11.08. Фигурная обрезка

Категория: CorelDRAW X5
Опубликовано 08.09.2011 07:50
Автор: Шитов В.Н.
Просмотров: 16717

В CorelDRAW фигурной обрезкой называется эффект, в ходе выполнения которого объект или несколько объектов изображения помещаются внутри контура другого объекта, а выступающие за этот контур части объектов девизуализируются, то есть становятся невидимыми. Объекты, которые помещаются в другой объект, называются содержимым фигурной обрезки, а объект, задающий границу обрезки, — контейнером фигурной обрезки.

В качестве содержимого контейнера могут быть использованы любые наборы собственных или импортированных объектов CorelDRAW. Содержимым контейнеров могут быть не только векторные изображения, но и пиксельные. В качестве контейнеров могут выступать любые объекты CorelDRAW или их группировки.

Данный эффект представляет собой прием, который существует в Adobe PhotoShop и который там называется созданием макетной группы.

Рассмотрим простейший пример. Создадим прямоугольник с контуром 4 мм. Для большего эффекта раскрасим наш прямоугольник — цвет заливки Yellow, цвет контура Red. Если бы мы не раскрасили наш объект, то его было бы не видно внутри контейнера. Выберите инструмент Text (Текст) и создайте фигурный текст. В нашем примере мы залили текст синим цветом, а контур — зеленым.

Расположите прямоугольник и текст друг под другом, хотя это и не принципиально. Прямоугольник мы наложим на текст. В результате этого цвет букв будет представлять собой цвет прямоугольника и его контура, которые будут расположены под текстом. Оставшиеся буквы, на которых не будет расположен прямоугольник, сохранят свой исходный цвет, то есть в данном примере — синий (Рис. 300). Фрагменты прямоугольника, выходящие за пределы букв, станут невидимы.

 Исходные данные для фигурной обрезки

Рис. 300. Исходные данные для фигурной обрезки

Для того чтобы поместить объект в контейнер, необходимо, прежде всего, выделить объект (прямоугольник). Затем выполняется команда Effects PowerClipPlace Inside Container (Эффекты → PowerClip → Разместить внутри контейнера). После этого указатель примет вид толстой черной стрелки, направленной вправо.

Эту стрелку необходимо поместить внутрь предполагаемого контейнера и щелкнуть левой клавишей мыши (Рис. 301). После этого выделенный объект будет размещен внутри контейнера и будет представлять с ним единое целое, разбить которое обычными средствами будет невозможно (Рис. 302).

 Выбор контейнера

Рис. 301. Выбор контейнера

Фигурная обрезка выполнена 

Рис. 302. Фигурная обрезка выполнена

По умолчанию при заключении объектов в контейнер фигурной обрезки они размещаются внутри него таким образом, чтобы центр охватывающей их рамки выделения совпал с центром рамки выделения контейнера. Если это не нужно или если вы каждый раз собираетесь располагать объект внутри контейнера вручную, то можно изменить опцию, которая центрирует расположение объекта внутри контейнера.

Для этого необходимо выполнить команду Tools Options (Инструменты → Опции). В открывшемся окне Options (Опции) перейдите на узел WorkspaceEdit (Рабочее пространство → Изменить) (Рис. 303). Сбросьте флажок из индикатора Auto-center new PowerClip contents (Авто-центрирование нового содержания PowerClip).

Настройка опций для центрирования содержимого контейнера 

Рис. 303. Настройка опций для центрирования содержимого контейнера

Если объект внутри контейнера требует корректировки (например, необходимо более точно, с помощью ручной корректировки изменить место расположения объекта внутри контейнера или изменить цвет заливки и так далее), то после помещения объекта внутри контейнера необходимо выполнить команду EffectsPowerClipEdit Contents (Эффекты → PowerClip → Редактировать содержимое). После этого объект, помещенный внутри контейнера, становится виден весь, а не только его отдельные фрагменты (Рис. 304). После этого необходимо выделить объект внутри контейнера, так как автоматического выделения не происходит. Редактирование цвета, формы объекта не отличается от редактирования независимого и самостоятельного объекта. Что касается изменения местоположения объекта внутри контейнера, то для этого необходимо просто подхватить объект и переместить его внутри контейнера. После завершения редактирования объекта внутри контейнера необходимо выполнить команду EffectsPowerClipFinish Editing This Level (Эффекты → PowerClip → Закончить редактирование этого уровня). Это обязательное условие завершения редактирования объекта внутри контейнера.

