Хлебные крошки
05.01. Основные цветовые модели и палитры
- Подробности
- Категория: CorelDRAW X5
- Опубликовано 02.09.2011 18:02
- Автор: Шитов В.Н.
- Просмотров: 22904
5.1.1. Цветовая модель RGB
RGB — это цветовая модель, которая используется для описания реальных цветов и для их воспроизведения на мониторе компьютера. Данная цветовая модель основана на трех основных цветах: красном, зеленом и синем (Red, Green, Blue), каждый из которых может иметь один из 256 уровней интенсивности. Модель RGB называют еще аддитивной первичной моделью, так как по мере увеличения яркости отдельных цветов результирующий цвет также становится ярче или интенсивнее. В итоге смешения всех трех цветов в максимальном значении образуют чистый белый цвет (RGB (255, 255, 255)). Эта модель используется во всех мониторах и является стандартом во многих программах, например, в системе визуального программирования Microsoft Visual C++, где эти цвета могут принимать значения от 0 до 255 (256 значений) и, таким образом, передавать всю палитру цвета.
Красный, зеленый и синий цвета могут накладываться следующим образом:
Красный и зеленый. Наложение красного и зеленого цвета с максимальной интенсивностью дает чистый желтый цвет. Уменьшение интенсивности красного цвета изменяет цвет в сторону зеленого, а уменьшение интенсивности зеленого делает цвет оранжевым. Синий цвет отсутствует.
Зеленый и синий. Без красного зеленый и синий цвета образуют голубой цвет с порядком 65 тысяч оттенков этого цвета. Красный цвет отсутствует.
Синий и красный. Наложение синего и красного цветов в максимальной пропорции образуют чистый фиолетовый цвет. При уменьшении интенсивности синего, цвет превращается в розовый, а при уменьшении интенсивности красного — в пурпурный цвет. Зеленый цвет отсутствует.
Красный, зеленый и синий. Наложение этих цветов с максимальной интенсивностью дает белый цвет — самый яркий цвет всего видимого спектра.
Отсутствие цвета. Низкие интенсивности отдельных цветовых составляющих при наложении образуют черный цвет или родственные ему цвета. Полное отсутствие всех трех цветов (RGB (0, 0, 0)) образуют чистый черный цвет.
С точки зрения редактирования изображений на экране, цветовая модель RGB наиболее удобна и распространена. Изображение, созданное в этом цветовом режиме, можно записать на диск в любом из графических форматов, поддерживаемых программой CorelDRAW, разве что кроме формата GIF.
Недостаток режима RGB в том, что далеко не все цвета, созданные в нем, можно вывести на печать, так как некоторые цвета могут быть потеряны.
5.1.2. Цветовая модель CMYK
Цветовая модель — это попытка устранить недостатки модели RGB. Модель CMYK использует четыре цвета: голубой, пурпурный, желтый и черный (Cyan, Magenta, Yellow, blacK). Модель CMYK является субстрактивной моделью, то есть использующей белый цвет, вычитая из него некоторые цвета. Модель CMYK противоположна модели RGB — при смешении первых трех красок образуется чистый черный цвет, а при отсутствии всех трех красок образует чистый белый цвет.
Голубой и пурпурный. Наложение голубой и пурпурной краски с максимальной интенсивностью дает глубокий синий цвет с незначительным фиолетовым оттенком. Уменьшение интенсивности голубой краски делает цвет пурпурным, а уменьшение интенсивности пурпурного — средне-синим. Желтая краска отсутствует.
Пурпурный и желтый. Наложение пурпурного и желтого цветов образуют ярко-красный цвет. Уменьшение интенсивности пурпурной краски превращает цвет в оранжевый, а уменьшение интенсивности желтой — в розовый цвет. Голубая краска отсутствует.
Желтый и голубой. Наложение этих двух цветов образует ярко-зеленый цвет со слабым синим оттенком. Уменьшение интенсивности желтого цвета дает изумрудный, а уменьшение интенсивности голубого цвета создает светло зеленый цвет. Пурпурный цвет отсутствует.
