Хлебные крошки



07.11. Создание тени

Что делает изображение объемным? Только игра светотеней. В этом разделе мы научимся создавать тень. Откройте фотографию игрушечного утенка Ducky.tiff. Она находится в папке C:\Program Files\Adobe\PhotoShop CS5\Samples. Сохраните этот файл под другим именем, так как мы работаем только с копиями любого файла, а не с оригиналом. Сохраните этот файл, например, под именем Copy.

После открытия фотографии обратите внимание на палитру Layers (Слои). В нем отражается маленькое изображение нашей картинки. Это слой на фотографии. Как правило, в изображении всего один слой (Рис. 290). Правее этой картинки находится имя слоя. Это имя Background (Задний план).

В перечне слоев всего один слой 

Рис. 290. В перечне слоев всего один слой

Для работы со слоями создано специальное меню, которое открывается нажатием кнопки (), расположенной под системной полосой справа.

В открывшемся меню выберите команду Duplicate Layer (Создать дубликат слоя). После этого на экран будет выведено диалоговое окно Duplicate Layer (Создать дубликат слоя), в котором нужно задать два параметра: в поле As (Как) необходимо задать имя слоя (по умолчанию предлагается имя Background copy (Задний план (копия)); в поле Document (Документ) необходимо решить, в каком файле будет создан дубликат слоя — в этом же файле или в новом. Если копия слоя создается в этом же файле, то поле Name (Имя) недоступно, так как имя файла указано в поле Document (Документ). Если выбирается значение New (Новый), то становится доступным поле Name (Имя), в котором необходимо задать имя нового файла. Можете оставить в этом диалоговом окне все установки по умолчанию и нажать на кнопку ОК. После этого в палитре Layers (Слои) появится новый слой с именем Background copy (Задний план (копия)). Этот слой будет повторять предыдущий слой. В палитре Layers (Слои) выделите слой Background (Задний план) и в меню палитры Layers (Слои) выполните команду Delete Layer (Удалить слой). После этого останется только копия слоя под именем Background copy (Задний план (копия)). Так как слой остался один, то он выделится автоматически. Если слоев на рисунке несколько, то необходимо выделить нужный слой. Почему мы делаем столько манипуляций — сначала создаем копию, а затем удаляем исходный слой? Сравните два слоя — на исходном слое, слое заднего плана, стоит знак замка. Для данного примера этот слой нам не нужен, так как он зафиксирован. Этот слой невозможно ни переместить, ни провести с ним какие-либо действия как с отдельным слоем.

Возьмите инструмент Magic Wand (Волшебная палочка) (), на полосе Options (Параметры) установите Tolerance (Допуск), равный 2, и щелкните по области вне утенка (то есть по фону) один раз. Будет выделена область вне утенка. В этой области нам необходимо задать прозрачный цвет пикселей. Возможен вопрос: а зачем нам задавать здесь прозрачный цвет, если он и так подразумевается? Во-первых, потому, что здесь возможен не прозрачный, а белый цвет, во-вторых, в этом примере у нас белый цвет, а если бы фотография была сделана на столе или на полу, то нам пришлось бы «выключить» стол или пол путем задания им прозрачного цвета. Поэтому принцип работы со всеми типами фотографий должен быть похожим. Скопируйте выделенного утенка в буферную память, а потом два раза вставьте его из памяти. После того как весь утенок будет выделен, выполните команду Edit(Редактирование) → Copy (Копировать). Выполните команду Edit (Редактирование) → Paste (Вклеить).

Каждый раз утенок будет вставляться на новый слой. Удалите слой Background copy (Задний план (копия)).

Выделите верхний слой, если это не так. Выберите инструмент Paint Bucket (Заливка) (). После этого палитра Options (Параметры) установит специальные поля для настройки параметров заливки. В раскрывающемся списке Mode (Режим) выберите значение Clear (Очистка). После этого залейте область вокруг утенка прозрачными пикселями. Для этого просто щелкните один раз по этой области левой клавишей мыши, указатель которой будет изображать ведерко с краской (). Область вокруг утенка будет содержать только прозрачные пиксели, о чем говорит бело-серая шахматка — так обозначается прозрачный цвет.

