Хлебные крошки



06. РАБОТА С КАНАЛАМИ

6.1. Понятие каналов в приложении Adobe PhotoShop CS5.1

Прежде, чем приступить к изучению каналов, необходимо разобраться с самим понятием канала. Каждый канал представляет одну составляющую цветовой модели. Каждое пиксельное изображение представляет собой набор каналов, число которых соответствует числу составляющих цветовой модели. Если исходить из этого определения, то получается, что в зависимости от цветовой модели изображения, число каналов в каждом изображении различно. И это действительно так. Например, в цветовой модели RGB только три канала, по одному на каждый основополагающий цвет — Красный, Зеленый и Синий. В цветовых моделях HSB и Lab тоже по три канала (H, S, B и L, a, b). А в цветовой модели CMYK четыре канала, по числу основополагающих цветов — Голубой, Пурпурный, Желтый и Черный. В изображении, основанном на цветовой модели Grayscale (Градации серого) всего один канал. По одному каналу имеют также Bitmap (Битовый формат), Duotone (Дуплексы) и изображения с Indexed Color (Индексированные цвета).

Все эти каналы называются цветовыми. Они предназначены для хранения цветовых параметров каждого изображения. Цветовые каналы создаются автоматически при создании изображения согласно выбранной цветовой модели. Все изменения на изображении немедленно фиксируются в соответствующих цветовых каналах.

Каждый канал можно представить себе как тонкую, полностью прозрачную кальку, налагаемую друг на друга, с определенными параметрами, в результате чего получается полноцветное изображение. Каждый канал можно отключать и делать невидимым. С каждым каналом можно работать самостоятельно и независимо от других каналов в этой же цветовой модели.

Кроме основных цветовых каналов в приложении Adobe PhotoShop CS5.1 можно создавать дополнительные каналы. Общее число каналов не может быть больше 24. Дополнительные каналы называются альфа-каналами (alpha channels). Каждой точке каждого канала соответствует 8 бит данных, или на каждый пиксель каждого канала (за исключением черно-белого штрихового изображения) отводится по одному байту. Отсюда можно сделать вывод, при работе с изображением не рекомендуется создавать много альфа-каналов, так как это ведет к увеличению объемов файла. Подробнее об альфа-каналах будет рассказано в следующем разделе.

Для работы с каналами предусмотрена специальная палитра Channels (Каналы). Для включения или выключения каждой строки в палитре Channels (Каналы) имеется специальный значок в виде открытого глаза (). Этот значок располагается в специальном поле, которое расположено в левой части каждого канала или режима. Наличие этого значка говорит о том, что данный канал или режим включен и видим. Отсутствие значка «глаза» говорит о том, что данный канал или режим выключен и его не видно на изображении. Одновременно все цветовые каналы и режим отключить невозможно, так как хотя бы один канал обязательно останется включенным и активным.

В палитре Channels (Каналы) создается по умолчанию столько каналов, сколько их имеется в данной цветовой модели, на основе которой создается изображение +1. Этот дополнительный канал называется совмещенным каналом. Этот канал, который мы назвали +1, является общим полноцветным режимом, который объединяет все входящие в этот режим каналы и который мы видим в конечном результате на изображении. Совмещенный канал отображается только тогда, когда все цветовые каналы являются видимыми. При включении пиктограммы глаза () у совмещенного канала все остальные цветовые каналы также автоматически включаются. При выключении видимости хотя бы у одного канала, видимость совмещенного канала также отключается, так как это нарушает его целостность и неделимость.

Подробнее о работе с палитрой Channels(Каналы) см. раздел 4.7 «Палитра Channels (Каналы)».

Исключением из этого правила добавления одного совмещенного канала являются два цветовых режима — Grayscale (Градации серого) и Indexed Color (Индексированные цвета). В этих моделях всего один канал, поэтому этот единственный канал в любом случае будет являться совмещенным. При работе с этими моделями просто нет смысла создавать копию этого же единственного канала.