Голубой, пурпурный и желтый. Наложение этих двух цветов с максимальной интенсивностью образует грязно-коричневый цвет.
О создании черного и белого цветов мы уже говорили выше.
Принтер настроен на цветовую модель CMYK, поэтому если результат работы должен быть распечатан, то перед печатью необходимо готовый рисунок перевести в эту модель, так как работа в CorelDRAWX5 производится в основном в режиме RGB. Поэтому результат просмотра фотографии в новом режиме может вас сильно огорчить, так как оттенки цветов могут измениться.
К сожалению, вам придется постоянно думать о том, в каких моделях работать и на какой стадии создании рисунка переходить с одной модели на другую. Привязка монитора и принтера к разным цветовым моделям очень сильно усложняет жизнь пользователей программы CorelDRAW X5.
5.1.3. Цветовая модель Lab
Режим Lab является технологической возможностью работать в аппаратно-независимом цветовом пространстве. Это означает, что данная цветовая модель не зависит от конкретного монитора или принтера. Изучая модели RGB и CMYK, вы уже обратили внимание, что каждая из них действует только на одном типе устройств — на мониторе или принтере. Отсюда слабость каждой из них.
Цветовая модель Lab была предложена в 1931 году Международной комиссией по освещению в качестве стандарта цветовых измерений. В 1976 году после начала бурного развития компьютерной и телевизионной техники эта модель получила свое дальнейшее развитие, и был предложен вариант этой модели — L*a*b.
Цветовой режим L*a*b пользуется тремя каналами, один из которых соответствует яркости или светлоте L (A и D на рисунке), а два других — цветовым параметрам, обозначаемым буквами b и c (B и C на рисунке). Белый цвет соответствует максимальной интенсивности, черный цвет соответствует минимальной интенсивности. Канал b содержит цвета в диапазоне от темно-зеленого (низкая яркость) через серый (средняя яркость) до ярко-красного (высокая яркость). Канал c соответствует цветам от светло-синего (низкая яркость) через серый до ярко-желтого (высокая яркость).
Цветовая модель не зависит от конкретного устройства и является моделью-посредником в программе CorelDRAW X5. Все преобразования цветовых моделей происходят с использованием модели L*a*b. Например, при преобразовании изображения в режиме RGB в режим CMYK оно сначала конвертируется в режим L*a*b. После конвертации в режим CMYK это изображение должно будет обратно конвертироваться в режим RGB для представления его на экране монитора, так как монитор работает в этом цветовом режиме. При этом строятся цветовые таблицы, которые используются в обоих преобразованиях без изменения. Этим и объясняется неизменность цветов при преобразовании режимов.
Большинство пользователей работают именно в этой цветовой модели, так как она обладает большим цветовым набором и такой же большой скоростью, как и модель RGB. При переходе с модели L*a*b на модель CMYK искажения цветов происходят, но не так заметно, как при переходе с RGB на CMYK. Все это делает данную модель все более и более популярной.
5.1.4. Цветовая модель HSB
Цветовая модель HSB состоит из семи цветов: Красный, Оранжевый, Желтый, Зеленый, Голубой, Синий и Фиолетовый. То есть это набор натурального спектра. Однако аббревиатура составлена не из цветов, а из трех слов: Тон (Hue), Насыщенность (Saturation) и Яркость (Brightness).
На стороне Н расположены цвета спектра. Это, как уже сказано выше, семь цветов. Цветовой тон измеряется величиной угла в диапазоне от 0 до 360°.
На стороне S расположены параметры цвета, определяющие его чистоту. Чистота цвета выражается в процентах, от 0 до 100%.
На стороне В расположены параметры цвета, определяющие уровень освещенности цвета. Уровень освещенности измеряется в процентах и определяется от 0 до 100%.
Несмотря на то, что модель HSB обладает многими достоинствами и простотой понимания, она не достаточно широко развита, ввиду того, что ее нужно постоянно преобразовывать в модели RGB или CMYK.
