11.07. Работа с линзами

Категория: CorelDRAW X5
Опубликовано 07.09.2011 21:32
Автор: Шитов В.Н.
Просмотров: 5999

11.7.1. Общие правила работы с линзами

Эффект Lens (Линза) создает впечатление рассматривания объекта через линзу. Большинство людей рассматривает линзу только как увеличительное или уменьшительное стекло. На самом деле, это всего лишь незначительная часть вариантов линзы. Линза может быть цветной, иметь самую причудливую форму и так далее

В качестве исходного изображения мы возьмем изображение собаки (Рис. 283). Другие примеры будут рассмотрены на примере фигурного текста.

 Исходное изображение

Рис. 283. Исходное изображение

Нарисуем линзу, через которую мы будем глядеть на исходное изображение. В качестве такой линзы можно нарисовать любой объект, но мы не будем далеко отходить от привычной формы и в качестве линзы будем использовать эллипс. Этот эллипс рисуется в любом свободном месте и затем перетаскивается на нужное место, которое мы хотим рассмотреть. Если вы считаете, что линза должна быть в виде правильного круга, то при рисовании эллипса удерживайте клавишу Ctrl. Если к кругу вы дорисуете ручку, то получится лупа, что придаст изображению дополнительную достоверность и убедительность.

Для использования эффекта Lens (Линза) необходимо выполнить команду Effects Lens (Эффекты → Линза). После этого будет открыт докер Lens (Линзы) (Рис. 285). В верхней части предлагается окно схематического действия линзы, а под ним находится список линз. Набор параметров, расположенных ниже списка с линзами зависит от выбранной линзы.

Линзами могут быть как замкнутые объекты, например, эллипсы, прямоугольники, многоугольники, так и незамкнутые объекты типа открытых кривых, спиралей (Рис. 284). Причем, совершенно неважно, установлен флажок в опции Fill open curves (Заливать открытые кривые) на узле опций DocumentGeneral (Документ → Общее). В ранних версиях CorelDRAW такой возможности не было.

 Незамкнутая кривая в виде линзы Fish Eye (Рыбий глаз)

Рис. 284. Незамкнутая кривая в виде линзы Fish Eye (Рыбий глаз)

Обратите внимание, что незамкнутая кривая искажает исходное изображение так, как будто бы она является замкнутой, то есть соединяет начальный и конечный узлы. Если вы попробуете в качестве линзы использовать спираль (изначально незамкнутую фигуру), то и она будет искажать исходный объект.

Во многих учебных пособиях написано, что незамкнутая кривая не может быть использована в виде линзы, но факты доказывают обратное.

Линзы нельзя применять ко многим составным объектам — к телам экструзии, ореолам, пошаговым переходам и так далее Линза модифицирует способ отображения только тех объектов, которые расположены в стопке объектов ниже нее.

 Докер Lens (Линзы)

Рис. 285. Докер Lens (Линзы)

Исходное изображение будет рассматриваться через линзу, поэтому эффект будет накладываться не на все изображение, а только на область линзы. Перед запуском линзы необходимо, чтобы линза на объекте была выделена. Для того чтобы можно было применить выбранный фильтр необходимо в докере Lens (Линзы) снять блокировку с замка, если она была установлена. После этого кнопка Apply (Применить) становится доступной.

В докере Lens (Линзы) находятся три индикатора. По умолчанию флажки в них сброшены.

Установка флажка в индикаторе Frozen (Замороженный) автоматически создает несколько новых объектов, которые в точности образуют то изображение, которое видно через линзу с текущими значениями параметров преобразования. Сама линза при этом удаляется, а на ее месте остается имитирующая преобразование линзы группа объектов.

Установка флажка в индикаторе Viewpoint (Точка обзора) отображает в линзе объекты, расположенные не непосредственно под линзой, а с заданным смещением точки обзора. По умолчанию точка обзора находится в центре линзы. После установки флажка становится доступной кнопка Edit (Изменить). При нажатии на эту кнопку кнопка переименовывается в End (Конец), а вместо опций линзы открываются два счетчика, в которых выведены координаты текущей точки обзора. Сама текущая точка обзора отражается в линзе в виде косого креста. Изменить координаты точки обзора можно двумя способами:

Точка обзора не обязательно должна находиться внутри линзы — она может находиться в любом месте изображения.