По умолчанию каждый отдельный канал отражается красками серых цветов. Поэтому при работе с отдельным каналом у начинающих пользователей этой программы иногда возникает чувство недоумения по этому поводу. Например, пользователь работает с каналом красного цвета. Какого оттенка должны быть цвета в этом канале? Конечно же, красного! Но по умолчанию цвета показываются не красных (или не зеленых, не синих и не других тонов), а полутоновых, то есть в градациях серых тонов. Скажем сразу, что ничего особенного в этом нет. Каждой точке каждого канала соответствует 8 бит данных, то есть 256 значений яркости — от 0, что означает чистый черный цвет до 255, что означает чистый белый цвет. Поэтому каждый канал является отдельным полутоновым изображением. Если все-таки серые цвета Вас раздражают или Вы не понимаете их назначения, то Вы можете организовать вывод каждого канала в привычном цвете. Для этого необходимо выполнить команду Edit (Редактирование) → Preferences (Установки) → Interface (Интерфейс). В открывшемся диалоговом окне Preferences (Установки) на вкладке Interface (Интерфейс) установите флажок в индикаторе Show Channels in Color (Показать каналы в цвете). Нажмите на кнопку ОК. После этого каждый канал и на пиктограмме в палитре Channels (Каналы), и на самом изображении, при работе с отдельными каналами будет окрашен соответствующим цветом, то есть при работе с красным каналом на изображении, будут присутствовать только красные тона (в модели RGB), а при работе с желтым каналом — желтые тона (в модели CMYK), а не серые. Хотя в дальнейшем Вы сами поймете, что никакой разницы, в общем-то, нет. Поэтому во многих учебниках настаивают на том, что, несмотря на то, что приложением Adobe PhotoShop CS5.1 предоставляется возможность работы с родным цветом каждого канала, необходимо отключать опцию Show Channels in Color (Показать каналы в цвете). Во многих учебниках даже не рассматривают возможность установки флажка в индикаторе Color Channels in Color (Цветовые каналы в цвете).

Примечание: скажем по личному опыту, что лучше всего все-таки работать с серыми тонами.

Лично для нас нет никакой разницы ни при работе с серыми тонами, ни с цветовыми тонами. Оба этих варианта цветового решения могут быть полезны в самых различных ситуациях, о которых можно даже не подозревать (например, при выделении очень сложной фигуры, насыщенной самыми различными цветовыми оттенками, с помощью инструмента Magic Wand (Волшебная палочка) ()). Попытка выделить такую фигуру в обычном цветовом диапазоне может быть или очень сложной, или в принципе невозможной. Если фигура имеет очень сложный цветовой диапазон, то можно вообще отказаться от цвета и попробовать выделить фигуру в одном из каналов в градациях серого цвета.

По мнению многих специалистов красный цвет в канале Red (Красный) режима RGB может, например, раздражать, если работать с ним часами. Хотя у каждого человека свое цветоощущение и раздражимость цветом. Многие пользователи также считают, что яркие цвета в отдельных каналах отвлекают от реального представления цвета на изображении.

6.2. Создание альфа-каналов

Дополнительные каналы называются альфа-каналами. Всего на изображении могут находиться до 24 альфа-каналов. Прежде всего, сразу определимся, для чего могут потребоваться альфа-каналы. Они нужны для хранения выделений на изображении. Например, создали Вы выделение. Проработали с ним. Затем пришлось выполнить операцию вне этого выделения. Затем снова пришлось вернуться к предыдущему выделению. Но сделать этого невозможно в принципе: нельзя с точностью до 1 пикселя выделить два раза одно и то же. Как бы Вы не выделяли, это выделение будет хотя бы немного, но другое. Поэтому создав сложное выделение, его можно сохранить в альфа-канале, а затем использовать это выделение не только в этом изображении, но и во всех изображениях.

Для создания альфа-канала нужно выполнить команду New Channel (Новый канал) из меню палитры Channels (Каналы). После выполнения этой команды открывается диалоговое окно с таким же наименованием (Рис. 251). Это диалоговое окно очень похоже на другое диалоговое окно Channel Options (Параметры канала), которое мы изучали в разделе 4.7 «Окно Channels (Каналы)». Единственным отличием окна New Channel (Новый канал) от окна Channel Options (Параметры канала) является то, что в нем нет параметра Spot Color (Плашечный цвет). Напоминаем, что команда Channel Options (Параметры канала) доступна только для дополнительных каналов.

