02.01.17. Инструменты создания геометрических фигур

Категория: Corel Paint Shop Pro X4
Опубликовано 04.02.2012 10:09
Автор: Шитов В.Н.
Просмотров: 5596

2.1.17.1. Инструмент Preset Shape (Стандартные фигуры)

Инструмент Preset Shape (Стандартные фигуры) () предназначен для создания фигур, коллекция которых прилагается к данному приложению. Кроме этого Вы можете самостоятельно создать свои собственные стандартные фигуры. Описание правил создания таких фигур см. раздел 1.8.7. Экспорт форм.

После выбора данного инструмента панель опций Tool Options (Параметры инструментов) принимает вид, приведенный на рисунке (Рис. 125).

 Панель опций для инструмента Preset Shape (Стандартные фигуры) Corel PaintShop Pro X4 автор Шитов В.Н.

Рис. 125. Панель опций для инструмента Preset Shape (Стандартные фигуры)

Рисунок стандартной фигуры выбирается из списка Presets (Список форм) (Рис. 126). Выбор фигуры из этого списка осуществляется щелчком мыши.

Список стандартных форм Corel PaintShop Pro X4 автор Шитов В.Н. 

Рис. 126. Список стандартных форм

Индикатор Retain style (Сохранять стиль) предназначен для выбора варианта раскраски стандартной фигуры:

Если флажок установлен, то раскраска фигуры осуществляется в соответствии с цветами в коллекции фигур;

Если флажок сброшен, то окраска фигуры определяется набором цвета, выбранного на панели Materials (Материалы). При этом внутренняя заливка фигуры определяется фоновым цветом (Background). Цвет контура определяется основным цветом (Foreground).

Установка флажка в индикаторе Anti-alias (Со сглаживанием) сглаживает зазубренность контура фигуры. Чтобы объяснить этот параметр более подробно, рассмотрим следующий пример. Изображение создается из отдельных точек, которые называются пикселями. Форма пикселя квадратная. Весь экран (или лист бумаги при печати) представляет собой матрицу или таблицу, в которой пиксели составляют ячейки. В каждом ряду одинаковое число пикселей. Если линия (или контур) строго горизонтальная или вертикальная, то никакой зазубренности не возникает, так как пиксели выстраиваются друг за другом, как кубики в ряд. Но если линия не строго горизонтальная, а например, овальная, то квадратные пиксели могут приблизительно описать овал. То есть углы квадратов обязательно будут выступать при создании не горизонтальных и не вертикальных линий (траектории кривых), создавая зазубренность на линии. Параметр Anti-alias (Со сглаживанием) немного устраняет эту зазубренность. Поэтому в этом параметре желательно устанавливать флажок (точнее, не сбрасывать этот флажок).

Индикатор Create as vector (Создать как вектор) определяет тип стандартной фигуры:

Если флажок установлен, то будет создаваться векторный объект. Если при этом активен не векторный слой, то автоматически будет создан очередной векторный слой. По умолчанию предлагается именно этот вариант, так как форму векторной фигуры можно изменить;

Если флажок сброшен, то будет создаваться растровый объект. При этом если активен растровый слой или слой заднего плана, то этот объект будет создаваться на этих слоях. Если активен будет векторный слой, то автоматически будет создан растровый слой с очередным порядковым номером.

Параметры Line style (Стиль линии), Join (Сопряжение) и Miter limit (Порог острого угла) подробно описаны в разделе 2.1.16. Инструмент Text (Текст).

Счетчик Width (Толщина) определяет ширину (или толщину) контура стандартной фигуры в пикселях. Этот параметр действует только перед созданием фигуры.

После создания фигуры ее можно редактировать. Редактирование формы мы рассмотрим в разделе 2.1.18. Инструмент Pen (Перо), так как тематически это связано именно с этим инструментом.

Для редактирования всех остальных параметров векторной фигуры нужно предварительно выделить эту фигуру, например, инструментом Pick (Указатель) и выполнить одно из следующих действий:

Щелкнуть в любом месте изображения правой клавишей мыши и выполнить команду Properties (Свойства);

Выполнить команду Objects → Properties (Объекты Свойства).

Для выделения нескольких фигур нужно после выделения первой из них нажать и удерживать клавишу Shift, после чего нужно щелкать по каждой фигуре, которую необходимо выделить. После этого нужно отпустить клавишу Shift.

