07.06. Создание макетной группы

Категория: Adobe PhotoShop X5
Опубликовано 18.10.2011 20:33
Автор: Шитов В.Н.
Просмотров: 6387

Это один из самых впечатляющих инструментов в приложении Adobe PhotoShop. С помощью макетной группы можно создать самые невероятные комбинации чудесных и неповторимых изображений. В девятой версии этот метод называется обтравочной маской, хотя в предыдущих версиях он назывался макетной группой. Поэтому мы будем использовать этот термин.

Так как этот метод постоянно нужен пользователю, то разберем его очень подробно.

Создайте новый файл размером 600 на 600 пикселей. Режим Mode (Цветовой режим) выберите RGB Color (RGB-цвет). Назовите этот файл Maket Group.psd. Откройте фотографию утенка, которая хранится в файле Ducky.tif. Этот файл хранится в папке C:\Program Files\Adobe\PhotoShop CS5\Samples.

В файле Maket Group.psd сделайте заливку каким-нибудь шаблоном, например Red Rocks из библиотеки Rock Patterns. На шаблоне изображен слой красной гальки. На нем будет хорошо смотреться любая фигура, окрашенная, например, в желтый цвет. Мы делаем заливку хотя бы потому, что это очень просто, к тому же фотография с заливкой смотрится гораздо привлекательнее.

На фотографии Ducky.tif выделите утенка. Так как выделять самого утенка довольно сложно, то выделите фон вокруг него инструментом Magic Wand (Волшебная палочка) (). Фон вокруг утенка представляет собой монохромную заливку, то есть все пиксели фона имеют один и тот же цвет. Поэтому после выбора Magic Wand (Волшебная палочка) () нам необходимо произвести на панели Options (Параметры) следующие настройки: установите флажок в индикатор Contiguous (Смежные пиксели), чтобы не выделить пиксели, этого же цвета, что и пиксели фона, которые находятся в белках утенка. Установите значение Tolerance (Допуск) от 1 до 3. В принципе можно установить даже значение 0, но это слишком радикально. Затем выполните команду Select (Выделение) → Inverse (Инверсия). Перетащите утенка с фотографии Ducky.tif на фотографию Maket Group.psd. При этом автоматически будет создан новый слой под именем Слой 1. Для того чтобы перетащить выделенную область с одного изображения на другое, нужно взять инструмент Move (Перемещение) (), подхватить выделенную область и перетащить на другое изображение. Выделите Слой 1.

Пока мы не будем исправлять некоторые мелкие недостатки композиции (например, отсутствие тени у нашего утенка). Это будет очень подробно описано в разделе 7.11 «Создание тени». Наша задача сейчас в другом — покрыть нашего утенка узором.

Выполните команду New Layer (Новый Слой) из меню палитры Layers (Слои). Откроется диалоговое окно New Layer (Новый Слой). В этом диалоговом окне установите флажок в индикаторе Use Previous Layer to Create Clipping Mask (Использовать предыдущий слой, чтобы создать обтравочную маску). Нажмите на кнопку ОК.

Утенок с узором из травы 

Рис. 265. Утенок с узором из травы

После этого рисунок, который мы будем выполнять, будет отражаться на теле фигуры, которая находится на предыдущем слое. А на предыдущем слое у нас находится утенок. Следовательно, и узор будет отражаться на нем. Возьмем в качестве рисующего инструмента Brush (Кисть) (). В качестве формы инструмента возьмите очень интересную форму — Grass (Трава) () размером 134 пикселей. Нанесите кистью узор по утенку на рисунке. Обратите внимание, что Вы ни разу не промахнулись мимо. Ни одна травинка не упала на слой гальки. Узор из травинок не просто ложится на фигуру утенка — он облегает его. Если часть травинки не умещается на краю утенка, то создается впечатление, что она продолжается дальше и ложится на другую — невидимую часть утенка (Рис. 265). Если какой-то штрих кистью Вам не нравится, нужно выполнить команду Edit (Редактирование) → Step Backward (Шаг назад) для исправления этого дефекта, так как исправлять их гораздо сложнее, чем просто отменить.

