09. ТРАНСФОРМИРОВАНИЕ ИЗОБРАЖЕНИЯ

Категория: Adobe PhotoShop X5
Опубликовано 25.10.2011 17:08
Автор: Шитов В.Н.
Просмотров: 10533

9.1. Масштаб изображения

При демонстрации примеров будет использоваться изображение, созданное на онлайн-сервисе funphotobox.com (Рис. 340).

Исходное изображение 

Рис. 340. Исходное изображение

Масштаб слоя выполняется командой Edit (Редактирование) → Transform (Трансформирование) → Scale (Масштабирование). После выполнения команды выделенная область заключается в прямоугольную рамку с девятью маркерами. Один маркер расположен в центре и восемь маркеров расположены по углам выделения и по одному на каждой стороне прямоугольника. При подведении указателя мыши к маркерам, расположенным по периметру прямоугольника он принимает вид двунаправленной стрелки, направления стрелок показывают возможные направления масштаба. Например, ( или ).

Угловые маркеры способны изменять масштаб сразу по двум направлениям — и по вертикали, и по горизонтали. Маркеры, расположенные на грани прямоугольника, способны изменять масштаб только в одном направлении. При этом масштаб изменяется только у одной грани прямоугольника при выборе маркера посередине грани или в двух перпендикулярных гранях при выборе угловых маркеров.

Для изменения масштаба необходимо потянуть один из маркеров в сторону вне прямоугольника при увеличении масштаба или внутри прямоугольника при уменьшении масштаба.

Центральный маркер предназначен для пропорционального изменения масштаба всего прямоугольника. При помещении указателя мыши на центральный маркер принимает значок (). Рассмотрим это подробно. Предположим, что мы разместили этот маркер внутри прямоугольника, между верхней и нижней границами, в пропорции 1:3. Если после этого нажать на клавишу Alt и потянуть за маркер, расположенный посередине нижней грани прямоугольника, внутрь этого прямоугольника, то масштаб прямоугольника будет изменяться не только у нижней грани, но и у верхней, но в пропорции 1:3. Если удерживать нажатой клавишу Alt и потянуть за один из угловых маркеров, то масштаб будет изменяться по всем четырем направлениям в пропорции, установленной центральным внутренним маркером. Если расположить этот маркер вне границ прямоугольника или очень близко от одного из угловых маркеров, то при изменении масштаба с нажатой клавишей Alt происходит пространственное изменение масштаба прямоугольника (Рис. 341).

Угловые маркеры позволяют изменять пропорционально масштаб выбранного объекта. Для этого перед нажатием мыши нужно нажать и удерживать клавишу Shift. Отпускать клавишу Shift можно только после отпускания мыши.

Для перемещения выделенного фрагмента слоя нужно поместить указатель внутри прямоугольника, после чего указатель мыши примет вид черного наконечника (). Для перемещения выделенного фрагмента нужно подхватить этот фрагмент и, не отпуская, переместить фрагмент на новое место. После этого можно отпустить выделенный фрагмент.

Для фиксации изменения масштаба нажмите на любой инструмент в палитре Tools (Инструменты), лучше всего на инструмент Move (Перемещение) (), так как с его выбором Вы не совершите ничего лишнего. После этого будет сделан запрос на разрешение фиксации масштаба. Предлагаются три варианта: Apply (Применить), Cancel (Отмена), DontApply (Не применять). Так как данный запрос используется во всех командах этого раздела, то рассмотрим эти сообщения здесь:

Маркеры позволяют перевернуть или повернуть изображение. Для этого нужно взять маркер, находящийся на противоположной стороне поворота, и потянуть во внутреннюю сторону прямоугольника. Сначала масштаб будет уменьшаться и дойдет до точки, но после прохождения этой точки масштаб вновь начнет увеличиваться, но фигура сделает переворот или поворот. Например, если ухватиться за маркер, находящийся на верхней грани посередине прямоугольника и потянуть строго вниз (уклониться от этого направления Вы просто не сможете), то сначала изображение дойдет до центрального маркера. В этой точке слой будет представлять собой линию. Не отпуская мышь, продолжите свой путь. После этого изображение на слое будет перевернуто. В следующих командах мы будем изучать специальные процедуры поворота и переворота, но каждая процедура построена таким образом, что она позволяет совершить не только заложенные в нее конкретные действия (например, масштабирование, поворот и т. д., но многое другое).