После выполнения любого из этих действий будет открыто диалоговое окно Vector Property (Свойство векторного объекта) (Рис. 127).

 Диалоговое окно Vector Property (Свойство векторного объекта) Corel PaintShop Pro X4 автор Шитов В.Н.

Рис. 127. Диалоговое окно Vector Property (Свойство векторного объекта)

Флажки в индикаторах Stroke (Мазок) и Fill (Заливка) разрешают применять заказной цвет для контура и для заливки фигуры. Поэтому даже если Вы создали фигуру с установленным флажком Retain style (Сохранять стиль), то здесь можно переопределить стандартные цвета.

В счетчике Stroke width (Ширина мазка) определяется толщина контура фигуры в пикселях в диапазоне от 0 до 255. Толщина контура может определяться с точностью до 2 знаков после запятой.

Индикатор Visible (Видимый) определяет видимость фигуры на изображении. Если флажок установлен, то фигура видима. Если флажок сброшен, то фигура становится невидимой.

Остальные параметры рассматривались в предыдущих разделах.

Для применения параметров, настроенных в окне Vector Property (Свойство векторного объекта), нажмите на кнопку ОК.

2.1.17.2. Инструмент Rectangle (Прямоугольник)

Инструмент Rectangle (Прямоугольник) () предназначен для создания прямоугольных или квадратных фигур на изображении, в том числе и со скругленными углами.

Внутренняя заливка фигуры осуществляется фоновым цветом, а цвет контура фигуры определяется основным цветом, выбранными на панели Materials (Материалы).

Цвет заливки или цвет контура можно оформить как прозрачный. Для этого нужно нажать на кнопку Transparent (Прозрачность) на панели Tool Options (Параметры инструментов).

После выбора данного инструмента панель опций Tool Options (Параметры инструментов) принимает вид, приведенный на рисунке (Рис. 128).

Панель опций для инструмента Rectangle (Прямоугольник) Corel PaintShop Pro X4 автор Шитов В.Н. 

Рис. 128. Панель опций для инструмента Rectangle (Прямоугольник)

Кнопка Apply (Применить) () нажимается для завершения операции по созданию или редактированию фигуры. Эта кнопка становится доступной только после того, как будет создана фигура или если произведены какие-либо корректирующие действия с фигурой. Если необходимо продолжить редактирование фигуры после того, как была нажата эта кнопка, нужную фигуру необходимо предварительно выделить, например, инструментом Pick (Указатель). Затем выбрать инструмент Rectangle (Прямоугольник) — кнопка Apply (Применить) уже будет доступна. Другой способ выделения — выбрать режим Edit Mode (Режим редактирования) на панели Tool Options (Параметры инструментов) при работе с инструментом Rectangle (Прямоугольник) и щелкнуть по фигуре, которую нужно редактировать.

Окончание редактирования фигуры можно также указать из контекстного меню. Для этого нужно щелкнуть правой клавишей мыши по любому месту на изображении и выполнить команду Apply (Применить).

Кнопка Edit Mode (Режим редактирования) () предназначена для включения режима выделения и редактирования формы фигуры. Для выделения фигуры нужно щелкнуть по ней мышью. Выделять можно только одну фигуру. При выделении следующей фигуры выделение предыдущей сбрасывается. Выделить несколько фигур одновременно нельзя даже с помощью клавиши Shift.

Переключиться в режим редактирования можно также с помощью контекстного меню. Для этого нужно щелкнуть правой клавишей мыши в любом месте изображения и выполнить команду Edit Mode (Режим редактирования).

После выделения фигуры на контуре появляются специальные узлы, с помощью которых можно изменить размеры или закругленность углов.

Кнопки Draw Rectangle (Нарисовать прямоугольник) () и Draw Square (Нарисовать квадрат) () определяют тип фигуры — прямоугольный или квадратный.

Примечание: при работе в режиме Draw Rectangle (Нарисовать прямоугольник) можно создавать также и квадратные фигуры. Для этого нужно удерживать нажатой клавишу Shift. При этом после создания квадрата сначала нужно отпустить мышь и только после этого можно отпустить клавишу Shift.