Флажок в индикаторе Use Previous Layer to Create Clipping Mask (Использовать предыдущий слой, чтобы создать обтравочную маску) диалогового окна New Layer (Новый Слой) служит для создания макетной группы, в которой один слой является маской для одного или нескольких слоев, расположенных над ним.

 Палитра Layers (Слои) при создании макетной группы

Рис. 266. Палитра Layers (Слои) при создании макетной группы

Рассмотрим палитру Layers (Слои). Здесь появились некоторые новые значки. Имя базового слоя группы Layer 1 выделяется подчеркиванием, а маскируемый слой Layer2 отображается с отступом от левого края и имеет слева стрелку (), направленную на базовый слой Layer1 (Рис. 266).

В палитре Layers (Слои) выделите слой с именем Layer1. В этом слое у нас находится изображение утенка. Возьмите инструмент Move (Перемещение) () и попробуйте подвигать утенка. С началом движения начинают происходить странные вещи — кончики травинок, которые были не видны, по мере передвижения начинают показываться. Оказывается, они вовсе не удалялись, а просто становились невидимыми. Часть маскируемого или обтравочного слоя, который не умещается на базовом слое, можно вернуть. Вовсе не обязательно сразу соглашаться с предложенными штрихами, можно попробовать подвигать изображение и выбрать оптимальный вариант размещения рисунков на этих двух слоях относительно друг друга.

Теперь в палитре Layers (Слои) выделите обтравочный слой и также попробуйте его подвигать. Этот слой также перемещается по базовому, но не может выйти за его границы.

Базовым слоем будет считаться первый самостоятельный изобразительный слой, который находится в стопке слоев под слоями обтравочных масок, то есть базовый слой может быть один, а обтравочных масок для него может быть несколько.

То, что базовый слой один, а обтравочных масок может быть несколько, относится только к данной макетной группе. Если создать новый независимый слой в качестве базового слоя, а к нему добавить несколько других обтравочных масок, то мы создадим следующую макетную группу на изображении. В одном изображении может быть несколько макетных групп. Обтравочные маски располагаются над базовым слоем. Обтравочные маски не могут быть расположены под базовым слоем или прерываться каким-то другим слоем, не входящим в данную макетную группу.

Маскируемых слоев, как мы уже выяснили, может быть несколько. Перемещение этих слоев внутри маскировочных слоев не отличается от перемещения обычных изобразительных или групповых слоев. Перемещение макетной группы допускается только целиком. Если Вы решите изменить местоположение одного из слоев макетной группы и обычного изобразительного или настроечного слоев, то вместе со слоем группы будет перемещена вся макетная группа. Нельзя также поменять местами базовый слой и маскировочный слой, так как базовый слой всегда будет находиться под одним или несколькими маскировочными слоями, входящими в этот базовый слой. Если возникла необходимость изменения слоев, то сначала нужно разрушить макетную группу, то есть преобразовать макетную группу в обычные слои, затем изменить местоположение этих слоев относительно друг друга и затем обратно преобразовать их в макетную группу. Другим способом изменить их положение относительно друг друга не удастся (Рис. 267).

 Палитра Layers (Слои) с двумя маскируемыми слоями

Рис. 267. Палитра Layers (Слои) с двумя маскируемыми слоями

Любой слой можно сделать маскируемым вручную. Для этого нужно расположить два обычных (то есть не маскируемых) слоя друг под другом. Один слой, находящийся ниже, будет базовым. Маскируемый слой должен располагаться над базовым слоем. Если слои расположены не в той последовательности, как нужно, то поменяйте их местами. Нажмите на клавишу Alt и поводите курсором по внутренней границе этих слоев. На стыке границ этих двух слоев должен появиться необычный значок, что-то вроде кружки с треугольным кончиком (). Щелкните левой клавишей мыши, и эти два слоя будут преобразованы в базовый и маскируемый слои. Обозначение каждого слоя будет самым обычным — базовый слой будет подчеркнут, а маскируемый слой будет со стрелкой (). В первом примере мы создавали маскируемый слой с помощью кисти. Для отмены макетной группы нужно сделать то же самое, нажать клавишу Alt и поводить мышью по границе между этими слоями (базовым и маскируемым). Значок примет немного другой вид — та же кружка (или два круга), но окраска этого значка будет немного другой (). После щелчка левой клавишей мыши макетная группа будет разрушена, а слои, входящие в макетную группу, станут самостоятельными.