 Редактирование содержимого контейнера

Рис. 304. Редактирование содержимого контейнера

Если размещение объекта внутри контейнера стало не нужным (например, вам не понравился этот вариант размещения или не понравился внешний вид контейнера, и вы хотите уничтожить старый и нарисовать новый контейнер), то содержащийся в контейнере объект можно извлечь. Для этого необходимо выполнить команду EffectsPowerClip Extract Contents (Эффекты → PowerClip → Достать содержимое). После этого объект и контейнер станут независимыми друг от друга. После выполнения этой команды содержимое контейнера визуально находится на его площади. Необходимо выделить доставаемый объект, подхватить его левой клавишей мыши и переместить в нужное место страницы.

Существует другой способ размещения объекта внутри контейнера. Этот способ относится к интерактивным способам.

Для создания фигурной обрезки по этому способу выделите объект, который вы собираетесь поместить в контейнер. Подхватите этот объект правой клавишей мыши и переместите его в объект, который вы собираетесь превратить в контейнер. Обращаем ваше внимание еще раз — перемещение осуществляется не левой клавишей, а правой. Это довольно редкий способ перемещения и о такой особенности необходимости помнить. Пока вы перемещаете объект вне контейнера, ничего особенного во внешнем виде указателя мыши не происходит — он имеет вид крестообразной стрелки, но как только вы переместите указатель мыши на границу контейнера и указатель мыши углубится в него не менее чем наполовину, то после этого указатель мыши принимает вид снайперского перекрестья (Рис. 305). После этого вы можете точно разместить ваш размещаемый в контейнере объект. Конечно, это происходит только в том случае, если флажок в окне опций был сброшен. Если флажок предварительно был не сброшен, то объект будет размещен внутри объекта не так, как вы его разместите при перетаскивании, а будет размещен по центру контейнера.

Интерактивный метод фигурной обрезки 

Рис. 305. Интерактивный метод фигурной обрезки

После отпускания правой клавиши мыши открывает контекстное меню со списком команд. Для размещения объекта внутри контейнера необходимо выполнить команду PowerClip Inside (Зажим Внутрь). После этого объект будет размещен внутри контейнера в соответствии с установками центрирования.

В рассмотренном примере мы текст перемещали на объект. В этом случае указатель мыши превращался в снайперское перекрестье. Если мы будем перемещать объект на текст, то указатель мыши будет выглядеть совершенно иначе — вместо перекрестья будет появляться большая буква A с угловатой стрелкой справа (Рис. 306). Все остальные действия и команды такие же, как и при появлении перекрестья.

Вид указателя мыши при перемещении объекта на текст 

Рис. 306. Вид указателя мыши при перемещении объекта на текст

Так как в контекстном меню находится большой список команд (Рис. 307), то рассмотрим некоторые из них.

 Контекстное меню создания контейнера

Рис. 307. Контекстное меню создания контейнера

В данном примере мы перемещали на объект текст. Если бы мы помещали не текст, а объект, то команд Place Text Inside (Разместить Текст Внутри) и Fit Text To Path (Примерить Текст к Пути) в контекстном меню не будет.

Как видно из разбора команд контекстного меню только команда PowerClip Inside (Зажим Внутрь) создает контейнер и помещает в него объект. Интерактивный способ размещения объекта в контейнере позволяет разместить объект более точно, чем способ с выполнением команд меню раздела Effects (Эффекты). Конечно, это происходит только тогда, когда вы изменили соответствующие опции.