Переключиться на рисование можно и из контекстного меню. Для этого нужно щелкнуть правой клавишей мыши в любом месте изображения и выполнить команду Draw Mode (Режим рисования). В этом случае выбирается тот тип фигуры, который использовался последним.

Индикатор Show Nodes (Отображать узлы) доступен только при выборе режимов Draw Rectangle (Нарисовать прямоугольник) или Draw Square (Нарисовать квадрат). Индикатор Show Nodes (Отображать узлы) определяет видимость узлов (или маркеров) на фигуре:

Если флажок установлен, то узлы становятся видимы после создания фигуры. Узлы эти невидимы и необходимы только для удобства изменения формы фигуры;

Если флажок сброшен, то после создания фигуры узлы становятся невидимы.

Число узлов зависит от закругленности углов фигуры. Индикатор Show Nodes (Отображать узлы) определяет видимость узлов только при создании фигуры. При включении режима Edit Mode (Режим редактирования) и выделении любой созданной ранее фигуры, то независимо от наличия флажка в индикаторе Show Nodes (Отображать узлы) узлы появляются на контуре фигуры.

Индикатор Create On Vector (На векторном слое) доступен только при нажатой кнопке Apply (Применить) ().

Примечание: нажатая кнопка Apply (Применить) выглядит как недоступная кнопка.

Если кнопка Apply (Применить) не нажата, то это означает, что происходит редактирование какой-либо фигуры, созданной до этого, а раз это так, то создавать новую фигуру не нужно, так как можно погубить результаты текущего редактирования.

Индикатор Create On Vector (На векторном слое) определяет тип стандартной фигуры:

Если флажок установлен, то будет создаваться векторный объект. Если при этом активен не векторный слой, то автоматически будет создан очередной векторный слой. По умолчанию предлагается именно этот вариант, так как форму векторной фигуры всегда можно легко изменить;

Если флажок сброшен, то будет создаваться растровый объект. При этом если активен растровый слой или слой заднего плана, то этот объект будет создаваться на этих слоях. Если активен будет векторный слой, то автоматически будет создан растровый слой с очередным порядковым номером.

В счетчиках Horizontal Radius (Радиус по горизонтали) и Vertical Radius (Радиус по вертикали) определяют степень закругления на углах выделенных прямоугольных объектов по горизонтали и по вертикали. Эти счетчики нужно использовать только в том случае, если закругленность на углах по горизонтали и по вертикали разная. Если закругленность одинаковая, то намного проще изменить закругление с помощью узлов на контуре выделенной фигуры. Для этого нужно выбрать режим Edit Mode (Режим редактирования) и поместить мышь на один из угловых узлов. Указатель мыши при этом должен иметь вид черного наконечника с крестообразной стрелкой. С другими иконками указателя мыши закругление не получится. После этого нужно потянуть мышь по одной из граней прямоугольника. Каждый угловой узел разделится на два: один узел будет перемещаться по одной грани, а второй — по перпендикулярной грани. Значения радиусов при этом не будут выводиться в счетчики Horizontal Radius (Радиус по горизонтали) и Vertical Radius (Радиус по вертикали). Только после того, как будет отпущена мышь, в этих параметрах появятся значения, определенные с помощью узлов.

Если одна грань короче другой, то изменение закругления на ней закончится сразу же, как только перемещаемый узел достигнет узла, который находится посередине этой грани. После этого изменение закругления будет продолжено только на длинной — перпендикулярной грани прямоугольника.

На рисунке (Рис. 129) показан процесс создания закругления углов с помощью узлов.

Создание закруглений с помощью узлов Corel PaintShop Pro X4 автор Шитов В.Н. 

Рис. 129. Создание закруглений с помощью узлов

С помощью закруглений прямоугольник можно превратить в эллипс, а квадрат — в круг.

Примечание: если хотя бы один из параметров Horizontal Radius (Горизонтальный радиус) или Vertical Radius (Вертикальный радиус) равен 0, то закругления на прямоугольнике не видно.

Параметры Left (Левый), Top (Верхний), Width (Ширина), Height (Высота) становятся доступными только после выделения фигуры. Фигура выделяется в двух случаях: если она выделяется в режиме Edit Mode (Режим редактирования) или если фигура создается.

