07.01. Понятие слоя в приложении Adobe PhotoShop CS5.1

Категория: Adobe PhotoShop X5
Опубликовано 18.10.2011 16:57
Автор: Шитов В.Н.
Просмотров: 8304

Слой — это специальное понятие в приложении Adobe PhotoShop. Понятие слоя встречается не только в приложении Adobe PhotoShop, слои применяются и в других приложениях, например, в CorelDRAW. Но в каждом приложении слой понимается, хотя бы немного, но по-другому, хотя понятия и содержат много общих черт.

Если говорить на более понятном языке, слой — это картинка, расположенная на прозрачной кальке. На слое может не быть ничего (например, при его создании, и тогда слой полностью прозрачен). Каждый слой состоит из одного или нескольких каналов в зависимости от того или иного цветового режима, на основе которого создано изображение. В одном изображении может находиться несколько слоев. Число слоев не ограничено. Точнее, оно ограничено числом 8000 слоев, но очень сомнительно, что такое число слоев может быть кем-то достигнуто. Файл с таким количеством слоев, будет занимать, трудно даже сказать, какой немыслимо большой объем. Поэтому эта возможность, скорее, теоретическая, чем практическая. Это связано также с техническими возможностями самого компьютера. Для обработки изображения в Adobe PhotoShop требуется свободной памяти примерно в 10 раз больше, чем объем этого изображения. Поэтому если изображение будет слишком большим, то его будет трудно или вообще невозможно обработать. Слои можно перемещать относительно друг друга, перемещать вверх или вниз, добавлять новые слои, удалять ненужные слои, выключать и включать видимость слоев и т. д.

Понятие прозрачности понимается в слоях следующим образом: сколько бы ни было слоев, общая прозрачность всех слоев, то есть всего изображения в целом, от этого не изменяется. Если сравнивать слой с калькой, с прозрачной пленкой или со стеклом, то при наложении их друг на друга общая прозрачность изменяется, так как с каждым новым слоем стекла, пленки или кальки видимость ухудшается вследствие материальности этих объектов. При работе со слоями в приложении Adobe PhotoShop такого ограничения нет. Слой — это не материальный объект, а всего лишь абстрактное понятие, поэтому при наложении прозрачных слоев друг на друга изменить прозрачность или непрозрачность невозможно. Изменить эти параметры можно только по прямому указанию пользователя программы.

В качестве примера откройте изображение, хранящееся в файле Fish.psd (Рис. 258). Этот файл находится в папке C:\Program Files\Adobe\PhotoShop CS5\Samples.

Изображение с несколькими слоями 

Рис. 258. Изображение с несколькими слоями

Откройте палитру Layers (Слои). В открытом файле Fish.psd созданы 8 слоев. В палитре Layers (Слои) указаны они все. Порядок наложения слоев следует снизу вверх. Самым нижним слоем в данном изображении является слой Background (Задний план). Затем следуют 4 слоя с рыбками и на самом верху располагаются три слоя с различными завихрениями, призванными скрыть мелкие недостатки изображения. Самым верхним слоем является слой Bubbles.

В системную полосу самого изображения выводится необходимая информация по данному изображению: имя файла (Fish), его тип (psd), его масштаб просмотра (100%). Кроме этого, в круглых скобках выводится имя выделенного в палитре Layers(Слои) слоя. В данном случае это слой LiquifiedBubbles. Если выделено одновременно несколько слоев, то имена выделенных слоев на системную полосу не выводятся.

Для того чтобы выделить несколько смежных слоев в палитре Layers (Слои), нужно выделить один из слоев, находящихся на границе диапазона выделения, затем нажать на клавишу Shift и, не отпуская ее, щелкнуть мышью по слою, который является границей выделяемого диапазона с другой стороны. После этого отпустите мышь. Все слои, включая и пограничные в диапазоне слои, будут выделены.

Если нужно выделить несколько слоев, которые не являются смежными в палитре Layers (Слои), нужно выделить любой один из них, затем нажать на клавишу Ctrl и, не отпуская ее, щелкнуть мышью по остальным слоям несмежного диапазона. Клавиша Ctrl должна удерживаться все время, в которое Вы производите выделение несмежных слоев. После выделения последнего из них можно отпустить клавишу Ctrl.

В изображении Fish.psd открыты для просмотра все слои, так как в поле Indicates layer visibility (Индикатор видимости слоя), находящемся левее от имени слоя, находится пиктограмма открытого глаза (Бесплатный учебник Adobe PhotoShop 5 компьютерный дизайн растровая графика работа со слоями). Если щелкнуть по значку «глаза», то этот значок исчезнет, а слой, на котором он находится в палитре Layers (Слои), станет на изображении невидимым.