В поле Opacity (Непрозрачность) установите значение 100%. В поле Tolerance (Допуск) установите значение 255. Откройте раздел основного меню Select (Выделение) и выполните команду Inverse (Инверсия). В раскрывающемся списке Mode (Режим) установите значение Color (Цветность). В палитре Color (Цвет) выберите черный цвет. Если в этом окне нет черного цвета, то щелкните по левому квадрату левой клавишей мыши. Если этот квадрат был выделен до этого, то надо щелкнуть только один раз, если до этого был выделен правый квадрат, то первый щелчок левой клавишей мыши выделяет левый квадрат, а второй щелчок открывает диалоговое окно Color Picker (Палитра цветов), где происходит выбор цвета. Черный цвет находится в нижнем левом углу палитры цветов. С помощью этой палитры и полосы радуги можно выбрать любой цвет.

Залейте утенка черной краской, для чего щелкните по нему один раз левой клавишей мыши, указатель которой будет изображать ведерко с краской.

Мы создали тень утенка. Но таких теней в реальной жизни не бывает. Такие тени бывают в упрощенных или гиперреалистических мирах, но не в нашем привычном мире. Дело в том, что в реальной жизни резких теней не бывает. Тень, так же как и цветные фигуры, не состоит только из одного черного цвета. Тень вовсе не обязательно должна быть исключительно чистого черного цвета. Она состоит из целого набора черных и серых цветов различной степени насыщенности. Даже при электрическом освещении возле фонарного столба отражается целый набор теней самого разного цвета.

Прежде всего, тень не махрового черного цвета: если поднести ладонь к стене, чтобы от ладони на стену падала тень, то на стене видна текстура основы стены, например, обоев. То есть тень должна быть частично прозрачной. Для этого на палитре Layers (Слои) найдите ползунок Opacity (Непрозрачность) и установите его в положение 50%. Значение непрозрачности дается примерное и определяется методом глубоко научного русского тыка.

Снова подносим ладонь к стене: тень от ладони темнее в середине тени, а на краях плавно размыта. Поэтому и наша тень по краям должна быть тоже размыта. Тогда и образуется этот набор серых тонов различной степени насыщенности. Выделите тень утенка инструментом Magic Wand (Волшебная палочка) (). Так как вся тень однородна, то нажатие волшебной палочкой сразу выделяет всю тень целиком.

Для размытия краев тени воспользуемся фильтром Gaussian Blur (Размытие по Гауссу) из набора фильтров Blur (Размытие). Подробнее о фильтре Gaussian Blur (Размытие по Гауссу) Вы можете прочитать в разделе 12.2.5. Фильтр Gaussian Blur (Размытие по Гауссу). После выбора фильтра открывается диалоговое окно Gaussian Blur (Размытие по Гауссу) для получения параметров работы фильтра (Рис. 291). В окне Radius (Радиус) необходимо задать величину размытия краев в пикселях. Чем больше величина размытия, тем дальше происходит размытие тени от ее края вглубь. Попробуйте задавать значения радиуса от 5 до 10 пикселей. Чем больше будет эта величина, тем больше будет свечение по краям тени. После определения этой величины нажмите на кнопку ОК для фиксации сделанных установок и закрытия окна Gaussian Blur (Размытие по Гауссу).

Обратный процесс фильтру Gaussian Blur (Размытие по Гауссу) представляет фильтр Average (Среднее), находящийся в этой же группе фильтров. Он восстанавливает черную монохромную тень. Подробнее о фильтре Average (Среднее) Вы можете прочитать в разделе 12.2.1. Фильтр Average (Среднее).

Еще более впечатляющие возможности создания размытия тени представляет собой фильтр Lens Blur (Размытие при малой глубине резкости). (Подробнее о фильтре Размытие при малой глубине резкости Вы можете прочитать в разделе 12.2.6. Фильтр Lens Blur (Размытие при малой глубине резкости). Этот фильтр запускается после фильтра Gaussian Blur (Размытие по Гауссу). В раскрывающемся списке Source (Источник) выберите значение Transparency(Прозрачность). Нажмите на кнопку ОК. Размытие пограничного слоя будет более явным и насыщенным.