Параметры Left (Левый) и Top (Верхний) определяют левую и верхнюю координату фигуры на изображении. Параметры Width (Ширина) и Height (Высота) определяют размеры фигуры.

Остальные параметры на панели Tool Options (Параметры инструментов) рассматривались в предыдущих разделах.

Свойства фигуры можно изменить с помощью диалогового окна Vector Property (Свойство векторного объекта), которое открывается командой Objects → Properties (Объекты → Свойства). Диалоговое окно рассматривалось в разделе 2.1.17.1. Инструмент Preset Shape (Стандартные фигуры).

Созданную фигуру можно переместить по слою. Для этого нужно выбрать режим Edit Mode (Режим редактирования) и выделить фигуру. Для перемещения фигуры нужно поместить указатель мыши в середину этой фигуры так, чтобы появилась крестообразная стрелка. После этого нужно подхватить фигуру и переместить в нужное место на изображении. Если перемещение не происходит, то Вы невнимательно читали правила переноса формы: указатель мыши нужно поместить в центральную точку на форме (Рис. 130).

 Перемещение формы Corel PaintShop Pro X4 автор Шитов В.Н.

Рис. 130. Перемещение формы

Переместить фигуру можно также с помощью инструмента Move (Перемещение) ().

Учитывая, что фигуры могут быть перемещены в слое, то необходимо особо отметить, что самым оптимальным вариантом является создание таких фигур на отдельных векторных слоях. В этом случае каждую фигуру можно перемещать по слою независимо от остальных объектов на других слоях.

Если Вы создадите на одном слое несколько объектов, то в случае, если Вам потребуется переместить один объект, то перемещаться будут все объекты на этом слое, так как перемещается весь слой, а не только один конкретный объект. Можно, конечно, в этом случае выделить и вырезать один объект, вставить его на новый слой, а перемещать уже потом, но при этом выполняется множество мелких и ненужных суетливых движений.

2.1.17.3. Инструмент Ellipse (Эллипс)

Инструмент Ellipse (Эллипс) () предназначен для создания эллиптических или круглых фигур на изображении.

С помощью предыдущего инструмента можно было создавать эллиптические и круглые фигуры, применяя закругление на углах. С помощью инструмента Ellipse (Эллипс) нарисовать прямоугольные и квадратные фигуры невозможно

После выбора данного инструмента панель опций Tool Options (Параметры инструментов) принимает вид, приведенный на рисунке (Рис. 131).

Панель опций для инструмента Ellipse (Эллипс) Corel PaintShop Pro X4 автор Шитов В.Н. 

Рис. 131. Панель опций для инструмента Ellipse (Эллипс)

Большинство параметров и правила настройки их полностью повторяют те же параметры и те же правила для инструмента Rectangle (Прямоугольник).

Кнопки Draw Ellipse (Нарисовать эллипс) () и Draw Circle (Нарисовать окружность) () определяют тип фигуры — эллиптический или круглый.

Примечание: при работе в режиме Draw Ellipse (Нарисовать эллипс) можно создавать также и круглые фигуры. Для этого нужно удерживать нажатой клавишу Shift. При этом после создания круга сначала нужно отпустить мышь и только после этого можно отпустить клавишу Shift.

Нарисованный эллипс всегда можно превратить в круг. Для этого нужно перейти в режим редактирования, выделить эллипс, нажать и удерживать клавишу Shift. Затем нужно поместить указатель мыши на один из узлов, лежащих посередине граней прямоугольника выделения, нажать мышь и, не отпуская ее, переместить мышь в направлении перпендикулярном грани прямоугольника, на которой Вы выбрали узел. Эллипс преобразуется в круг сразу же, как только будет нажата мышь. Диаметр круга определяет длина грани прямоугольника выделения, перпендикулярная грани, на которой был выбран узел. Далее осталось только изменить размер круга, если это необходимо. Этот процесс показан на рисунке (Рис. 132). Клавишу Shift нужно отпускать только после того, как будет отпущена мышь.

Создание круга из эллипса с помощью клавиши Shift Corel PaintShop Pro X4 автор Шитов В.Н. 

Рис. 132. Создание круга из эллипса с помощью клавиши Shift

Круг также можно преобразовать в эллипс. Для этого также потребуется один из средних узлов, но при этом не нужно нажимать ни на одну служебную клавишу.

