваемого сегмента кривой линии

Примечание: большая точность создания кривой линии на этом этапе не нужна, так как в дальнейшем (при редактировании) вы можете изменить форму кривой.

После того, как направляющие линии будут созданы нужной длины и наклона, можно отпустить мышь.

Создайте еще несколько сегментов кривой, но не замыкайте ее, так как замкнуто фигуру обычными способами не удастся — здесь, в отличие от других графических приложений, предусмотрены специальные способы замыкания.

При создании очередного сегмента кривой не отпуская мышь (или после создания очередного сегмента, когда мышь уже отпущена) можно воспользоваться клавишей Shift — направляющие линии поворачиваются на 45°.

В каждом узле имеются 2 направляющие линии, с помощью которых можно изменять угол поворота узла, а с ним и форму кривой. По умолчанию включен режим, в котором обе направляющие поворачиваются под одним углом, так как направляющие находятся на одной прямой. Но можно поворачивать каждую направляющую отдельно и независимо от другой направляющей. Для этого нужно выделить узел, в котором нужно изменить одну из направляющих. Выделение узла осуществляется щелчком по этому узлу. После этого нужно щелкнуть правой клавишей мыши и в появившемся контекстном меню выполнить команду Node Type Cusp (Тип узла Перегиб). В этом режиме можно создавать остроконечные сегменты с резкими переходами. Для возврата в обычный режим, в котором направляющие плавно изменяют направление кривых, нужно выделить узел и из контекстного меню выполнить команду Node Type Smooth (Тип узла Сглаживание).

После выбора другого инструмента или после нажатия на кнопку Apply (Применить) создание кривой прекращается.

При подведении мыши к начальной точке, откуда началось создание кривой линии, появляется надпись START, а при подведении мыши к текущей конечной точке кривой появляется надпись END. Кривая продолжается только после узла END.

Примечание: программа всегда помнит стартовую и конечную точки.

Если при создании кривой нужно изменить положение точек START и END (например, необходимо продолжить кривую из точки START) нужно выполнить следующие действия:

Щелкнуть по одному из узлов кривой правой клавишей мыши для вызова контекстного меню;

Выполнить из этого меню команду Edit Reverse Contour (Изменить Обратить контур).

После этого точки START и END поменяются местами.

Для выделения всех узлов на кривой вызовите контекстное меню и выполните команду Edit Select All (Изменить Выделить все). Другой способ выделения всех узлов на кривой — выбрать режим Edit Mode (Режим редактирования) и создать вокруг всей фигуры прямоугольную рамку выделения.

Выделение нескольких узлов на кривой осуществляется с нажатой клавишей Shift. Выделять можно не только смежные, но и несмежные узлы. Другой способ выделения всех узлов на кривой — выбрать режим Edit Mode (Режим редактирования) и создать вокруг узлов, которые нужно выделить, прямоугольную рамку выделения.

Для сброса выделения нужно вызвать контекстное меню и выполнить команду Edit Select None (Изменить Отменить выбор).

Для инвертирования выделенных узлов нужно вызвать контекстное меню и выполнить команду Edit Invert Selection (Изменить Инвертировать состояние выделения).

Однако инвертирование выделенных узлов требует дополнительного разъяснения, так как инвертирование осуществляется очень сложно. Если на слое одна фигура, то после инвертирования выделенные узлы станут невыделенными, а те узлы, которые были не выделенными до этого — станут выделенными.

Но если на слое находятся несколько фигур, то инвертирование идет иначе — на фигуре, в которой были выделенные узлы, все будет происходить так же, как только описано. Но в других фигурах все узлы будут выделены, что может Вас не удовлетворить. Объясняется это просто — эти узлы тоже были не выделены и при инвертировании выделяются.

В режимах Draw Point to Point (Рисование по точкам – кривые Безье) () и Draw Freehand (Рисование свободной формы) () можно создавать не только кривые, но и прямые линии. Для этого нужно создать первую точку одиночным щелчком, из которой должна начинаться прямая, а затем щелкнуть в точке, в которой прямая должна заканчиваться.

Примечание: прямая — это частный случай кривой, поэтому все, что говорится о кривых, относится и к прямым линиям.

Для создания копии кривой линии нужно выделить все узлы на кривой и вызвать контекстное меню, из которого нужно выполнить команду Edit Duplicate (Изменить Дублировать). После этого, не снимая выделения, нужно подхватить кривую и перетащить в другое место: одна кривая останется на прежнем месте, а ее копия начнет перемещаться по изображению.

Прямолинейные и криволинейные сегменты можно преобразовывать друг в друга.

Чтобы преобразовать криволинейный сегмент в прямолинейный нужно выделить те узлы, между которыми выполнить такое преобразование. Затем нужно вызвать контекстное меню и выполнить команду Node Type Convert To Line (Тип узла Преобразовать в линию).