 Изменение точки обзора

Рис. 286. Изменение точки обзора

Установка флажка в индикаторе Remove Face (Убрать грань) запрещает обрабатывать фон изображения, попавший в область наложения линзы. Это наиболее часто используемая опция при работе с линзами. Эта опция доступна не для всех видов линз.

11.7.2. Линза Brightness (Яркость)

Данная линза регулирует яркость отображения объектов, перекрываемых линзой (Рис. 287). Линза может, как осветлять, так и затемнять отображаемые объекты.

Уровень яркости определяется с помощью счетчика Rate (Фактор) в диапазоне от –100 до 100. При значениях от 0 до 100 происходит осветление отображаемых объектов, перекрываемых линзой. При значениях менее 0 происходит затемнение отображаемых объектов, перекрываемых линзой. При значении яркости равной 100, вся область линзы заливается белым цветом. При значении яркости равной –100, вся область линзы заливается черным цветом.

Кроме самих объектов, перекрываемых линзой, заливается и фон, попавший в область линзы. Если вас это не устраивает, то установите флажок в индикаторе Remove Face (Убрать грань).

Эффект линзы Brightness (Яркость) при Rate –30 

Рис. 287. Эффект линзы Brightness (Яркость) при Rate –30

11.7.3. Линза ColorAdd (Сложение цветов)

Линза сложения цветов добавляет к базовым цветовым компонентам цвета, из которых состоит заливка самой линзы. Эта линза основана на аддитивной модели образования цвета RGB, в которой белый цвет получается при сложении красного, зеленого и синего базовых компонентов максимальной интенсивности (Рис. 288).

Цвет добавления выбирается из списка Color (Цвет). Счетчик Rate (Фактор) представляет собой коэффициент, на который умножаются параметры интенсивности базовых цветовых компонентов заливки линзы. Рассчитанные таким образом значения добавляются к базовым цветовым компонентам заливки и контура перекрываемых объектов. Если получившееся значение превышает 255, то оно приравнивается к 255. Выбор коричневого цвета в примере накладывает эффект сепии на фотографию. Это один из наиболее распространенных способов обработки фотографий.

 Эффект линзы Color Add (Сложение цветов)

Рис. 288. Эффект линзы Color Add (Сложение цветов)

11.7.4. Линза Color Limit (Цветовой фильтр)

Линза Color Limit (Цветовой фильтр) имитирует цветной фильтр перед фотокамерой. Эффект, оказываемый этой линзой на внешний вид изображения, похож на эффект цветного светофильтра, надетого на объектив фотокамеры — через нее проходят только черный цвет и цвет, совпадающий с цветом линзы. Белый цвет и другие светлые тона преобразуются к цвету линзы.

В счетчике Rate (Фактор) установлено значение фильтра цвета, заданного в списке Color (Цвет). Например, если утенок желтого цвета, а задать синий цвет и в счетчике Rate (Фактор) задать значение 100%, то фильтр будет пропускать 100% синего цвета. В результате получится утенок зеленого цвета на фоне синего цвета.

Линза может быть любой формы. В следующем примере для угловой части Саратовской консерватории мы создали контур инструментом Полилиния (Рис. 289), а затем применили линзу Color Limit (Цветовой фильтр) с фоном светло-бежевого цвета. Более светлый фон усилил солнечное освещение, а с ним и солнечное настроение.

 Линза Color Limit (Цветовой фильтр)

Рис. 289. Линза Color Limit (Цветовой фильтр)

Усложним задание. Создадим черный круг с желтым контуром толщиной 16 пунктов. Создадим надпись CorelDRAW. Выберите в списке Color (Цвет) абсолютно черный цвет (100C100M100Y100K). Установите значение Rate (Фактор) 50%. Созданную надпись и круг расположите так, чтобы линза охватывала их обоих. Нажмите на кнопку Apply (Применить).

Линза стала пропускать только черный цвет, так как она по умолчанию пропускает только два цвета — черный и заданный цвет. В нашем примере оба цвета совпадают. Поэтому черный цвет затенить черным пользовательским цветом невозможно, но можно затенить другие фрагменты объектов, на которые наложена линза.

11.7.5. Линза Custom Color Map (Пользовательская палитра)

Линза Custom Color Map (Пользовательская палитра) преобразует цвета заливки и контура перекрываемых ею объектов в соответствии с заданным в процессе настройки линзы соотношением исходных и конечных цветов (Рис. 290).