5.1.5. Прочие цветовые модели
Каждая из рассмотренных выше цветовых моделей не представляет всей широты охвата цветового восприятия человека. Да и само цветовое восприятие у каждого человека различно. К тому же человек сам не способен без специальной техники воспринимать некоторые цвета, например, ультрафиолетовые или инфракрасные цветовые оттенки. И хотя некоторые животные способны к такому восприятию, речь сейчас идет не о них, а именно о человеке, так как цветовые компьютерные модели создаются для человека.
Каждая из рассмотренных цветовых моделей лишь моделирует такое восприятие. Отсюда возникают всевозможные расхождения в представлении цвета между этими моделями.
Кроме этого на плоской модели трудно изобразить внутренние «дыры» в каждой модели — помимо несовпадения по краям, такое же несовпадение происходит и внутри каждой модели. Поэтому цветовой охват (а точнее — не охват) оказывается намного сложнее.
К рассмотренным выше четырем цветовым моделям предлагается еще пять:
- Цветовая модель CMY (голубой, пурпурный, желтый);
- Цветовая модель CMYK255 (голубой, пурпурный, желтый, черный);
- Цветовая модель HLS (оттенок, интенсивность, контрастность);
- Цветовая модель YIO (яркость и насыщенность цвета);
- Градации серого цвета (Grayscale).
Цветовая модель CMY отличается от модели CMYK только отсутствием чистого черного цвета.
Цветовая модель CMYK255 отличается от модели CMYK тем, что в модели CMYK значение каждого основного цвета задается в процентах в диапазоне от 0 до 100. В модели CMYK255 значение каждого цвета задается в виде числа в диапазоне от 0 до 255.
Цветовая модель HLS приходится родной сестрой модели HSB. В качестве Оттенков или Тонов (Hue) используется набор спектральных цветов. Насыщенность (Saturation) в этой модели немного отличается от такого же параметра в модели HSB: если в HSB увеличение насыщенности приближает цвет к черному цвету, а уменьшение — к белому, то в модели HLS увеличение насыщенности приближает цвет к чистому спектральному цвету, а уменьшение — к черному. Параметр Освещенность или Яркость (Lightness) определяет диапазон доступных значений цвета. Уменьшение освещенности приближает цвет к черному, а увеличение — к белому. При средних значениях освещенности диапазон доступных значений цвета наиболее широк. Кроме этого в модели HSB значение Оттенков или Тонов (Hue) измеряется в градусах поворота цветового круга, а параметры Насыщенность (Saturation) и Яркость (Brightness) в процентах от 0 до 100%. В модели HLS все три параметра измеряются в числах в диапазоне от 0 до 255. Поэтому они отличаются между собой примерно так же, как модели CMYK и CMYK255. Цветовая модель HLS используется не очень часто, но она используется, например, (вместе с моделью RGB) в программе Microsoft Office.
Цветовая модель YIO применяется в телевидении и основывается на стандарте NTSC (North American video standard).
Режим Grayscale (Градации серого цвета) основывается на 256 оттенках серого цвета.
5.1.6. Палитры цветов
По умолчанию в правой части приложения CorelDRAW находится цветовая палитра с уже готовыми цветами Default CMYK palette. В ней представлены 100 основных цветов. Кроме этой палитры имеется большое количество палитр с уже готовыми наборами цветов. Палитрой называется набор стандартных цветов, точность воспроизведения каждого из которых гарантируется технологией воспроизведения цвета, соответствующей этой палитре.
Может возникнуть вопрос — зачем иметь готовые палитры цветов, если имеется цветовая гамма по каждой цветовой модели. Палитры созданы затем, чтобы не было разночтения в представлении цвета разными цветовыми моделями. Выше мы уже рассматривали проблему при работе с разными цветовыми моделями. Поэтому, работая с одной цветовой моделью нет никакой уверенности в том, что цвета, выбранные вручную, будут адекватно отображены в другой модели. Особенно это относится к двум основным цветовым моделям — RGB и CMYK.