Определение величины размытия по Гауссу 

Рис. 291. Определение величины размытия по Гауссу

Пока тень от изображения находится над утенком, а не под ним. Мы специально пошли по этому порочному пути по двум причинам:

1) Редактируемый слой может находиться где угодно в стопке слоев. Его можно переместить в любой момент;

2) Научить перемещать слои вверх или вниз.

Итак, тень от утенка нужно опустить ниже. Обратите внимание, в самом начале работы над изображением мы удалили слой заднего фона, так как он защищен. Можно было бы и не удалять этот слой, а просто снять защиту. Для этого нужно выполнить по имени слоя двойной щелчок мышью и в открывшемся окне нажать на кнопку ОК. На палитре Layers (Слои) подхватите слой с тенью и переместите его ниже, под цветного утенка (Рис. 292). В стопке у нас будут два изображения утенка: одно цветное, должно находиться сверху, и второе — слой с тенью от утенка, который должен находиться ниже цветного утенка. Теперь утенок расположен точно над тенью, поэтому ее на изображении не видно. Осталось только немного сдвинуть слой с утенком в сторону инструментом Move (Перемещение) (). Направление перемещения может быть, например, немного влево и вверх.

Обработка слоев может быть выполнена в разных изображениях, а потом перенести слои на выбранное изображение. Очень простой способ переноса одного объекта из одного изображения на другое изображение такой: откройте оба изображения (одно изображение — из которого нужно перенести объект, другое изображение — то, куда нужно перенести объект). Расположите их рядом, чтобы было видно оба. Если это невозможно, то изображение, из которого переносится объект, расположите сверху, а второе изображение — снизу, но так, чтобы от второго изображения был виден хотя бы небольшой кусочек. Выделите изображение, из которого мы собираемся переносить объект. Выделите слой в палитре Layers (Слои), в котором находится данный объект. В нашем частном случае в изображении всего один слой, но их может быть очень много. Подхватите объект (утенка) инструментом Move (Перемещение) () и начинайте перемещать его по направлению к границе второго изображения. Пока объект перемещается внутри первого изображения, никаких неожиданностей не происходит. Указатель мыши принимает вид (). Но как только мы пересечем границу первого изображения и начнем перемещаться над вторым изображением, перемещаемый объект изменит свой внешний вид. Он будет представлять собой стрелку с маленьким квадратиком (). Над вторым изображением можете отпустить мышь. Вы не должны определять точку на изображении, в которой нужно отпускать мышь: как только появился значок с плюсом, то отпускать мышь можно сразу. Объект будет скопирован на это изображение, причем из первого изображения он не исчезнет, то есть будет именно скопирован, а не вырезан. Согласитесь, что проще этого метода нет ничего.

Мы объяснили Вам несколько способов выделения и несколько способов переноса объекта с одного изображения на другое. Разработчики этого приложения позаботились о том, чтобы пользователям было удобно работать. Какие способы выделения и переноса выбирать, определяет сам пользователь в зависимости от того, как это ему выгодно.

 Слой с тенью создан

Рис. 292. Слой с тенью создан

Для завершения работы добавьте слой заднего фона и залейте его любым известным способом: монохромом, градиентом или текстурой. Помните, что режим Mode (Режим) обычно устанавливают в Normal. Мы специально отмечаем это потому, что многие начинающие пользователи забывают об этом (или не знают) и оставляют режим из последнего выбора, а таким выбором у нас был Color.

Размытие тени, созданное с помощью фильтра Lens Blur (Размытие при малой глубине резкости) дает более реалистичную тень, состоящую из набора черных и серых тонов. Размытие по Гауссу можно задавать и при гораздо больших значениях пикселей. Чем больше это значение, тем больше серых тонов, переходов цвета в тени будет по краям. Если тень очень слабая, то она будет совсем не черная, а еле заметная серая тень. Тень при этом очень нечеткая, расплывчатая.