 Создание нового канала

Рис. 251. Создание нового канала

Группа переключателей Color Indicates (Показывать цветом) определяет выбор области, которая отображается цветом:

  • при установке флажка в переключателе Masked Areas (Маскированные области) в альфа-канале выбранным цветом отображается вся защищенная область изображения. Это положение переключателя установлено по умолчанию.
  • при установке флажка в переключателе Selected Areas (Выделенные области) в альфа-канале выбранным цветом отображается только выделенная область.

По умолчанию канал создается с маской красного цвета и с непрозрачностью в 50%. Для изменения цвета нужно щелкнуть по полю Color (Цвет). При этом будет открыто диалоговое окно Color Picker (Палитра цветов), в котором можно выбрать цвет из предлагаемой палитры. Для замены уровня непрозрачности необходимо дважды щелкнуть левой клавишей мыши по числовому значению в поле Opacity (Непрозрачность) и затем ввести требуемое числовое значение непрозрачности.

Для создания альфа-канала в палитре Channels (Каналы) можно использовать кнопку Create new channel (Создает новый канал) (), расположенную в нижней части этого окна. При нажатии на эту кнопку создается новый альфа-канал с очередным порядковым номером в конце списка каналов. При создании нового альфа-канала с помощью кнопки применяются установки, заданные по умолчанию.

Мы рассмотрели возможность создания нового альфа-канала для всего изображения. Но часто нам нужно сохранить не все изображение, а только часть этого изображения (например, выделенную область). В этом случае создается альфа-канал для этой выделенной области. Это очень удобно, так как некоторые изображения с очень богатым цветовым диапазоном требуют много времени для выделения. Чтобы иметь возможность запомнить область выделения можно предложить путь создания альфа-канала.

Чтобы создать альфа-канал из выделенной области необходимо сначала выделить эту область. После этого необходимо выполнить команду Select (Выделение) → Save Selection (Сохранить выделение) из основного меню. После выполнения этой команды будет открыто диалоговое окно Save Selection (Сохранить выделенную область) (Рис. 252).

 Диалоговое окно Save Selection (Сохранить выделенную область)

Рис. 252. Диалоговое окно Save Selection (Сохранить выделенную область)

На панели Destination(Назначение) находятся три параметра:

В раскрывающемся списке Document (Документ) выбирается вариант сохранения документа. Здесь первоначально предлагаются два варианта — имя активного документа и вариант New (Новый). Если Вы хотите сохранить создаваемый альфа-канал в текущем документе, то выбирается имя текущего документа. Если альфа-канал предполагается сохранить в новом документе, то выбирается вариант New (Новый). При выборе варианта New (Новый) автоматически создается новый документ с параметрами того документа, в котором создано выделение: размеры, разрешение, фоновый цвет, глубина цвета. Имя нового файла: Untitled, дефис (-) и очередной порядковый номер, начиная с 1 (например, Untitled-1). А вот с цветовой моделью происходят метаморфозы: создается мультиканальное изображение с единственным альфа-каналом, к которому затем можно добавлять другие альфа-каналы. Такое изображение можно использовать как «склад» альфа-каналов с выделениями. Затем эти альфа-каналы можно использовать с любыми другими изображениями. Если в ходе работы над изображением Вы уже использовали вариант New (Новый) и пытаетесь еще раз создать другой альфа-канал, то в списке Document (Документ) будут уже не два варианта создания нового канала, а три. То есть к двум исходным будет добавляться имя созданного ранее документа. Если Вы создали не один файл с альфа-каналами, а несколько, то все они окажутся в списке Document (Документ) в дополнение к двум основным вариантам сохранения выделенной области.