Число контейнеров, размещаемых друг в друге, может быть более одного. То есть можно поместить объект в контейнер, а затем этот контейнер поместить в другой контейнер и так далее

Рассмотрим простейший пример. Поместим созданный ранее контейнер в другой. Для этого нарисуем сердце инструментом Basic Shapes (Простые формы), в который мы поместим наш готовый контейнер. Залейте сердце следующими цветами: цвет заливки — Orange, цвет контура — Yellow, толщина контура 8 пунктов. Выделите первый контейнер с находящимся в нем объектом и, нажав правую клавишу мыши, переместите его в сердце. В открывшемся после этого контекстном меню выберите команду PowerClip Inside (Зажим Внутрь) (Рис. 308). Как видно из данного примера ничего нового и необычного здесь нет.

Новое появляется только в случае редактирования и извлечении объекта из контейнера, так как контейнеры располагаются по уровням. Поэтому, чтобы извлечь прямоугольник из первого контейнера необходимо сначала извлечь первый контейнер из второго контейнера и только после этого можно извлекать из первого контейнера объект.

Так же обстоит дело и с редактированием объекта (в нашем случае — прямоугольника). Здесь также сначала необходимо выполнить команду Effects PowerClipEdit Contents (Эффекты → PowerClip → Редактировать содержимое), чтобы можно было редактировать первый контейнер и затем необходимо выполнить эту же команду второй раз для того, чтобы можно было редактировать содержимое первого контейнера. После завершения редактирования команда EffectsPowerClipFinish Editing This Level (Эффекты → PowerClip → Закончить редактирование этого уровня) выполняется столько раз, сколько вложений контейнеров вы извлекли. Если вы сомневаетесь и не помните числа открытых контейнеров для редактирования, то откройте субраздел PowerClip в разделе Effects (Эффекты) и проверьте активность команды Finish Editing This Level (Закончить редактирование этого уровня). Если эта команда активна, то вы не закончили редактировать какой-то контейнер и эту команду можно выполнить. Если эта команда неактивна, то вы все сделали правильно и закончили редактирование контейнеров всех уровней.

 Контейнер в контейнере

Рис. 308. Контейнер в контейнере

Рассмотрим несколько практических примеров по созданию контейнеров и по размещению в них объектов.

Рассмотрим следующий пример. Мы импортируем пиксельное изображение, созданное ранее в приложении Adobe PhotoShop CS5. Чтобы вам было понятнее, о чем сейчас пойдет речь, мы нарисовали прямоугольник синего цвета и обвели его контуром зеленого цвета в 3 мм. Импортированное изображение мы наложили сверху на этот прямоугольник. Сразу стал заметен недостаток этого импортированного изображения — утенок создан на белом фоне. Наша задача заключается в том, чтобы выделить только утенка и отбросить белый фон, на котором он создан (Рис. 309).

Импортированное изображение на закрашенном прямоугольнике 

Рис. 309. Импортированное изображение на закрашенном прямоугольнике

 Создание контура выделения инструментом Безье

Рис. 310. Создание контура выделения инструментом Безье

Для начала нам необходимо взять инструмент Безье и с его помощью выделить изображение утенка. В данном примере мы сделали 110 узлов, то есть для точного выделения изображения без фона необходимо делать небольшие шаги (Рис. 310). Замкните кривую. Если вы сомневаетесь, замкнули ли вы кривую выделения, то откройте докер Object Properties (Свойства объекта) и на вкладке Curve (Кривая) проверьте наличие флажка в индикаторе Close Curve (Закрыть кривую).

После выделения объекта без фона, на котором он нарисован, возьмите инструмент Pick (Указатель) и переместите контур изображения в сторону, чтобы вы могли его видеть. Самый оптимальный вариант — сделать цвет контура невидимым. Это можно сделать с помощью цвета Нет () на любой цветовой палитре, но пока мы еще знаем, что нам делать дальше, делать этого не стоит.

Нарисуйте эллипс, который у нас будет контейнером. Залейте его контрастным с исходным изображением цветом. Закрасьте его контур и увеличьте его толщину, чтобы улучшить восприятие этого примера и закрепления результатов в памяти.