Мы были бы очень непоследовательными, если бы бросили работу на этом этапе. Да, мы создали тень. Эта тень выглядит очень убедительно. Но мы при создании тени не учитывали две особенности. Во-первых, наш утенок как бы висит в воздухе, так как у него нет никакого фона. Во-вторых, как будет выглядеть тень на фоне? Вспомните свою собственную тень. Тень не бывает плотной, и, абсолютно черной и закрывающей все предметы, которые расположены за ней. Сквозь нее всегда виден фон. Следовательно, мы должны учитывать оба этих обстоятельства.

В каком порядке создавать фон и полупрозрачную тень совершенно все равно. Скоро Вы и сами это поймете. Дело в том, что каждое изображение — утенок, тень, фон — располагаются на отдельных слоях. Поэтому с каждым слоем мы можем работать самостоятельно, бросать один слой, переходить к другому и снова возвращаться к прежнему слою.

Начнем с создания фона. Создайте новый слой. Закрасьте его одним из готовых образцов заливки шаблона. Такую заливку можно совершить разными инструментами. Здесь мы будем заливать инструментом Paint Bucket (Заливка) (). На полосе Options (Параметры) сделайте следующие установки:

  • в списке Fill (Заливка) выберите значение Pattern (Узор);
  • в списке Pattern (Узор), который становится доступным после включения значения Pattern (Узор) в списке Fill (Заливка), выберите значение Optical Checkerboard, создающего волнообразную шахматную заливку. Это очень контрастная заливка фона. Этот фон очень удобно будет наблюдать при создании полупрозрачной тени. Если эта заливка Вам не нравится, Вы можете выбрать любую другую;
  • в списке Mode (Режим) можно выбрать или Normal (Нормальный), или Color (Цветность), или Behind (Подложка). Результат всех режимов будет абсолютно одинаков. Дело в том, что новый слой создается с прозрачной заливкой, поэтому все эти режимы применимы. Особенно это касается режима Behind (Подложка), который можно наносить только на прозрачные пиксели;
  • непрозрачность создаваемой заливки должна составлять 100%.

После задания всех опций можно приступить к заливке. Поднесите указатель мыши к изображению и щелкните левой клавишей мыши.

Теперь для полной достоверности нам нужно только добавить перспективу. Для этого отключите видимость утенка и его тени, оставьте только фон. Выделите его командой Select (Выделение) → All (Все). Говоря откровенно, эти слои нам не мешают, но для лучшего восприятия процесса создания перспективы их лучше все-таки отключить. Выполните команду Edit (Редактирование) → Transform (Трансформирование) → Perspective (Перспектива). Есть две возможности решения перспективы: потянуть за нижние или за верхние углы изображения. Если потянуть за верхние углы вглубь изображения, то в верхних углах появятся пустые области, которые нашу фотографию не украсят, если только их не обрезать. Если потянуть за верхние углы наружу от изображения, то у нас получится пол как бы перевернутым. Поэтому мы воспользуемся нижними углами. Передвиньте рисунок как можно ближе к левой границе рабочего окна, чтобы справа у нас было свободное место для маневра мышью. Возьмитесь за правый нижний угол и потяните указатель мыши строго вправо. При этом масштаб верхней части изображения не изменится, а вот нижние границы начнут расширяться, создавая эффект того, что клетки в нижней части рисунка побежали влево и вправо. Вы можете изменять перспективу до тех пор, пока фон не станет достаточно похожим на пол. Обратите внимание, выделение видно только внизу и вверху. Выделение справа и слева не видно, так как на самом деле правые и левые границы изображения вышли за пределы видимости. Это будет продолжаться до следующего выделения изображения этого слоя. Можете отпустить мышь и щелкнуть по инструменту Move (Перемещение) (), чтобы сообщить программе, что Вы решили закончить с этой операцией. Программа спросит Вас о необходимости применить выбранную перспективу. Выберите значение Apply (Применить). После этого изображение будет пересчитано в соответствии с данной перспективой. Теперь можете открыть все слои — рисунок готов (Рис. 293). Он полностью реалистичен, а значит, и достоверен. Попробуйте в качестве текстуры пола использовать различные шаблоны, имеющиеся в данной программе.

 Изображение с перспективой и с тенью

Рис. 293. Изображение с перспективой и с тенью


Hilliger Media Shop
Template "butterflymeadowfree" designed by Hilliger Media (Copyright © 2011)