Раскрывающийся список Channel (Канал) предназначен для выбора одного из имеющихся в списке Document (Документ) альфа-каналов. Если таких каналов несколько, то перечисляются имена всех этих каналов. Если выбран вариант New (Новый), то создается новый альфа-канал. В этом случае становится доступным поле Name (Имя) для присвоения имени новому каналу. Первоначально в новом документе нет ни одного канала, но если Вы после создания нового документа с одним альфа-каналом попытаетесь создать в этом файле еще один канал, то в списке Channel (Канал) будут и имена ранее созданных альфа-каналов. Процесс создания альфа-каналов выделенных областей в новом файле ничем не отличается от процесса создания нового файла для каналов по всему изображению. И это правильно, так как пользователь должен пользоваться одними и теми же принципами.

В поле Name (Имя) записывается имя нового альфа-канала, если это поле доступно. А доступно это поле только в том случае, если Вы создаете новый канал, то есть поле доступно только в том случае, когда это действительно нужно.

Если в списке Channel (Канал) выбран вариант New (Новый), то доступно только положение переключателя New Channel (Новый канал). Если в списке Channel (Канал) выбирается имя одного из существующих альфа-каналов, то в переключателе Operation (Операция) доступно то становятся доступными все четыре положения переключателя, при этом первое положение переключателя меняет свое наименование на Replace Channel (Заменить канал). Положения переключателя Operation (Операция) имеют следующее назначение:

  • Replace Channel (Заменить канал) — производит полную замену старой маски на новую;
  • Add to Channel (Сложение с каналом) — производит объединение выделенных областей в одну маску;
  • Subtract from Channel (Вычитание из канала) — остается только та часть маски, которая не пересекается с вносимой выделенной областью;
  • Intersect with Channel (Пересечение с каналом) — остается только часть маски, которая пересекается с вносимой выделенной областью.

После определения всех параметров нового канала, нажмите на кнопку ОК для возврата в палитру Channel (Канал).

Для сохранения выделенной области с параметрами по умолчанию в палитре Channel (Канал) предусмотрена кнопка Save selection as channel (Сохранить выделенную область в новом канале) (), расположенная в нижней части палитры Channels (Каналы).

Если имеется возможность сохранять выделенную область, то должна иметься и возможность загрузки этой сохраненной области. Для загрузки сохраненной области применяется команда Select (Выделение) → Load Selection (Загрузить выделенную область) из основного меню. После выполнения этой команды открывается одноименное диалоговое окно (Рис. 253).

 Загрузка выделения

Рис. 253. Загрузка выделения

На панели Source (Источник) находятся три параметра:

В раскрывающемся списке Document (Документ) предлагаются источники, из которых можно загрузить канал. Источниками могут быть открытые файлы. Если при сохранении нового альфа-канала Вы не создавали нового документа, то в этом списке будет только одно значение, а именно — имя активного документа. Если при сохранении альфа-канала Вы создавали один или несколько новых документов, то все они появятся в этом списке наряду с основным исходным документом, но, конечно, при условии, что эти новые документы будут предварительно открыты.

В раскрывающемся списке Channel (Канал) отображается перечень альфа-каналов из выбранного файла в списке Document (Документ).

Установка флажка в индикаторе Invert (Инверсия) приводит к инверсии выделенной области, то есть выделенная и невыделенная области меняются местами.

На панели Operation (Операция) находятся переключатели, которые определяют правила поведения выделенной области в альфа-канале при взаимодействии с другой выделенной областью. Всего переключателей четыре, так как в приложении Adobe PhotoShop CS5.1 всегда имеется только четыре способа такого взаимодействия:

  • New selection (Новая выделенная область) — выделенная область меняется на новую область;
  • Add to Selection (Добавить к выделенной области) — производится объединение выделенных областей в одну маску;
  • Subtract from Selection (Вычесть из выделенной области) — остается только та часть маски, которая не пересекается с вносимой выделенной областью;
  • Intersect with selection (Пересечение с выделенной областью) — остается только та часть маски, которая пересекается с вносимой выделенной областью.

Для загрузки выделенной области предусмотрена кнопка Load channel as selection (Загрузить содержимое канала как выделенную область) (), расположенная в нижней части палитры Channels (Каналы).