Теперь у нас имеется три объекта: утенок на белом фоне, контур утенка и эллипс (Рис. 311). Если мы сразу будем помещать утенка в эллипс, то есть в контейнер, то утенок переместится в него со своим фоном. Поэтому нам необходимо его предварительно отсечь. Для этого выделите самого утенка. Выполните команду Effects PowerClipPlace Inside Container (Эффекты → PowerClip → Разместить внутри контейнера). В качестве контура укажите контур утенка. Этой операцией мы отсекаем белый фон вокруг утенка — ведь отсекается все, что не помещается в контейнере. А что не помещается в этом контейнере? Только фон, так как границы утенка и его контура полностью соответствуют друг другу. Теперь мы можем обесцветить контур утенка, так как он нам больше не нужен.

Изображение с белым фоном, его контур и эллипс 

Рис. 311. Изображение с белым фоном, его контур и эллипс

На рисунке (Рис. 312) утенок опять показан на синем прямоугольнике. Белого фона вокруг утенка уже нет и мы можем продолжить работу с ним дальше.

 Утенок без белого фона

Рис. 312. Утенок без белого фона

Только после этого мы можем поместить созданный нами контейнер в контейнер следующего уровня — в эллипс. Если вы создали контур очень тщательно, то в контейнере (эллипсе) не будет видно посторонних цветов, в нашем примере — белого цвета (Рис. 313). Если вы прорисовали контур не очень внимательно, то будут видны некоторые незначительные вкрапления фонового цвета, не улучшающие качества изображения. Инструмент Shape (Форма) легко исправляет такие мелкие ошибки. В самом начале работы с этим инструментом обязательно нужно конвертировать все узлы на контуре из прямолинейных в криволинейные.

Утенок в контейнере-эллипсе 

Рис. 313. Утенок в контейнере-эллипсе

В следующем примере мы создадим надпись из полированной стали, отражающей окружающие предметы.

В качестве исходных объектов нам потребуются надпись в виде фигурного текста и произвольный рисунок кривой, созданной с помощью инструмента Freehand (Свободная рука). Кривая нам нужна действительно произвольная — это просто кривая, нарисованная в случайном порядке (Рис. 314).

Исходные объекты 

Рис. 314. Исходные объекты

Выделите кривую и выполните команду EffectsPowerClip Place Inside Container (Эффекты → PowerClip → Разместить внутри контейнера). В качестве контура укажите надпись. Черная кривая на фоне черного цвета сольется. Не обращайте на это внимания, так как мы собираемся впоследствии изменять цвет надписи. Выберите инструмент Extrude (Интерактивное выдавливание) и создайте экструзию 10 единиц. Откройте докер Extrude (Выдавливание) и с помощью вкладки Extrude Rotation (Вращение выдавливания) разверните контейнер под нужным углом. Задайте цвета: заливки — 40% Black и контура — 70% Black. Для затенения боковых граней выберите вариант Use Color Shading (Использовать цвет затенения).

 Зеркальная поверхность отражает окружающие предметы

Рис. 315. Зеркальная поверхность отражает окружающие предметы

Кривая создает на полированной надписи впечатление отражения окружающих предметов и тем самым качественно улучшает впечатление реальности (Рис. 315).

При изучении фигурной обрезки мы не раз говорили, что объект и контейнер для объекта представляют единое целое. Но мы пока рассматривали только вопросы перемещения контейнера с находящимся в нем объектом. Рассмотрим масштабирование контейнера и объекта.

Если мы попробуем изменить размеры контейнера, то увидим, что объект в этом контейнере также изменяет свои размеры в ту же сторону, что и сам контейнер. То есть если некоторые фрагменты объекта не видны, а мы попытаемся их увидеть с помощью изменения размеров контейнера, то эти фрагменты видны по-прежнему не будут, а размеры видимой части объекта будут искажены. Особенно наглядно это видно на пиксельных объектах внутри контейнера. В качестве примера мы приводим изображение, на котором левая и правая части изображения утенка не видны в контейнере-эллипсе. Мы попытались изменить размеры контейнера с помощью инструмента Pick (Указатель), то есть раздвинуть правый или левый квадратный маркер, с целью показать невидимые фрагменты утенка-объекта. Но скрытые фрагменты так и остались скрытыми, зато изображение утенка-объекта деформировались (Рис. 316).

 Исходный и искаженный контейнер

Рис. 316. Исходный и искаженный контейнер