Если требуется изменить размер эллиптического объекта пропорционально, то это легко выполнить с нажатой клавишей Ctrl (Рис. 133). После нажатия на клавишу Ctrl нужно потянуть мышью за один из средних узлов на прямоугольнике выделения. Клавишу Ctrl нужно отпускать только после того, как будет отпущена мышь.

Пропорциональное изменение размеров эллипса с помощью клавиши Ctrl Corel PaintShop Pro X4 автор Шитов В.Н. 

Рис. 133. Пропорциональное изменение размеров эллипса с помощью клавиши Ctrl

2.1.17.4. Инструмент Symmetric Shape (Симметричные фигуры)

Инструмент Symmetric Shape (Симметричные фигуры) () предназначен для рисования пропорциональных многоугольников (полигонов) и звезд.

Внутренняя заливка фигуры осуществляется фоновым цветом, а цвет контура фигуры определяется основным цветом, выбранными на панели Materials (Материалы).

Цвет заливки или цвет контура можно оформить как прозрачный. Для этого нужно нажать на кнопку Transparent (Прозрачность) на панели Tool Options (Параметры инструментов).

После выбора данного инструмента панель опций Tool Options (Параметры инструментов) принимает вид, приведенный на рисунке (Рис. 134).

Панель опций для инструмента Symmetric Shape (Симметричные фигуры) Corel PaintShop Pro X4 автор Шитов В.Н. 

Рис. 134. Панель опций для инструмента Symmetric Shape (Симметричные фигуры)

Кнопка Apply (Применить) () нажимается для завершения операции по созданию или редактированию фигуры. Эта кнопка становится доступной только после того, как будет создана фигура или если произведены какие-либо корректирующие действия с фигурой. Если необходимо продолжить редактирование фигуры после того, как была нажата эта кнопка, нужную фигуру необходимо предварительно выделить, например, инструментом Pick (Указатель). Затем выбрать инструмент Symmetric Shape (Симметричные фигуры) — кнопка Apply (Применить) уже будет доступна. Другой способ выделения — выбрать режим Edit Mode (Режим редактирования) на панели Tool Options (Параметры инструментов) при работе с инструментом Symmetric Shape (Симметричные фигуры) и щелкнуть по фигуре, которую нужно редактировать.

Окончание редактирования фигуры можно также указать из контекстного меню. Для этого нужно щелкнуть правой клавишей мыши по любому месту на изображении и выполнить команду Apply (Применить).

Кнопка Edit Mode (Режим редактирования) () предназначена для включения режима выделения и редактирования формы фигуры. Для выделения фигуры нужно щелкнуть по ней мышью. Выделять можно только одну фигуру. При выделении следующей фигуры выделение предыдущей сбрасывается. Выделить несколько фигур одновременно нельзя даже с помощью клавиши Shift.

Переключиться в режим редактирования можно также с помощью контекстного меню. Для этого нужно щелкнуть правой клавишей мыши в любом месте изображения и выполнить команду Edit Mode (Режим редактирования).

После выделения фигуры на контуре появляются специальные узлы, с помощью которых можно изменить размеры или закругленность углов.

Кнопки Draw Polygon (Нарисовать многоугольник) () и Draw Stellated (Нарисовать звезду) () определяют тип фигуры — многоугольник или звезду.

Под многоугольником здесь понимается многоугольник с тупыми углами (полигон), а под звездой — многоугольник с острыми углами.

Переключиться на рисование можно и из контекстного меню. Для этого нужно щелкнуть правой клавишей мыши в любом месте изображения и выполнить команду Draw Mode (Режим рисования). В этом случае выбирается тот тип фигуры, который использовался последним.

Индикатор Show Nodes (Отображать узлы) доступен только при выборе режимов Draw Polygon (Нарисовать многоугольник) или Draw Stellated (Нарисовать звезду). Индикатор Show Nodes (Отображать узлы) определяет видимость узлов (или маркеров) на фигуре:

Если флажок установлен, то узлы становятся видимы после создания фигуры. Узлы эти невидимы и необходимы только для удобства изменения формы фигуры;

Если флажок сброшен, то после создания фигуры узлы становятся невидимы.