Изменение масштаба 

Рис. 341. Изменение масштаба

9.2. Произвольный поворот изображения

Произвольный поворот слоя выполняется командой Edit (Редактирование) → Transform (Трансформирование) → Rotate (Поворот). Команда Rotate (Поворот) и аналогичная ей команда Edit (Редактирование) → Free Transform (Свободное трансформирование) выполняют только поворот выделенной области. После выполнения команды Rotate (Поворот) также появляются восемь маркеров, расположенных на прямоугольнике и один маркер, расположенный в центре прямоугольника. Центральный маркер () при выполнении команды Rotate (Поворот) играет важнейшую роль, так как команда Rotate (Поворот) осуществляется исключительно вокруг него. Если центральный маркер вынести за пределы прямоугольника, то поворот также осуществляется вокруг этого маркера.

При подведении указателя мыши к любому маркеру, расположенному на прямоугольнике, появляется двунаправленная стрелка, согнутая под углом 90°. Например, при наведении указателя мыши на угловой маркер, появляется один из следующих значков ( или ). При наведении указателя мыши на один из средних маркеров появляется один из значков ( или ). Оба конца стрелки направлены в сторону прямоугольника. Направления стрелок показывают возможные направления поворота выделенной области.

Если не нажимать на специальные вспомогательные клавиши, то поворот выделенной области осуществляется на произвольный угол. Если нажать на клавишу Shift и поворачивать выделенную область, то поворот будет осуществляться скачкообразно на угол 15°. Например, для поворота на 90° нужно удерживать клавишу Shift и сделать 6 поворотов на 15°. Для полного переворота на 180° нужно совершить 12 дискретных поворотов по 15°. И хотя существует специальная возможность поворота на 90° по ЧС и против ЧС и разворота на 180°, на практике эти процедуры можно совершить и из этой команды с целью экономии времени, так как на включение специальных команд нужно время. В ходе поворота некоторые маркеры могут выйти за пределы видимости изображения. Для того чтобы увидеть эти маркеры, и воспользоваться ими в случае необходимости, нужно всего лишь раздвинуть границы холста (Рис. 342).

 Поворот выделенной области

Рис. 342. Поворот выделенной области

Фиксация сделанных изменений аналогична фиксации при работе по изменению масштаба.

9.3. Наклон изображения

Наклон слоя выполняется командой Edit (Редактирование) → Transform (Трансформирование) → Skew (Наклон). Наклон выделенной области осуществляется путем перетаскивания любого маркера. Если не нажимать на специальные вспомогательные клавиши, то наклон грани, на которой находится маркер, производится пропорционально грани, находящейся на противоположной грани прямоугольника (Рис. 343).

При наведении указателя мыши на один из угловых маркеров появляется значок (). При наведении указателя мыши на один из средних маркеров появляется значок ( или ). Угловые маркеры искажают слой во всех направлениях. Средние маркеры искажают слой только в одном направлении.

При нажатии на клавишу Ctrl наклоняется только тот маркер, который растягивается. При нажатии на клавишу Alt при растягивании одной грани, растягивается и грань, расположенная на противоположной стороне. При растягивании углового маркера наклон осуществляется только в одну сторону (Рис. 344).