Рис. 152. Докер Color Palette Manager (Менеджер цветовых палитр) |
Самые популярные цветовые палитры находятся в разделе Window → Color Palette (Окно → Палитры цвета). Для того чтобы просмотреть все имеющиеся готовые палитры и цвета на них, необходимо выполнить команду Window → Color Palettes → More Palettes (Окно → Палитры цвета → Дополнительные палитры). В разделе Window → Dockers (Окно → Докеры) также имеется команда Color Palette Manager (Браузер цветовой Палитры). После этого будет открыт докер Color Palette Manager (Менеджер цветовых палитр) (Рис. 152). Другой способ открытия библиотеки палитр заключается в выборе инструмента Fill (Заливка) и в диалоге Uniform Fill (Однородная заливка) перейти на вкладку Palettes (Палитры). Здесь, в списке Palette (Палитра) открывается такой же перечень групп палитр, что и в браузере цветовой палитры.
В этом окне палитры собраны в несколько больших групп.
В группах PANTONE, FACOLTONE Colors, TOYO COLOR FINDER находятся палитры с плашечными цветами. При плашечной печати каждому использованному в изображении оттенку соответствует отдельная краска. В процессе печати выбранная краска наносится на бумагу с помощью специальной отдельной формы. Перечень плашечных цветов выпускается в специальных альбомах и имеется практически в каждой типографии. Сложность использования плашечных цветов заключается в том, что в типографии может не оказаться отдельных красок из набора плашечных цветов и поэтому создать такое изображение будет или невозможно или необходимо будет искать другую типографию.
В группе Process (Процесс) находятся подгруппы — CMYK и RGB. В каждой из указанных групп имеется по четыре набора палитр:
- Misc (Прочее);
- Nature (Натуральные);
- People (Человек);
- Things (Вещественные).
В каждую из этих групп в каждой цветовой модели входят одни и те же имена палитр. Несмотря на то, что в каждой цветовой модели имена палитр и групп совпадают, наборы цветов в них разные, так как цветовой охват в этих моделях различается между собой.
Серые тона (256 shades of Gray) не зависят от цветовой модели и поэтому представлены отдельно.
В группе My Palettes (Мои палитры) находятся палитры, создаваемые самим пользователем. По умолчанию здесь нет никаких палитр. Для создания пользовательской палитры выделите группу My Palettes (Мои палитры) и нажмите на кнопку Creates a new empty color palette (Создать новую пустую цветовую палитру) () в докере Color Palette Manager (Менеджер цветовых палитр). Укажите имя новой палитры. Нажмите на кнопку ОК или на клавишу Enter. Палитра создается пустая, готовая для заполнения. Кроме этой возможности предоставляются еще 2 возможности создания новой палитры (напоминаю, что предварительно нужно выделить группу, в которой будет создаваться палитра) — это кнопки в докере Color Palette Manager (Менеджер цветовых палитр):
- Creates a new palette from selected objects (Создать новую палитру из выбранных объектов) () — новая палитра создается на основе цветов, используемых в выделенных объектах;
- Creates a new palette from the document (Создать новую палитру из документа) () — новая палитра создается на основе цветов всего документа.
Кроме добавления нового цвета в уже имеющиеся палитры можно создавать собственные палитры и вносить свои пользовательские цвета туда. Пользовательские палитры отправляются в группу My Palettes (Мои палитры).