Каждое изображение можно разделить по каналам на отдельные изображения. С каждым из этих изображений можно работать самостоятельно. Для разделения изображения на каналы необходимо выполнить команду Split Channels (Разделить каналы) из меню команд палитры Channels (Каналы).

Правда, здесь есть одно ограничение: изображение должно состоять из одного слоя. Если в изображении находятся несколько слоев, то данная команда недоступна. О работе со слоями смотри в главе 7 «Работа со слоями». Для того чтобы все-таки разделить изображение на каналы при наличии нескольких слоев, необходимо предварительно свести слои в один. Это можно выполнить, например, командой Flatten Image (Выполнить сведение) из меню палитры Layers (Слои). Другой способ объединения слоев: выполнить команду Layer (Слой) → Flatten Image (Выполнить сведение) из основного меню.

После выполнения команды Split Channels (Разделить каналы) никаких диалоговых окон не выводится, исходное изображение закрывается, но вместо одного исходного изображения появляется столько самостоятельных изображений, сколько каналов было в исходном изображении.

Рассмотрим это на примерах. Допустим, у нас имеется изображение, созданное в режиме RGB. В этом изображении мы создали два альфа-канала. В итоге мы получили пять каналов. Если мы выполним команду Split Channels (Разделить каналы), то мы получим пять самостоятельных изображений. По основным цветовым каналам будет создано три канала, в каждом из которых появятся суффикс имени канала с символом подчеркивания (_R, _G, _B) и два изображения по альфа-каналам, причем суффикс каждого из них будет образован не от имени этих каналов, а по номерам, продолжающим нумерацию новых изображений. В нашем случае это будет _4 и _5.

В каждом изображении по каждому каналу будет окраска только в градациях серых тонов. Это следует запомнить. Серые тона в этих изображениях будут независимо от того, устанавливали мы флажок или нет в индикаторе Show Channels in Color (Показывать каналы в цвете) в диалоговом окне Preferences (Установки) на вкладке Interface (Интерфейс). Напоминаем, это окно открывается после выполнения команды Edit (Редактирование) → Preferences (Установки) → Interface (Интерфейс).

Если Вы устанавливали флажок в этом индикаторе, то при работе с исходным изображением каналы будут отражаться в родном цвете. При разделении каналов они выводятся в серых тонах. Давайте вспомним, что когда мы ранее изучали правила установки флажка в индикаторе Show Channels in Color (Показывать каналы в цвете), то говорили, что обычно рекомендуется этот флажок сбрасывать, так как его практическое значение невысоко. И вот дополнительный аргумент для этого.

Следует сделать очень важное замечание: все изменения, которые были сделаны после последнего сохранения документа, попадают в разделенные документы, но будут потеряны в исходном документе. Например, если в исходном документе Вы создали несколько альфа-каналов и затем произвели разделение каналов без сохранения исходного изображения, то при открытии исходного документа Вы этих каналов не найдете, так как сохранения не было. Поэтому перед разделением каналов необходимо сначала сохранить исходный документ и только затем производить разделение каналов.

Созданные изображения по отдельным каналам располагаются по умолчанию каскадом.

Работа с каждым документом по разделенным каналам производится так же, как и работа с любым самостоятельным изображением.

Для объединения каналов, разделенных на отдельные изображения необходимо выполнить команду Merge Channels (Объединить каналы) из меню команд Channels (Каналы). Эта команда доступна только в том случае, если каналы разделялись по отдельным изображениям. Если каналы не разделялись, то команда недоступна, так как объединять нечего.

Объединяемые изображения должны быть полутоновыми и иметь абсолютно одинаковый размер. Это очень важное ограничение. Так как каждое изображение после разделения становится самостоятельным, то вполне возможно изменение размера любого изображения. Это тупиковый путь, так как это становится препятствием для дальнейшего объединения каналов.