Для настройки параметров линзы в докере Lens (Линзы) находятся две цветовые палитры From (От) и To (До). Палитра From (От) предназначена для заливки контура перекрываемых объектов. Палитра To (До) предназначена для заливки перекрываемых объектов. Этот же цвет становится и фоном линзы. Для того чтобы убрать цвет фона, если он вам не нужен, необходимо установить флажок в индикатор Remove Face (Убрать грань).

Между палитрами находится кнопка (<>), которая меняет цвета в списках From (От) и To (До) наоборот. То есть цвет From (От) становится цветом To (До), а цвет To (До) становится цветом From (От).

Эффект линзы Custom Color Map (Пользовательская палитра) 

Рис. 290. Эффект линзы Custom Color Map (Пользовательская палитра)

11.7.6. Линза Fish Eye (Рыбий глаз)

Линза Fish Eye (Рыбий глаз) отображает перекрываемые ею объекты без искажений в середине, но с растяжением или сжатием по краям (Рис. 291). Управление линзой Fish Eye (Рыбий глаз) осуществляется с помощью счетчика Rate (Фактор), который может принимать значения в диапазоне от –1 000 до +1 000%. Положительные значения соответствуют увеличению отображаемых объектов со сжатием по краям, отрицательные — уменьшению с растяжением по краям.

 Эффект линзы Fish Eye (Рыбий глаз)

Рис. 291. Эффект линзы Fish Eye (Рыбий глаз)

11.7.7. Линза Heat Map (Температурная карта)

Линза теплового портрета имитирует изображение, которое получается на экране прибора ночного видения (Рис. 292). Этот прибор улавливает и преобразует инфракрасное излучение объектов в изображение. Палитра цветов прибора ночного видения, отражающаяся на экране, ограничена и включает в себя белый, желтый, оранжевый, красный, синий, фиолетовый и бирюзовый цвета. По умолчанию «теплые» фрагменты рисунка отображаются через линзу оттенками красного и оранжевого, а «холодные» фрагменты — оттенками фиолетового и бирюзового цветов.

Линза «измеряет» температуру исходного изображения по цветам, которые использовались при заливке объекта и его контура. По умолчанию принято, что теплые цвета располагаются в нижней, а холодные — в верхней части спектра.

Для изменения палитры цветов температурной карты предназначен счетчик Palette Rotation (Поворот палитры). Изменяя его значение, которое может меняться в диапазоне от 0 до 100%, можно циклически сдвигать соответствие цветов исходных объектов и цветовой палитры линзы Heat Map (Температурная карта).

 Эффект линзы Heat Map (Температурная карта)

Рис. 292. Эффект линзы Heat Map (Температурная карта)

11.7.8. Линза Invert (Обратить)

Линза Invert (Обратить) инвертирует цвета, то есть берет обратное цвету значение (Рис. 293). Например, белый цвет при инвертировании становится черным. Преобразование линзы Invert (Обратить) состоит в замене цветов заливок и обводок перекрываемых ею объектов на инвертированные к ним цвета в цветовой модели CMYK.

Кроме самого объекта эта линза инвертирует и фон вокруг этого объекта. Если это нежелательно, то необходимо установить флажок в индикатор Remove Face (Убрать грань) в докере Lens (Линзы) (Рис. 294).

 Линза Invert (Обратить)

Рис. 293. Линза Invert (Обратить)

Линза Invert (Обратить) с заморозкой 

Рис. 294. Линза Invert (Обратить) с заморозкой

11.7.9. Линза Magnify (Увеличение)

Рассмотрим наиболее часто применяемый эффект линзы — Magnify (Увеличение) (Рис. 295). При этой линзе необходимо задать параметр Amount (Кратность) — масштаб исходного изображения.

Увеличительная линза имитирует эффект увеличительного стекла или, точнее говоря, лупы, отображая в увеличенном или в уменьшенном виде перекрываемые ею объекты.

 Линза Magnify (Увеличение)

Рис. 295. Линза Magnify (Увеличение)

Кратность можно изменять в диапазоне от 0,1 до 100,0. То есть при значениях меньше 1 линза уменьшает исходное изображение. Как правило, для изменения масштаба вовсе не обязательно задавать большие значения параметра Amount (Кратность) — достаточно изменить его всего на несколько процентов.

Это одна из самых популярных линз, используемых в рекламе и при создании логотипов фирм.