 Наклон выделенной области

Рис. 343. Наклон выделенной области

Наклон с использованием клавиши Alt 

Рис. 344. Наклон с использованием клавиши Alt

9.4. Искажение изображения

Искривление слоя выполняется командой Edit (Редактирование) → Transform (Трансформирование) → Distort (Искажение). При подведении указателя мыши к маркеру он принимает вид наконечника стрелки. Цвет этой стрелки серого оттенка (). Внутри прямоугольника наконечник черного цвета (). За пределами прямоугольника указатель мыши имеет вид белой стрелки (). Белая стрелка никаких действий не производит. Черный наконечник () перетаскивает выделенную область. Серая стрелка () изменяет размеры прямоугольника выделения.

Искривление выделенной области осуществляется путем перетаскивания любого маркера. Если не нажимать на специальные вспомогательные клавиши, то размеры прямоугольника изменяет только тот маркер, который Вы растягиваете (Рис. 345).

При нажатии на клавишу Shift угловой маркер растягивает прямоугольник не в обе стороны одновременно, а только в одну сторону, а вторая сторона прямоугольника не растягивается, а скользит по грани прямоугольника (Рис. 346).

При нажатии на клавишу Alt искривление одного маркера производит аналогичное искривление противоположного ему маркера на другой стороне прямоугольника выделения (Рис. 347).

При нажатии на комбинацию клавиш Shift и Alt при растягивании одного маркера производится растягивание маркера, находящегося на другой стороне одной и той же линии прямоугольника (эффект перспективы) (Рис.  348).

Свободное искривление выделенной области 

Рис. 345. Свободное искривление выделенной области

Искривление выделенной области с нажатой клавишей Shift 

Рис. 346. Искривление выделенной области с нажатой клавишей Shift

Искривление выделенной области с нажатой клавишей Alt 

Рис. 347. Искривление выделенной области с нажатой клавишей Alt

Искривление выделенной области с нажатыми клавишами Shift и Alt 

Рис. 348. Искривление выделенной области с нажатыми клавишами Shift и Alt

9.5. Перспектива изображения

Перспектива слоя выполняется командой Edit (Редактирование) → Transform (Трансформирование) → Perspective (Перспектива). При процедуре создания перспективы с помощью угловых маркеров происходит пропорциональное изменение размеров линии, на которой находится растягиваемый маркер. При растягивании маркера, расположенного на прямой линии прямоугольника выделения, изменения линии прямоугольника не происходит — она только передвигается, но размер не меняет.

При наведении указателя мыши на один из угловых маркеров появляется значок (). При наведении указателя мыши на один из средних маркеров появляется значок ( или ).

При растягивании нижних маркеров в сторону вне прямоугольника происходит растяжение этих маркеров. После выхода с площади холста эти маркеры становятся невидимыми, поэтому при их растягивании нельзя отпускать мышь, чтобы не потерять управления над ним (Рис. 349).

Создание перспективы 

Рис. 349. Создание перспективы

Создание перспективы очень часто используется для вырисовывания пола, стен. В следующем примере мы создадим пол и стену. Создайте новый файл размером 600×600 пикселей. Mode (Цветовой режим) задайте RGB. Назовите файл Komnata.psd и сохраните его.

Залейте слой заднего плана шаблонной заливкой Optical Squares. Эта заливка представляет собой набор квадратов, вложенных друг в друга, и часто применяется для оформления пола. Выделите весь слой. Передвиньте холст влево так, чтобы справа было как можно больше места для свободного маневрирования мышью. Выполните команду Edit (Редактирование) → Transform (Трансформирование) → Perspective (Перспектива). Найдите в нижнем правом углу угловой маркер и потяните его строго вправо по горизонтали, чтобы рисунок стал похож на пол. Отпустите мышь. Зафиксируйте сделанное изменение.

Создайте новый слой. Отключите видимость слоя заднего плана. Залейте этот слой шаблонной заливкой Optical Checkerboard. Эта заливка представляет собой шахматку и по ней очень удобно наблюдать процесс изменения перспективы.