Создайте новый файл с размерами 600 на 600 пикселей. Режим Mode (Цветовой режим) задайте RGB Color (RGB цвет). Назовите файл Vanishing Maket.psd. Залейте слой заднего плана какой-нибудь заливкой. Например, это можно сделать из палитры Nature Pattern, выбрав образец узора Leaves 196 на 186 пикселей. Возьмите инструмент Paint Bucket (Заливка) () и залейте выбранным узором слой заднего плана. Создайте Layer 1 в качестве базового слоя. Создайте Layer 2 и Layer3 в качестве обтравочных масок. Это обычный способ создания макетной группы, который мы с Вами уже изучали. Мы создали эту макетную группу только с той целью, чтобы нам было видно в палитре Layers (Слои), что ручной способ создания макетной группы не отличается от изученного нами способа. Заполнять Layer1-3 не нужно, они нужны нам только для сравнения.

Создайте Layer4 и Layer5 как обычные изобразительные слои. То есть устанавливать в них флажок в индикаторе Use Previous Layer to Create Clipping Mask (Использовать предыдущий слой, чтобы создать обтравочную маску) не нужно. Layer4 мы будем в дальнейшем использовать в качестве базового слоя, а Layer5 — в качестве обтравочной маски.

Закройте видимость слоев с 1 по 3 и слоя заднего плана. Выделите Layer4. Возьмите инструмент Horizontal Type (Горизонтальный текст) (). Выберите цвет заливки букв: R = 54, G = 194, B = 6. Это один из оттенков зеленого цвета и он хорошо будет контрастировать с цветом заливки фона. Щелкните инструментом в любом месте изображения и напишите слово Слой. Как только на изображении появится мигающий курсор, приглашающий ввести текст, то в палитре Layers (Слои) появится текстовый слой. Возьмите инструмент Move (Перемещение) (). На полосе Options (Параметры) установите флажок в индикатор Show Trasform Controls (Показать ограничивающую коробку), если он еще не установлен. После этого текст оказывается заключенным в пунктирную коробку с маркерами. При наведении указателя мыши на угловой маркер появляется двунаправленная стрелка, показывающая направления изменения размеров ограничивающей коробки. Средние маркеры изменяют размеры коробки по горизонтали или по вертикали. Растяните (или сожмите) текст по изображению так, чтобы он занимал всю площадь изображения. Текстовый слой по умолчанию берет свое имя из введенного текста. То есть слой будет называться «Слой».

Как только Вы начнете изменять размеры объекта, в данном случае текста, как инструмент Move (Перемещение) () перестанет быть активным на панели Tools (Инструменты). Изменив размеры ограничивающей коробки, и текста, который заключен в нее, нужно указать программе, что Вы закончили операции с рабочей коробкой. Для этого нужно опять взять инструмент Move (Перемещение) (). После этого инструмент Move (Перемещение) () станет полувыделен, а Вам будет выдан запрос о том, что делать с измененными размерами рабочей коробки: Apply (Применить), Cancel (Отмена), Dont Apply (Не применять), Нажмите на кнопку Apply (Применить). После этого инструмент Move (Перемещение) () станет полностью выделенным.