В контекстном меню в разделе Node Type (Тип узла) имеются также другие команды по преобразованию криволинейного сегмента в криволинейный:

Line Before (Линия до) — выпрямляет сегмент перед узлом;

Line After (Линия после) — выпрямляет сегмент после узла.

Чтобы преобразовать прямолинейный сегмент в криволинейный нужно выделить те узлы, между которыми выполнить такое преобразование. Затем нужно вызвать контекстное меню и выполнить команду Node Type Curve Before (Тип узла Кривая до) или Node Type Curve After (Тип узла Кривая после). После выполнения этих команд в выделенном узле появляется направляющая линия, с помощью которой, как рычагом, можно искривить сегмент, связанный с этим узлом.

Так как форму кривой и прямой линии легко можно изменить, не нужно стремиться к большой точности при рисовании этих линий — достаточно нарисовать приблизительный контур, а потом его преобразовать.

Кнопка Draw Freehand (Рисование свободной формы) () предназначена для создания произвольных кривых и прямых линий. Для рисования в этом режиме нужно нажать мышь в стартовой точке и, не отпуская мышь, провести произвольную линию на изображении. Как только будет нажата мышь, рядом с указателем мыши появится надпись ADD. Это означает, что включен режим рисования.

При этом создаваемая линия сначала будет казаться Вам дрожащей с множеством мелких зубчатых помех. Не обращайте на это внимание — как только будет отпущена мышь, произойдет сглаживание этой кривой и она станет гладкой. Гладкость кривой определяет параметр Tracking (Отслеживание) на панели опций инструмента.

В местах перегибов кривой автоматически будут создаваться узлы, с помощью которых можно в дальнейшем изменить траекторию сегментов кривой, с которыми соединены данные узлы. Расстояние между узлами в пикселях определяется в счетчике Tracking (Отслеживание). Более высокие значения создают разглаживающее действие. При этом создаются менее точные линии с меньшим числом узлов. Сегменты практически прямолинейные. Более низкие значения создают более сегментированные, точные линии с большим числом узлов.

Правила рисования и преобразования криволинейных сегментов в прямолинейные и наоборот повторяют такие же правила при использовании режима Draw Point to Point (Рисование по точкам – кривые Безье).

При работе со всеми режимами данного инструмента действуют следующие правила:

Для перемещения всех векторных объектов на слое нужно подвести мышь к одному из объектов так, чтобы рядом с указателем мыши появился значок волны. Подводить мышь нужно только к сегментам, но не к узлам. После этого нужно подхватить один из объектов на слое, но перемещаться будут все объекты;

Для перемещения только одного векторного объекта нужно нажать на клавишу Shift и, не отпуская ее, подвести указатель мыши к объекту, который нужно переместить так, чтобы рядом с указателем мыши появилось сообщение SUB. Подводить мышь нужно только к сегментам, но не к узлам. После этого нужно подхватить один из объектов на слое, который нужно переместить и перетащить его в нужное место на слое;

Для изменения формы кривой нужно: или 1) подвести указатель мыши к одному из узлов, после чего появляется крестообразная стрелка и, подхватив этот узел, переместить этот узел, или 2) выделить узел, который связан с сегментом, форму которого нужно изменить и с помощью направляющих изменить эту форму. Каждый сегмент (кроме крайних) связан с двумя узлами, поэтому форму сегмента можно изменить с помощью обоих узлов по очереди;

Для усложнения формы кривой линии на ней можно увеличить число узлов. Для этого нужно нажать на клавишу Ctrl и подвести указатель мыши к сегменту кривой, но не к ее узлу. При этом рядом с указателем мыши появляется надпись ADD. После щелчка по сегменту появляется новый узел со своими направляющими. Вы можете изменить форму кривой, как с помощью этого нового узла, так и с помощью его направляющих;

Для упрощения кривой линии нужно сокращать число узлов на этой кривой. Для этого нужно сначала выделить тот узел, который необходимо удалить. Затем нужно нажать на клавишу Ctrl и подвести указатель мыши к выделенному узлу, подготовленному к удалению. Как только мышь будет наведена на этот узел, появится надпись MERGE. После этого нужно щелкнуть по выделенному узлу и он будет удален.

Кнопка Close selected open contours (Закрытие выбранных открытых контуров) () предназначена для замыкания открытых кривых. В зависимости от режима, в котором создана кривая, замыкание осуществляется по-разному.

Если использовался режим Draw Point to Point (Рисование по точкам – кривые Безье) (), то траектория кривой, по которой происходит замыкание, аппроксимируется, то есть производится расчет по имеющимся траекториям сегментов с узлами START и END. Дополнительный замыкающий сегмент в этом случае создается в виде гладкой кривой.

Если использовался режим Draw Freehand (Рисование свободной формы) (), то никакой аппроксимации не производится, а узлы START и END соединяются прямой линией.