Число узлов зависит от типа фигуры — в звездах их всегда больше, потому что звезды можно закручивать. Индикатор Show Nodes (Отображать узлы) определяет видимость узлов только при создании фигуры. При включении режима Edit Mode (Режим редактирования) и выделении любой созданной ранее фигуры, то независимо от наличия флажка в индикаторе Show Nodes (Отображать узлы) узлы появляются на контуре фигуры.

Индикатор Create On Vector (На векторном слое) доступен только при нажатой кнопке Apply (Применить) ().

Примечание: нажатая кнопка Apply (Применить) выглядит как недоступная кнопка.

Индикатор Create On Vector (На векторном слое) определяет тип стандартной фигуры:

Если флажок установлен, то будет создаваться векторный объект. Если при этом активен не векторный слой, то автоматически будет создан очередной векторный слой. По умолчанию предлагается именно этот вариант, так как форму векторной фигуры всегда можно легко изменить;

Если флажок сброшен, то будет создаваться растровый объект. При этом если активен растровый слой или слой заднего плана, то этот объект будет создаваться на этих слоях. Если активен будет векторный слой, то автоматически будет создан растровый слой с очередным порядковым номером.

Счетчик Number of sides (Число сторон) определяет число углов на симметричной фигуре в диапазоне от 3 до 1000. Для изменения числа углов в созданной фигуре нужно выделить эту фигуру и изменить значение параметра Number of sides (Число сторон).

Счетчик Radius (Радиус) доступен только при работе в режиме Draw Stellated (Нарисовать звезду). Данный параметр определяет радиус закругления во впадинах или на вершинах звезды. Где конкретно создавать закругления определяют индикаторы:

Round Inner (Внутреннее закругление) — закругляет углы во впадинах звезды;

Round Outer (Внешнее закругление) — закругляет углы на вершинах звезды.

У полигонов внутреннего закругления быть не может.

В режиме редактирования симметричной фигуры становится доступным список Transformation Type (Тип преобразования). Внешний вид иконки на списке зависит от выбранного по умолчанию или последний раз типа преобразования. Названия следующих 2 параметров меняются в зависимости от того, какой тип трансформации выбран в списке Transformation Type (Тип преобразования). Для включения процесса преобразования необходимо нажать на кнопку Apply Тип_Преобразования (). Пока эта кнопка не будет нажата, преобразование фигуры выполнено не будет.

В этом списке предлагаются варианты трансформации фигуры:

Duplicate & Offset (Дублировать и сместить) — смещает углы многоугольника по осям X и Y. Числовое значение смещения определяется в счетчиках Duplication X (Дублирование X) и Duplication Y (Дублирование Y). На рисунке (Рис. 135) приведен пример смещения звезды: исходная фигура, первый шаг, второй шаг, третий шаг.

 Смещение углов звезды Corel PaintShop Pro X4 автор Шитов В.Н.

Рис. 135. Смещение углов звезды

Rotate (Поворот) — осуществляет поворот углов фигуры в диапазоне от –180° до +180°. Угол поворота определяется в счетчике Rotation (Угол поворота). Положительные значения создают вращение по часовой стрелке, а отрицательные — против часовой стрелки.

Skew X (Наклон X) — осуществляет скос углов фигуры по оси X в диапазоне от –45 до +45. Положительные значения создают вращение по часовой стрелке, а отрицательные — против часовой стрелки.

Skew Y (Скос Y) — осуществляет скос углов фигуры по оси Y в диапазоне от –45 до +45. Положительные значения создают вращение по часовой стрелке, а отрицательные — против часовой стрелки.

Contract (Уменьшить) — перемещает выделенные узлы на фигуре ближе друг к другу, искажая тем самым фигуру. Это преобразование требует выделения нескольких узлов. При выделении одного узла, данное преобразование игнорируется. Значения сужения по осям X и Y определяются в параметрах Contraction X (Уменьшение X) и Contraction Y (Уменьшение Y).

Expand (Расширить) — перемещает выделенные узлы на фигуре дальше друг от друга, искажая тем самым фигуру. Это преобразование требует выделения нескольких узлов. При выделении одного узла, данное преобразование игнорируется. Значения расширения по осям X и Y определяются в параметрах Expansion X (Расширение X) и Expansion Y (Расширение Y).

Остальные параметры на панели Tool Options (Параметры инструментов) рассматривались в предыдущих разделах.