Для добавления или редактирования цветов, а также для создания пользовательской палитры необходимо открыть контекстное меню палитры. Если вы только хотите создать пользовательскую палитру, то необходимо вызвать контекстное меню любой палитры, например, палитры Default CMYK palette, открытой по умолчанию. Обычно контекстное меню палитры вызывается щелчком правой клавиши мыши, но в CorelDRAW щелчок правой клавиши по палитре уже занят: так выбирается цвет контура. Для вызова контекстного меню палитры необходимо найти значок () палитры и щелкнуть по нему любой клавишей мыши. В открывшемся меню найдите субменю Palette (Палитра) и в нем выберите команду New (Новый). После этого будет открыто диалоговое окно New Palette (Новая палитра). В этом окне необходимо задать в поле списка Имя файла имя создаваемой палитры. После этого нажмите на кнопку Сохранить. В каждой палитре первым цветом создается цвет None (Нет цвета) (). Это прозрачный цвет.
После создания новой палитры можно добавлять в эту палитру свои пользовательские цвета. Добавление цветов уже было описано выше. Для пользовательской палитры оно ничем не отличается.
Палитра со значком открытого глаза сообщает пользователю, что эта палитра открыта. Значок закрытого глаза сообщает, что палитра закрыта. Открытие и закрытие палитры выполняется щелчком мыши по значку глаза. Держать открытыми много палитр не рекомендуется, так как это снижает производительность системы.
Как правило, цветовая палитра показывается в один столбец с целью экономии места на поверхности монитора. В нижней части палитры, если она не умещается в один столбец, находятся две кнопки: Вниз () и Показать палитру (). При нажатии на кнопку Вниз в верхней части становится доступной кнопка Вверх (). Кнопки Вниз и Вверх смещают образцы цветов вниз или вверх на один цвет. При нажатии на кнопку Показать палитру все цвета палитры разворачиваются влево и показываются в несколько столбцов (не более 4). Для просмотра оставшихся цветовых столбцов этой палитры в нижней части развернутой палитры появляется линейка просмотра. Смещая бегунок на ней можно просматривать не умещающиеся столбцы палитры.
Если показ палитры в один столбец вас не устраивает, то имеется возможность выводить палитру в несколько столбцов. Для этого необходимо выполнить команду Tools → Options (Инструменты → Опции) и в открывшемся диалоговом окне Options (Опции) перейти на узел Workspace → Customization → Color Palette (Рабочее пространство → Изготовление схем → Цветовая палитра) (Рис. 153). Здесь в счетчике Maximum palette rows when docked (Максимальное количество рядов) необходимо установить число рядов. Диапазон рядов может изменяться от 1 до 7.
Рис. 153. Настройка параметров цветовой палитры |
Все палитры являются редактируемыми палитрами. Это означает, что вы можете добавлять в эти палитры свои собственные цвета. Прежде всего, необходимо отметить, что добавлять такие цвета имеет смысл на пользовательские палитры, а не в какие-нибудь другие, так как в этом случае вы, скорее всего, разрушите созданную гармоничную коллекцию цветов. К тому же имеется опасение, что вы можете забыть имя палитры, в которую вы добавили новый цвет.
Добавление нового цвета осуществляется следующим образом. В диалоговом окне Uniform Fill (Однородная заливка) на вкладках Models (Модели) или Mixers (Микшеры) выбирается цвет. В списке Model (Модель) выбирается цветовая модель, к которой будет привязан выбранный цвет. В окне списка Name (Имя) указывается имя нового цвета. Если имя указано не будет, то оно будет создано по умолчанию. После этого нажимается треугольная кнопка, находящаяся справа от кнопки Add To Palette (Добавить в палитру). При этом открывается список всех открытых палитр. Палитра, в которую предлагается сохранить новый цвет, выделена слева маркером. Если вы хотите сохранить новый цвет в другую открытую палитру, то щелкните по имени другой палитры и маркер будет установлен в указанную палитру. После этого нажмите на кнопку Add To Palette (Добавить в палитру) и новый цвет будет добавлен в указанную палитру последним цветом.
Для редактирования цветов, имеющихся в палитре (здесь речь, как правило, может идти в первую очередь именно о пользовательских цветах), необходимо выделить палитру. Редактировать можно пользовательские палитры. В докере Color Palette Manager (Менеджер цветовых палитр) нажмите на кнопку Opens the Palette Editor (Открыть редактор палитры) (). После этого открывается окно Palette Editor (Редактор палитры) (Рис. 154). Если данная кнопка недоступна после выделения палитры, то это означает, что такую палитру редактировать запрещено.