Кнопка Start New ContourMove To (Начало нового контура – Переместить в) () разрешает после создания одного сегмента прямой создание другого фрагмента.

Индикатор Connect Segments (Соединять сегменты) определяет порядок соединения сегментов на кривой линии:

Если флажок установлен, то можно рисовать кривые с любым числом сегментов;

Если флажок сброшен, то кривую можно создавать только с одним сегментом.

Индикатор Create On Vector (Создавать на векторном слое) доступен только при нажатой кнопке Apply (Применить) ().

Примечание: нажатая кнопка Apply (Применить) выглядит как недоступная кнопка.

Если кнопка Apply (Применить) не нажата, то это означает, что происходит редактирование какой-либо фигуры, созданной до этого, а раз это так, то создавать новую фигуру не нужно, так как можно погубить результаты текущего редактирования.

Индикатор Create On Vector (На векторном слое) определяет тип стандартной фигуры:

Если флажок установлен, то будет создаваться векторный объект. Если при этом активен не векторный слой, то автоматически будет создан очередной векторный слой. По умолчанию предлагается именно этот вариант, так как форму векторной фигуры всегда можно легко изменить;

Если флажок сброшен, то будет создаваться растровый объект. При этом если активен растровый слой или слой заднего плана, то этот объект будет создаваться на этих слоях. Если активен будет векторный слой, то автоматически будет создан растровый слой с очередным порядковым номером.

Индикатор Show Nodes (Отображать узлы) доступен только при выборе режимов Draw Lines and Polylines (Рисование линий и ломаных линий) (), Draw Point to Point (Рисование по точкам – кривые Безье) () или Draw Freehand (Рисование свободной формы) (). Индикатор Show Nodes (Отображать узлы) определяет видимость узлов (или маркеров) на фигуре:

Если флажок установлен, то узлы становятся видимы после создания фигуры. Узлы эти невидимы и необходимы только для удобства изменения формы фигуры;

Если флажок сброшен, то после создания фигуры узлы становятся невидимы.

Число узлов зависит от закругленности углов криволинейной фигуры. Индикатор Show Nodes (Отображать узлы) определяет видимость узлов только при создании криволинейной фигуры. При включении режима Edit Mode (Режим редактирования) и выделении любой созданной ранее криволинейной фигуры, то независимо от наличия флажка в индикаторе Show Nodes (Отображать узлы) узлы появляются на контуре этой фигуры.

После создания криволинейной фигуры становится доступным список Transformation Type (Тип преобразования). Внешний вид иконки на списке зависит от выбранного типа преобразования. Названия следующих 2 параметров меняются в зависимости от того, какой тип трансформации выбран в списке Transformation Type (Тип преобразования). Для включения процесса преобразования необходимо нажать на кнопку Apply Тип_Преобразования (). Пока эта кнопка не будет нажата, преобразование криволинейной фигуры выполнено не будет.

В этом списке предлагаются варианты трансформации криволинейной фигуры:

Duplicate & Offset (Дублировать и сместить) — копирует кривую и смещает копию по осям X и Y. Числовое значение смещения определяется в счетчиках Duplication X (Дублирование X) и Duplication Y (Дублирование Y).

Rotate (Поворот) — осуществляет поворот кривой в диапазоне от –180° до +180°. Угол поворота определяется в счетчике Rotation (Угол поворота). Положительные значения создают вращение по часовой стрелке, а отрицательные — против часовой стрелки.

Skew X (Наклон X) — осуществляет скос кривой по оси X в диапазоне от –45 до +45. Положительные значения создают вращение по часовой стрелке, а отрицательные — против часовой стрелки.

Skew Y (Наклон Y) — осуществляет скос кривой по оси Y в диапазоне от –45 до +45. Положительные значения создают вращение по часовой стрелке, а отрицательные — против часовой стрелки.

Contract (Уменьшить) — перемещает выделенные узлы на кривой ближе друг к другу, искажая тем самым кривую. Это преобразование требует выделения нескольких узлов. При выделении одного узла, данное преобразование игнорируется. Значения сужения по осям X и Y определяются в параметрах Contraction X (Уменьшение X) и Contraction Y (Уменьшение Y).

Expand (Расширить) — перемещает выделенные узлы на кривой дальше друг от друга, искажая тем самым кривую. Это преобразование требует выделения нескольких узлов. При выделении одного узла, данное преобразование игнорируется. Значения расширения по осям X и Y определяются в параметрах Expansion X (Расширение X) и Expansion Y (Расширение Y).

Каждый тип преобразования можно выполнять неограниченное число раз.

Остальные параметры на панели Tool Options (Параметры инструментов) рассматривались в предыдущих разделах.


Hilliger Media Shop
Template "butterflymeadowfree" designed by Hilliger Media (Copyright © 2011)