После выполнения команды Merge Channels (Объединить каналы) открывается диалоговое окно Merge Channels (Объединить каналы). В этом диалоговом окне всего два параметра:

  • Mode (Режим) — раскрывающийся список предлагает варианты режима нового объединенного изображения. В этом списке имеются следующие режимы: RGB, CMYK, Lab и Multichannel (Многоканальный);
  • Channels (Каналы) — отображается число каналов, равное числу открытых документов, которые соответствуют условиям объединения каналов. В этом поле можно задавать число объединяемых каналов.

Если перед разделением каналов на отдельные изображения исходное изображение существовало, например, в режиме Grayscale (Оттенки серого) и в нем создавались альфа-каналы, то и такие каналы можно разделить на отдельные изображения. Потом такие разделенные по изображениям каналы можно объединить в режиме Multichannel (Многоканальный). Остальные режимы при этом будут недоступными.

В зависимости от того, какой режим был выбран в диалоговом окне Merge Channels (Объединить каналы), открывается следующее диалоговое окно. Это может быть одно из следующих окон:

  • Merge RGB Channels (Объединить каналы RGB);
  • Merge CMYK Channels (Объединить каналы CMYK Каналов);
  • Merge Lab Channels (Объединить каналы Lab Каналов);
  • Merge Multichannel (Объединить многоканальные данные).

Для каждого элемента выбранного цветового режима предлагается список доступных исходных документов, которые соответствуют условиям объединения. Если Вы не меняли имена изображений с отдельными каналами, то можно согласиться с предложенными соответствиями цветовых каналов указанным документам или изменить их.

Нажатие на кнопку Mode (Режим) возвращает программу в окно Merge Channels (Объединить каналы).

Особо стоит остановиться на слиянии каналов в диалоговом окне Merge Multichannel (Объединение Мультиканала). Вместо кнопки ОК здесь имеется кнопка Next (Следующий), нажатие на которую вызывает следующий сливаемый канал, и после выбора последнего канала кнопка Next (Следующий) меняет свое наименование на ОК.

При слиянии каналов в одно изображение имя этого нового изображения устанавливается по умолчанию Untitled-1 (Без имени-1) и т. д. Это очень важно запомнить. Когда каналы существовали отдельно в отдельном изображении, они имели имя то же, что и исходный файл, а когда сливаются, то получают новое имя. Действительно, давать этому объединенному изображению имя, которое было ранее, нельзя, так как под этим именем существует изображение, которое было создано до разделения каналов. Ведь разделение каналов необходимо для того, чтобы произвести какие-то изменения, т.е. создается совершенно другое изображение. Поэтому и имя у этого изображения должно быть другое, которое Вы определяете сами.

Имя по умолчанию Untitled-1 (Без имени-1) присваивается всему набору объединяемых каналов, а не каждому каналу отдельно. Изображения, существовавшие в отдельных разделенных каналах, прекращают свое существование.

Может показаться странной сама идея: сначала разделить изображение по каналам, а затем снова эти же каналы сложить и вернуться к исходному изображению. Ничего подобного! Давайте вспомним, как изображение делится на каналы? Оно делится так, в какой последовательности расположены каналы: R, G, B. Если каналы затем сложить в этой же последовательности, то ничего интересного и не произойдет. А если сложить в другой последовательности? Например, в последовательности B, R, G или, например, B, G, R. А вот тут нас и поджидают необыкновенные чудеса: цвета на изображении вдруг неожиданно накладываются совершенно по-другому. Наверняка Вы видели изображения с волшебными цветами. Возможно, такие изображения созданы с помощью сложения каналов в другой последовательности. Кроме того, можно разделить изображение по каналам в модели RGB, а сложить новое изображение в модели Lab или создать мультиканальное изображение из двух зеленых и одного синего канала, а красный канал вообще не использовать.

Примечание: набор взаимозаменяемых моделей в приложении Adobe PhotoShop не очень велико. А вот в приложении Corel Paint Shop Pro X4 этот набор намного богаче. Обыкновенные фотографии вдруг как по волшебству превращаются в такое чудо, что невозможно даже себе представить такие комбинации цветов и такие неожиданные раскраски. Более того, можно получить изображения в серых тонах, на котором только одна деталь остается цветной.