Выделите Слой 5. Переместите его над текстовым слоем, если это не так. Возьмите инструмент Brush (Кисть) (), выберите форму кисти — Scattered Maple Leaves («Разбросанные кленовые листья») (). Выберите цвет листьев: R = 248, G = 124, B = 249. Это один из оттенков лилового цвета и он будет хорошо контрастировать с цветом заливки и с цветом букв. Разбросайте листья по изображению. Все слои, кроме этого, отключены, и мы разбрасываем листья по изображению вслепую. Нажмите на клавишу Alt и поводите вдоль границы слоев «Слой» и Layer5. Как только всплывет значок в виде двух сцепленных колец с черной серединой и маленькой стрелочкой, показывающей влево (), выполните щелчок мышью. (Вообще говоря, этот значок больше похож на маленький чайник). После этого будет создана макетная группа, причем в качестве базового слоя будет использован нижний слой из этой пары слоев («Слой»), а в качестве обтравочной маски — верхний слой, то есть Layer5. Ни по внешнему виду, ни по принципам работы этот метод не отличается от предыдущего, когда мы устанавливали флажок в индикаторе Use Previous Layer to Create Clipping Mask (Использовать предыдущий слой, чтобы создать обтравочную маску) при создании нового слоя. Идея создать макетную группу может прийти нам в голову во время работы, и создавать новый обтравочный слой будет поздно. В последнем случае мы можем создать макетную группу на основе уже созданных слоев, и нам не нужно будет переделывать нашу работу и начинать ее сначала.

Так как существует способ из обычных изобразительных слоев создать макетную группу, то возникает вопрос: а нельзя ли после создания макетной группы разбить ее на отдельные слои в случае необходимости? Конечно, такая возможность имеется. Для этого нужно нажать на клавишу Alt и опять поводить указателем мыши по границе слоев макетной группы, пока не появится значок в виде двух колец (), но уже имеющих другой вид, и нажать на левую клавишу мыши.

Для доработки изображения сделаем следующее. Выделите текстовый слой. Выполните команду Filter (Фильтры) → Render (Рендеринг) → Lighting Effects (Эффекты освещения). Перед рендеризацией программа предложит выполнить растрирование слоя. Согласитесь. В открывшемся диалоговом окне Lighting Effects в списке Texture Cannel выберите значение Слой Transparency. Нажмите на кнопку ОК. Повторите эту операцию для Layer5. Для этого слоя запрос на растрирование предложен не будет, так как слой и так растровый. Мы выбрали также значение Слой Transparency. В результате этих действий у нас будет создан объемный текст, на котором будут находиться объемные листья и их фрагменты (Рис. 268).

Выделите бывший текстовый слой: слой стал растровым, но по-прежнему называется «Слой». Выполните команду Layer (Слой) → Layer Style (Стиль слоя) → Drop Shadow (Тень). Переопределите следующие параметры в открывшемся диалоговом окне Layer Style (Стиль слоя) на вкладке Drop Shadow (Тень):

Angle (Угол) = 75°;

Distance (Смещение) = 10 пикселей;

Spread (Размах) = 5%;

Size (Размер) = 20 пикселей;

Contour (Контур) выберите Cone;

Noise (Шум) = 4%.

 Надпись, созданная на основе макетной группы

Рис. 268. Надпись, созданная на основе макетной группы

Перейдите на вкладку Outer Glow (Внешнее свечение). Переопределите следующие параметры:

Noise (Шум) = 14%;

Spread (Размах) = 9%;

Size (Размер) = 10 пикселей;

Contour (Контур) выберите Cove Deep.

Перейдите на вкладку Bevel and Emboss (Скос и тиснение). Переопределите следующие параметры:

Depth (Глубина) = 141%;

Size (Размер) = 6 пикселей;

Soften (Смягчение) = 0 пикселей.

Нажмите на кнопку ОК. Включите видимость слоя заднего плана. Отключите флажок из индикатора Show Trasform Controls (Показать ограничивающую коробку) на панели Options(Параметры) для инструмента Move (). Теперь наше изображение полностью закончено и выглядит профессионально.

Лишние слои и макетные группы прозрачные и они не мешают просмотру изображения, даже если они не отключены. Зачем мы их создавали? Чтобы показать сложность создания изображения и возможность отключения ненужных слоев. В нашем примере мы отключали флажок Show Trasform Controls (Показать ограничивающую коробку) на панели Options (Параметры) для инструмента Move () в самом конце работы — в практической работе включайте его только при изменении размеров или другой трансформации слоя и немедленно отключайте его после принятия изменений, иначе малейшая ошибка (даже простой щелчок по изображению) может привести к тому, что программа решит, что предпринимается попытка трансформирования слоя и ни один инструмент при этом не будет доступен.