Возьмите инструмент Move (Перемещение) (), подхватите слой и перетащите его выше так, чтобы он занимал только половину изображения. Таким образом, верхняя часть этого слоя вместе с шаблонным рисунком исчезнет из нашей видимости. Нижняя часть на изображении останется прозрачной. Это сделано для того, чтобы при включении видимости слоя заднего плана был виден этот слой на прозрачных пикселях.

Возьмите инструмент Magic Wand (Волшебная палочка) () и выделите прозрачную область. Выполните команду Select (Выделение) → Inverse (Инверсия). Как видите, нам сама прозрачная область не нужна, но она позволяет область очень быстро выделить всю остальную невыделенную до этого область. Если бы мы решили сразу напрямую выделить шаблонную область, то это заняло бы у нас очень много времени.

Выполните команду Edit (Редактирование) → Transform (Трансформирование) → Perspective (Перспектива). Найдите в верхнем правом углу угловой маркер и потяните его строго вправо.

Включите видимость слоя заднего плана. На изображении находятся пол и стена, которая опирается на этот пол (Рис. 350, Рис. 351 и Рис. 352).

Пол, созданный с помощью перспективы 

Рис. 350. Пол, созданный с помощью перспективы

Стена, созданная с помощью перспективы 

Рис. 351. Стена, созданная с помощью перспективы

Пол и стена, созданные с помощью перспективы 

Рис. 352. Пол и стена, созданные с помощью перспективы

Портрет на стене оживит сцену. Так как задача создания портрета на стене гораздо сложнее, чем это может показаться, то разработаем этот пример вместе.

Дело в том, что пропорции портрета очень сильно зависят от того, в каком месте стены мы собираемся поместить этот портрет. Если портрет будет висеть ровно посередине видимого фрагмента стены, то его боковые пропорции будут равные. Такой портрет будет похож на усеченный конус, направленный острием вниз. Если портрет будет помещен где-то в стороне от центральной вертикальной оси стены, то его боковые пропорции должны быть искажены. Но насколько будут искажены эти линии, сказать очень и очень сложно. На фоне шахматного изображения стены, которое создает очень четкий рисунок по вертикали и по горизонтали, создать такие пропорции становится чрезвычайно сложной задачей. Если бы стена у нас была пестрой, то наше неумение создать очень точную диспропорцию портрета было бы не так заметно. Но мы специально выбрали именно такой сложный и строгий рисунок, чтобы Вы сами поняли по окончании создания примера, какой сложный путь Вы прошли, и ощутили себя Мастером.

Отключите в созданном нами примере видимость стены, так как мы создадим другую стену с этим же рисунком.

Создайте новый слой и залейте его шаблонной заливкой Optical Checkerboard. Выделите инструмент Move (Перемещение) () и передвиньте слой вверх до середины изображения. Перспективу стены создавать не нужно, так как мы ее создадим позже.

На нашей стене будет висеть портрет солнечного юга. Выберите инструмент Move (Перемещение) (), подхватите слой на этом изображении и перетащите его на изображение Komnata.psd. После перетаскивания слоя из одного файла в другой автоматически образуется новый слой, на котором и размещается перетащенный слой. Файл с пальмами можно закрыть, так как он нам больше не нужен. Выключите видимость всех слоев, кроме слоя с пальмами. Слой с пальмами будет изображать портрет, висящий на стене.

Выполните команду Edit (Редактирование) → Transform (Трансформирование) → Scale (Масштабирование). Измените масштаб слоя с пальмами так, чтобы он был не очень большим и уместился на стене.

Сделаете видимым слой со стеной. Теперь у нас видимы два слоя — слой с портретом и слой со стеной. Выполните команду Merge Visible (Объединить с видимым) из меню палитры Layers (Слои). Эта команда объединит все видимые слои в один.

Теперь мы можем приступить к созданию перспективы слоя со стеной. Создайте перспективу так же, как Вы создавали ее в предыдущем примере.

Включите видимость слоя заднего плана (Рис. 353).