Для работы не с самим каналом, а с его копией, используется команда Duplicate Channel (Создать дубликат канала) из меню палитры Channels (Каналы). Может показаться странным — зачем создавать копию канала, если имеется изображение самого канала. Копия канала создается для фиксации какого-то предстартового состояния или для подготовки к математической обработке канала. В случае, если Ваши действия с каналом оказались ошибочными или неудачными, всегда можно вернуться к исходному состоянию, а неудавшееся изображение, полученное в канале, можно удалить. Если Ваши действия с копией канала оказались удачными, то можно или выключить канал с предыдущим состоянием или вообще удалить. Хотя удаление канала лучше всего производить в самом конце работы над изображением.

Дублировать каналы можно любые, как основные, так и альфа-каналы. Забегая вперед, скажем, что можно дублировать и временные каналы, которые мы будем изучать в следующем разделе.

Эта команда доступна только в том случае, если выделен всего один канал. Если выделено несколько каналов, то эта команда недоступна. Выделение нескольких каналов одновременно возможно в случае, если выделен сводный канал (например, RGB, CMYK, или Lab). Выделение одного канала делает остальные каналы данного режима невидимыми. Потом Вы можете включить видимость еще одного или двух каналов (RGB или Lab); одного, двух или трех каналов (CMYK). Можно включить видимость всех основных каналов, но при этом должен быть выделен именно один из основных, альфа-каналов или временных каналов, но ни в коем случае не сводный канал. Как только Вы выделяете сводный канал, то одновременно выделяются сразу все основные цветовые каналы, и команда Duplicate Channel (Создать дубликат канала) из меню палитры Channels (Каналы) становится недоступной. Если у Вас включена видимость, например, двух каналов, то выделенным может быть только один канал и команда Duplicate Channel (Создать дубликат канала) доступна. Эти нюансы пришлось так подробно объяснять, так как обычно их не описывают и начинающему пользователю может быть трудно разобраться в этих тонкостях, как нам когда-то.

Все эти ограничения относятся только к команде Duplicate Channel (Копировать канал) из меню палитры Channels (Каналы).

Существует другой способ копирования канала — с помощью команды Duplicate Channel (Создать дубликат канала) из контекстного меню. Чтобы открыть контекстное меню, нужно щелкнуть правой клавишей мыши по имени того канала, для которого Вы собираетесь создавать копию. Этот вариант команды более простой, и не требуется выделять какой-либо канал отдельно. При вызове контекстного меню канала программа и так знает, что Вы обращаетесь к этому каналу, а не к другому. Поэтому в этом случае не нужно предварительно выключать видимость или выделение сводного канала, что значительно упрощает выполнение этой команды.

После выполнения команды на экран выводится диалоговое окно Duplicate Channel (Создать дубликат канала).

В параметре Duplicate (Создать дубликат) выводится имя копируемого канала. Это чисто информативный параметр, изменить который невозможно. Единственное его назначение — информировать Вас о том, какой же канал дублируется. В поле As (Как) указывается имя копируемого канала, и предоставляется возможность пользователю изменить имя копируемого канала. По умолчанию предлагается два варианта имени:

Если в раскрывающемся списке Document (Документ) выбрано имя текущего изображения, то для копии канала к имени исходного канала прибавляется слово copy (копия);

Если в раскрывающемся списке Document (Документ) выбрано значение New (Новый), то имя копии предлагается Alpha (Альфа) с очередным номером, например, Alpha 1 (Альфа 1).

Принятое имя канала всегда можно изменить, поэтому Вы всегда можете соглашаться с именами по умолчанию.

На панели Destination (Назначение) находятся три параметра. В раскрывающемся списке Document (Документ) можно выбрать имя активного документа или значение New (Новый). Если Вы выбираете имя активного документа, то дублируемый канал сохраняется в активном документе и поле Name (Имя) недоступно. При выборе варианта New (Новый) канал сохраняется в новом документе, которому необходимо присвоить имя или принять предлагаемое программой автоматически. В этом случае создается новый документ с единственным каналом.