11.7.10. Линза Tinted Grayscale (Оттенки)

Данная линза преобразует заливки и контуры перекрываемых ею объектов в их монохромные полутоновые оттенки (Рис. 296).

Цвет оттенка выбирается в списке Color (Цвет). Выбранный цвет заливки располагается на нижнем конце шкалы монохромных оттенков. На верхнем конце этой шкалы всегда выводится белый цвет. Все перекрываемые линзой цвета преобразуются в оттенки цвета заливки линзы. Чем темнее перекрываемый цвет, тем более насыщенным будет оттенок. Чем светлее перекрываемый цвет, тем менее насыщенным будет оттенок.

Особенно впечатляющие эффекты получаются не на векторных изображениях, а на пиксельных. Причем самые красивые изображения получаются на стыке цветного и черно-белого изображения. Например, на цветное изображение накладывается чистый черный цвет или на черно-белое изображение накладывается цветная линза.

Эффект линзы Tinted Grayscale (Оттенки) 

Рис. 296. Эффект линзы Tinted Grayscale (Оттенки)

11.7.11. Линза Transparency (Прозрачность)

Линза Transparency (Прозрачность) создает эффект фильтра, созданного из полупрозрачного стекла или пленки (Рис. 297). Полупрозрачная линза может быть любого цвета и любого оттенка. При размещении полупрозрачной линзы поверх объектов она придает им свой оттенок. Цвет линзы (то есть материала, из которого изготовлена линза) выбирается в списке Color (Цвет).

Уровень прозрачности определяется в счетчике Rate (Фактор) в диапазоне от 0 до 100%. Значение 0 % соответствует полностью непрозрачной цветной линзе, а 100% — полностью прозрачной. Если линза полностью прозрачна, то ее цвет отражаться не будет, так как она будет бесцветной, даже если цвет будет установлен с помощью списка Color (Цвет).

Как правило, цвет линзы мешает просмотру фона изображения, который попал в область наложения линзы. Чтобы устранить этот недостаток нужно установить флажок в индикатор Remove Face (Убрать грань).

 Эффект линзы Transparency (Прозрачность)

Рис. 297. Эффект линзы Transparency (Прозрачность)

11.7.12. Линза Wireframe (Каркас)

Линза Wireframe (Каркас) предназначена для возможности замены цвета заливки и контура при отображении перекрываемых ей объектов на заданные или отмены заливки и контура (Рис. 298). Для определения цвета заливки и цвета контура в докере Lens (Линзы) имеются специальные списки цветов. Если цвет заливки или контура заливать не нужно, то необходимо сбросить соответствующие флажки в индикаторах Outline (Контур) или Fill (Заливка). Если сбросить оба флажка, то и цвет заливки и цвет контура будет бесцветный. Поэтому в линзе просто ничего не отразится.

При сбросе флажка из индикатора Fill (Заливка) и задании черного цвета для Wireframe (Каркас) перекрытая линзой часть рисунка очень похожа на режим просмотра Wireframe (Каркас). Это и послужило такому названию линзы.

Специально необходимо остановиться не только на цвете контура, но и на толщине контура. Несмотря на то, что толщина контура вашего изображения может быть более чем ¼ пункта, при обработке данной линзой толщина контура всегда равна ¼ пункта.

Эту линзу можно применять только к векторным объектам. Если она перекрывает импортированный пиксельный объект, то в линзе отображается только заданный цвет заливки в виде прямоугольника. Поэтому если бы мы применили эту линзу к пиксельному изображению, то даже не поняли принцип работы этой линзы.

 Эффект линзы Wireframe (Каркас)

Рис. 298. Эффект линзы Wireframe (Каркас)

11.7.13. Область применения линз

Особенно впечатляюще эффект линзы выглядит с применением текста (Рис. 299). Очень часто такой эффект используется при создании рекламы, логотипов фирм и организаций, товарных знаков, визиток и так далее

Эффект линзы с кратностью 0,8 

Рис. 299. Эффект линзы с кратностью 0,8

Каждый объект, который вы собираетесь использовать в виде линзы, может играть роль только одной линзы. Поэтому, если требуется изменить фрагмент масштаба рисунка (например, увеличить или уменьшить), а затем добавить эффект рыбьего глаза, то придется создавать два объекта, расположенные один над другим. Сначала нужно превратить нижний объект в увеличивающую (или уменьшающую) линзу, а затем верхний — в линзу типа рыбьего глаза.