Портрет на стене с перспективой 

Рис. 353. Портрет на стене с перспективой

Рассмотрим, в чем же конкретно заключается диспропорция портрета. Левее от портрета на стене находится вертикальная линия, образованная мелкими квадратиками шахматки на шаблонной заливке. Эта линия отчетливо видна. Эта линия в середине стены практически вертикальная. Наклон этой линии составляет всего доли градуса и практически не виден. Левая граница портрета идет параллельно этой линии и также имеет незначительный наклон.

Правая граница портрета идет параллельно другой вертикальной линии на стене. Если сравнить эти две линии на стене, ограничивающие портрет, то видно, что наклон каждой линии различен. Если линия в центре наклона практически не имеет наклона, то линия правее портрета имеет наклон, видимый даже невооруженным глазом. Эта диспропорция в наклоне линий создана в результате перспективы. Портрет имеет такие же диспропорции вертикальных граней. Портрет очень напоминает не прямоугольник, а трапецию сложной формы. А ведь начинали мы изучать вопрос создания портрета на стене с усеченного конуса, а закончили трапецией.

Каждая вертикальная грань портрета параллельна вертикальным направляющим на стене. Это стало возможным только после объединения обоих слоев в один. Так как слой стал один, то к нему был применен один подход при создании перспективы. Вручную создавать диспропорцию на портрете было бы очень сложно или даже невозможно.

9.6. Деформирование изображения

Деформирование слоя можно выполнить для создания реалистичных облаков или лепестков цветов. Аналогичный инструмент существует в программе CorelDRAW давно, а в программе Adobe PhotoShop появился недавно. Для деформирования слоя необходимо выполнить команду EditTransform Warp (Редактирование → Трансформирование → Деформация). После выполнения команды слой заключается в 4 квадратных маркера. Каждый маркер представляет собой узел кривой Безье. Поэтому черные жирные точки на рамке слоя на самом деле являются концами рычагов, отходящими от каждого маркера. Поворот маркера или рычага на маркере искажают рамку слоя. Длина каждого рычага сначала одинакова, но Вы можете ее изменить. Для этого просто подхватите конец рычага и протяните в одном из направлений линии рычага. При работе с маркерами или рычагами указатель мыши принимает вид ().

Рамка деформации поделена на ячейки. Для искажения ячеек поместите мышь на эту ячейку, нажмите на мышь и, не отпуская мышь, переместите ее. Отпустите мышь. Указатель мыши при этом принимает вид ().

Этот эффект можно вызвать другим способом.

Этот эффект нельзя применять на защищенных слоях. Выполните команду EditFree Transform (Редактирование → Свободное трансформирование). В принципе мы можем выполнить любую команду трансформации, но свободная трансформация ни к чему нас не обязывает, к тому же она выполняется быстрее, чем другие команды трансформации. После выполнения команды на палитре опций появляются три кнопки:

В палитре Layers (Слои) выберите тот слой, который нужно исказить. Нажмите на кнопку Switch between free transform and warp modes (Переключатель между свободным трансформацией и режимом искажения) (). После этого на изображении, точнее на слое, появится сетка матрицей 3×3. Искажение можно выполнить как с помощью сетки, так и с помощью маркеров и рычагов маркеров.

9.7. Фиксированные повороты изображения

Поворот слоя выполняется командой Edit (Редактирование) → Transform (Трансформирование) → Rotate 180° (Поворот на 180°), Edit (Редактирование) → Transform (Трансформирование) → Rotate 90° CW (Поворот на 90° по часовой), Edit (Редактирование) → Transform (Трансформирование) → Rotate 90° CCW (Поворот на 90° против часовой).

Кроме этого, с помощью команды Edit (Редактирование) → Free Transform (Свободное трансформирование) можно повернуть слой на произвольный угол.

Повороты на 180° (то есть переворот), на 90° по часовой стрелке, на 90° против часовой стрелки поворачивают выделенные области на указанное число градусов без предварительного согласования. Запросы на подтверждение преобразования не выдается.