То, что слой становится невидимым, вовсе не означает, что он удаляется или исчезает из изображения. Девизуализация слоя сравнима с электрической лампочкой. Щелчок выключателя и лампочка выключена. Второй щелчок — лампочка включена. Со слоями ситуация такая же. В любой момент слой можно включить и отключить.

Если открыть все слои на изображении, а затем нажать и удерживать клавишу Alt и щелкнуть по значку глаза одного из слоев, то это будет сигналом для выключения видимости всех слоев, кроме этого. Если после этого опять нажать, и удерживать клавишу Alt и щелкнуть по значку глаза одного из слоев, то это будет сигналом для включения видимости всех выключенных перед этим слоев. Обращаем Ваше внимание на маленькую особенность этого приема: включаются не все выключенные слои вообще, а только те, которые были выключены перед этим с нажатием клавиши Alt. Рассмотрим это на примере файла Fish.psd. Допустим, у нас выключена видимость слоев 5 и 1. Мы нажимаем на клавишу Alt и щелкаем по значку глаза слоя 3. После этого будет отключена видимость всех слоев, кроме слоя 3. Если теперь нажать на клавишу Alt и щелкнуть по значку глаза на этом слое, то будет открыта видимость всех слоев, кроме слоев 5 и 1, так как именно они были невидимыми перед первым нажатием на клавишу Alt.

Если отключить все слои, кроме второго слоя снизу, то видимым будет только этот слой (Рис. 259). Рассмотрим этот слой более подробно.

Видим только слой PurpleFish 

Рис. 259. Видим только слой PurpleFish

На этом слое находятся семь рыбок. Если присмотреться внимательнее, то можно увидеть, что все эти рыбки на самом деле клонированы из одной, а затем у каждой из них были изменены размер и угол поворота. Это очень распространенный пример — из одного объекта клонировать много объектов, а затем немного изменить каждый объект: изменить размеры и угол поворота.

Все рыбки находятся на прозрачном фоне. Об этом говорит условное обозначение прозрачности — бело-серая шахматка. Прозрачность фона на каждом слое создает условия для многослойного изображения. Если бы каждый слой был непрозрачным всего на несколько процентов, как в случае с материальными объектами, то видимость каждого нижележащего слоя уменьшалась бы. С каждым новым слоем видимость бы ухудшалась, и размытость только бы увеличивалась.

При создании нового документа в программе пиксельной графики по умолчанию образуется один единственный слой, который называется Background (Задний план). Затем создаются следующие виды слоев:

Изобразительный слой (layer) — предназначен для рисования, редактирования изображения, перемещения на нем элементов изображения и т. д. Как правило, мы будем работать именно с этим типом слоя.

Заливочный слой (fill layer) — служит для создания слоя с цветовой, градиентной или декоративной заливкой и может маскироваться векторными формами.

Настраиваемый (adjustment layer) — служит для предварительной тоновой и цветовой коррекции нижележащих слоев без их фактического изменения.

Текстовый (text layer) — служит для размещения текстовой информации;

Искаженный текст (warped text) — служит для размещения искаженного текста;

Групповой (group layer) — предназначен для группирования нескольких слоев, с которыми можно выполнять однообразные действия, например, перемещение всех слоев группы вверх или вниз в стопке слоев на изображении.

Все слои отображаются в палитре Layers (Слои). Для перемещения по слоям нужно всего лишь выделить его в палитре Layers(Слои). Выделение производится нажатием левой клавиши мыши по имени слоя.

Теоретически можно выделять слой непосредственно на изображении элемента слоя инструментом Move (Перемещение) (Бесплатный учебник Adobe PhotoShop 5 компьютерный дизайн растровая графика работа со слоями), если на полосе Options (Параметры) установлен флажок Auto Select Layer (Автоматический выбор слоя). Но на практике сделать это довольно трудно, так как, например, на изображении Fish.psd рисунок настолько тонкий и мелкий, что выделить на его основе что-либо очень и очень сложно. Существует способ выделить слой из контекстного меню. Это более удачный способ выделения слоя на изображении, на котором находятся несколько слоев. Попробуйте этот метод на рисунке Fish.psd. При щелчке по любой точке изображения в контекстное меню слоев попадают только те слои, которые пересекаются непрозрачными пикселями в этой точке щелчка. Единственный слой, который полностью непрозрачен в любой точке этого изображения, это слой заднего плана Background. Все остальные слои расположены на прозрачных слоях, и их цветные пиксели занимают не всю площадь слоя. Поэтому, когда мы щелкаем по выбранной точке в изображении, мы попадаем по слою заднего плана и по тем слоям, цветные пиксели которых встречаются в точке щелчка. Выбор слоя производится щелчком левой клавиши мыши по имени этого слоя в контекстном меню. Щелчок по команде Select Similar Layers (Выбрать аналогичные слои) выделяет все слои данного типа в изображении.

Наиболее удобный способ для выделения слоев — воспользоваться палитрой Layers (Слои).