В списке выбирается палитра, редактировать которую вы собираетесь. Возможность это скорее чисто условная, так как открывается та палитра, по значку которой вы щелкнули правой клавишей мыши. Обратите внимание, что редактировать палитры группы Fixed Palettes (Фиксированная палитра) невозможно, так как ее нет в списке.
Рис. 154. Редактор палитры |
При нажатии на кнопки Edit Color (Править цвет) или Add Color (Добавить цвет) открывается диалоговое окно Select Color (Выбрать цвет).
При нажатии на кнопку Delete Color (Удалить цвет) выделенный цвет на палитре удаляется. Предварительно делается запрос на подтверждение удаления цвета.
Список Sort Colors (Сортировка) предлагает варианты расположения цветов на палитре.
После редактирования палитры становится доступной кнопка Reset Palette (Сброс палитры). После нажатия на эту кнопку вас попросят подтвердить сделанные изменения. Если вы ответите Да, то сделанные изменения в Palette Editor (Редактор палитры) будут отменены. Если ответите Нет, то отмена сделанных изменений сделана не будет.
В поле Name (Имя) можно изменить имя цвета. Ниже в качестве справочной информации приводится значения цвета по каждому из каналов выбранной цветовой модели данного цвета на палитре.
Для фиксации сделанных изменений необходимо нажать на кнопку ОК.
Так как цветов на палитре может быть до 256, а также в связи с неадекватным отражением цвета на экране монитора, то может возникнуть необходимость поиска нужного цвета по имени. Для этого в контекстном меню палитры необходимо выбрать субменю Edit (Редактировать) и выбрать команду Find Color (Найти цвет). После этого открывается диалоговое окно Find Color by Name (Найти цвет по имени), в котором в поле списка Color Name (Имя цвета) необходимо указать имя цвета. Так как пользователь может не знать точное имя цвета, то раскрыв список можно выбрать имя цвета из имеющихся имен цветов.
Выбор цвета в палитре выбирается очень просто: щелчок левой клавишей мыши включает данный цвет в качестве заливки. Щелчок правой клавишей мыши включает данный цвет в качестве контура.
Цветовые палитры и их назначение можно представить в следующей таблице (Таблица 4):
Таблица 4. Цветовые палитры CorelDRAW
Цветовая палитра |
Базовые цвета палитры |
Область применения |
Однородные цвета |
RGB |
Экранные презентации, слайды и вывод на струйные принтеры |
HKS |
Цвета плашечной печати |
Система сопоставления цветов (плашечные цвета) |
Стандартная палитра, устанавливаемая по умолчанию |
CMYK |
Четырёхцветная печать |
RGB |
RGB |
Экранные презентации, слайды и вывод на струйные принтеры |
FOCOLTONE Colors |
CMYK |
Система сопоставления цветов для многослойной четырехцветной печати |
CMYK |
CMYK |
Четырёхцветная печать |
PANTONE MATCHING SYSTEM (Coated/Uncoated) |
Цвета плашечной печати |
Система сопоставления цветов для плашечной печати |
PANTONE Corel 8 |
Цвета плашечной печати |
Палитра основана на спецификации плашечных цветов PANTONE, использовавшейся в системе цветов CorelDRAW 8 |
PANTONE HEXACHROME (Coated/Uncoated) |
CMYKOG ( O — оранжевый, G — зелёный) |
Система сопоставления цветов |
PANTONE Metallic Colors |
Цвета плашечной печати |
Система сопоставления цветов для плашечной печати |
PANTONE Pastel Colors |
Цвета плашечной печати |
Система сопоставления цветов для плашечной печати |
PANTONE Process Colors |
CMYK |
Система сопоставления цветов для четырёхцветной многослойной печати |
TRUMATCH Colors |
CMYK |
Многослойная печать |