Команда Free Transform (Свободное трансформирование) поворачивает выделенную область и повторяет команду Rotate (Поворот) из субменю Transform (Трансформирование).

9.8. Отражения изображения по вертикали и по горизонтали

Слой можно развернуть по горизонтали или по вертикали. Для выполнения этих операций предусмотрены следующие команды: Edit (Редактирование) → Transform (Трансформирование) → Flip Horizontal (Отразить по горизонтали) и Edit (Редактирование) → Transform (Трансформирование) → Flip Vertical (Отразить по вертикали).

Выделенная область не меняет местоположение, меняется только ее ориентация на противоположную в зависимости от того, какое отражение выбрано — по горизонтали или по вертикали.

Команды выполняются без всякого предварительного согласования. Запрос на подтверждение фиксации сделанных изменений не выдается.

9.9. Создание тени от текста

Создайте новый файл с размером изображения 600×600 пикселей. Mode (Цветовой режим) выберите RGB. Залейте слой заднего плана каким-нибудь шаблоном или градиентной заливкой. В этом примере мы использовали градиентную заливку. С помощью команды Edit (Редактирование) → Transform (Трансформирование) → Perspective (Перспектива) создайте перспективу этому слою.

Создайте новый слой, на котором напишите какую-нибудь фразу. Растяните эту фразу по высоте с помощью команды Edit (Редактирование) → Transform (Трансформирование) → Scale (Масштабирование).

Создайте копию текстового слоя. Копия текстового слоя расположена над текстовым слоем. Поменяйте местами текстовый слой и его копию. Выделите копию текстового слоя, например, удерживая клавишу Ctrl и щелкнув по имени данного слоя в палитре Layers (Слои). Залейте буквы на копии текстового слоя краской черного цвета. С помощью параметра Opacity (Непрозрачность) установите значение непрозрачности букв на копии текстового слоя в 50% или чуть ниже. Запустите фильтр Gaussian Blur (Размытие по Гауссу) со значением Radius (Радиус) в 10 пикселей. Запустите фильтр Lens Blur (Размытие при малой глубине резкости). Первый фильтр мы уже изучали, второй фильтр округляет фигуры. Так как тени не бывают совершенно четкими, этот эффект прибавляет буквам некоторую реалистичность. С использованием различных фильтров группы Blur (Размытие) можно создать самые разнообразные эффекты на одном и том же примере. Не бойтесь экспериментировать (Рис. 354).

Текст с тенью 

Рис. 354. Текст с тенью

С помощью команды Edit (Редактирование) → Transform (Трансформирование) → Skew (Наклон) наклоните тень влево. Для этого возьмитесь за верхний левый маркер и потяните его строго влево по горизонтали. Верхний правый маркер при этом останется неподвижным. Поэтому его также нужно наклонить влево. Неточность наклона не является здесь фатальной ошибкой, так как в реальности наклон тени может происходить непропорционально. Это зависит от освещения. Обратите внимание, что нам не нужно передвигать один слой относительно другого слоя, так как копия текстового слоя имеет одинаковые точки соприкосновения с текстовым слоем. Эти точки находятся в нижней части изображения, которые мы не трогали при наклоне копии текстового слоя.

Пример полностью готов. Обратите внимание на нижнюю часть букв, на то, как буквы дают тень. Тень и буквы соприкасаются только в двух буквах — «р» и «д». Остальные буквы не соприкасаются с тенью. Если бы было иначе, то был бы совершенно безобразный, неестественный вид. В нашем изображении создано впечатление, что источник освещения находится в правой нижней части изображения. Поэтому короткие буквы как бы нависают над своей тенью, что вполне реалистично.

На рисунке (Рис. 354) текст визуально был преобразован в объемный с помощью контуров. Фон рисунка залит градиентной заливкой, создающей дополнительную привлекательность и реалистичность.