После создания макетной группы в разделе меню Layer (Слой) команда Merge Down (Объединить с предыдущим) заменяется на команду Merge Clipping Mask (Объединить обтравочные маски). Эту команду можно увидеть только при выделении базового слоя. Эта команда объединяет слои макетной группы в один слой. Действительно, после создания результата отдельные слои этой группы не нужны, и их можно объединить, хотя бы с целью экономии места в палитре Layers (Слои). В меню палитры Layers (Слои) имена команд меняются также. В контекстном меню слоя в палитре Layers (Слои) имеется такой же набор команд.

Обговорим очень тонкий нюанс включения нового слоя в макетную группу и исключения из этой группы. Допустим, в последнем примере мы создали новый слой и поместили его на самый верх. Назовем этот слой Layer6. Если поместить указатель мыши между слоями Layer5 и Layer6 и нажать клавишу Alt, то можно создать еще один маскируемый слой. Если теперь мы решили исключить слой Layer6 из макетной группы с применением клавиши Alt, то это исключение пройдет без всяких неожиданностей. Но если мы решим исключить из этого набора не слой Layer6, а слой Layer5, то вся макетная группа распадется. При этом результат действия макетной группы также будет разрушен, так как слои распадутся.

Для образования и исключения макетных групп в меню палитры Layers (Слои) также представлены две команды Create Clipping Mask (Создать обтравочную маску) и Release Clipping Mask (Отменить обтравочную маску), создающие те же эффекты, что и рассмотренные выше команды. Эти команды появляются не одновременно, а только после выполнения одной из них (тогда на месте выполненной команды появляется другая команда, отменяющая первую). В контекстном меню и в разделе Layers (Слои) основного меню имеются эти же две команды, также появляющиеся только после выполнения одной из них и заменяющие выполненную команду.

Команда Create Clipping Mask (Создать обтравочную маску) создает маскировочный слой выделенного слоя, а слой, находящийся под ним, становится базовым. Команда Release Clipping Mask (Отменить обтравочную маску) отменяет маскирование выделенного слоя, а находящийся под этим слоем базовый слой теряет права базового слоя.

Маскировочный слой создает рисунок (или узор) на базовом слое. Но маскировочный слой не является постоянным и жестко закрепленным на базовом слое. Выделите в палитре Layers (Слои) маскировочный слой Layer5. Если подхватить маскировочный узор левой клавишей мыши и попробовать его подвигать, то можно увидеть, что этот узор начинает перемещаться вместе с мышью в том же направлении. С помощью этой возможности можно подкорректировать узор на базовом слое и представить его в более выгодном виде.

В следующем примере, предлагавшемся в предыдущих версиях программы, макетная группа создана на основе текста. Обратите внимание на шрифт в примере: это не тощенький шрифт, а шрифт с широкими штрихами. Для примера можно привести шрифты Futuris Extra, Futuris XCTT, Futuris Press, Granite и аналогичные им. Подробнее о шрифтах, в том числе акцидентным, см. на нашем другом сайте http://newwik.bget.ru/index.php/rabota-so-shriftami/primenenie-shriftov/213-50-aktsidentnye-shrifty-dekorativnoe-nachertanie-bukv.

 Макетная группа с наложенной на текст фотографией

Рис. 269. Макетная группа с наложенной на текст фотографией

Такой способ связывания текста и фотографии можно применять при создании поздравительных открыток и т. д. Например, можно взять фотографию заснеженного леса и наложить на поздравительный текст. Такая макетная группа будет выглядеть очень красиво.

Примечание: популярное приложение Corel Painter 12 импортирует изображение в формате *.psd без потерь (или с небольшими потерями). Но данная программа не импортирует макетную группу — при импорте в Corel Painter 12 макетная группа распадается на составляющие слои. Поэтому перед импортом в Corel Painter 12 нужно сварить, то есть объединить слои макетной группы, созданной в приложении Adobe PhotoShop CS5.1.