Здесь особо следует остановиться на следующем вопросе. Если у Вас при создании копии канала открыто несколько изображений, то программа не показывает их как вариант расположения копии канала при выборе варианта New (Новый). Если Вы уже выбирали вариант New (Новый), создали новый файл с каким-то именем и скопировали туда один канал, но собираетесь создать еще одну копию канала и откроете список Document (Документ), то увидите там уже не два значения, а три. В качестве третьего варианта сохранения копии канала Вам будет предложено имя файла с копией канала. Если Вы решите сохранить в этом созданном новом файле еще одну копию канала, то в нем будет уже не один канал, а два.

Если, создав новый файл с одним каналом, Вы опять выберете вариант New (Новый), то в списке Document (Документ) будут уже не три варианта, а четыре: два новых файла с одним каналом в каждом из них, исходное имя файла и вариант New (Новый). Этот пример можно продолжать до бесконечности, но принцип создания списка Document (Документ) будет тот же: кроме двух изначальных вариантов, в нем будут присутствовать имена созданных Вами файлов с копиями каналов.

Если альфа-канал сохраняется с маской, то в момент сохранения можно инвертировать маскируемую и немаскируемую области, для этого нужно установить флажок в индикаторе Invert (Инверсия).

Можно отметить, что копируемый канал независимо от того, где Вы его сохраняете (в этом же изображении или в новом изображении), всегда сохраняется только в градациях серого цвета. Градации серого цвета будут даже в том случае, если Вы предварительно выполнили команду Edit (Редактирование) → Preferences (Установки) → Interface (Интерфейс) и установили флажок в индикаторе Show Channels in Color (Показать каналы в цвете). В этом случае в цвете будут показаны только основные цветовые каналы, а не их дубли. Следует помнить, что все новые каналы являются не основными цветовыми каналами, а альфа-каналами. Поэтому при создании копии даже основного цветового канала мы можем создавать только альфа-канал.

Создание копии канала можно осуществить и без открытия диалогового окна Duplicate Channel (Создать дубликат канала). Для этого нужно подхватить канал, копию которого Вы хотите создать и, не отпуская, оттранспортировать его на кнопку Create new channel (Создать новый канал) (). Указатель мыши при этом сначала будет иметь вид открытой ладошки (). При захвате канала указатель мыши будет представлять собой закрытую ладошку в виде кулачка (), этим показывается, что захват канала произошел. После пересечения границы последнего канала указатель изменит свой внешний вид и станет представлять значок зачеркнутого круга (). При этом визуально будет перемещаться только рамка этого канала. Подтащите канал на указанный значок так, чтобы указатель мыши оказался над этим значком. Здесь произойдут два события: во-первых, кнопка Create new channel (Создать новый канал) будет выделена (), а во-вторых, указатель мыши опять примет вид закрытой ладошки (). Как только Вы отпустите мышь, создастся копия канала, который Вы перетаскивали. Ограничениями здесь будут: имя по умолчанию и копия того, что создается в этом же изображении. Но, согласитесь, это небольшая плата за скорость.

При создании копии канала в новом файле изображение создается в режиме Multichannel (Многоканальный).

Для создания нового канала точки предназначена команда New Spot Channel (Новый плашечный канал). Другой способ создания нового канала точки — щелчок по кнопке Create new channel (Создать новый канал) () с нажатой клавишей Ctrl.

Этот канал имеет другие наименования: канал точки, канал технологического цвета. Каждый канал технологического цвета выводится на отдельную печатную форму, позволяет хранить и отображать цвета в одной из доступных цветовых библиотек.

В диалоговом окне New Spot Channel (Новый плашечный канал) задаются следующие параметры:

  • Name (Имя) — имя нового плашечного канала. По умолчанию предлагается имя Spot Color 1 (Плашка 1) с очередным номером;
  • Color (Цвет) — при щелчке на цветовое поле этого параметра вызывается диалоговое окно Color Picker (Палитра цветов), из которого можно перейти в Custom Colors (Заказные цвета);
  • Solidity (Плотность) — определяет непрозрачность цвета. Может принимать значения от нуля до 100%.

Можно не только создавать новые плашечные каналы. В плашечный канал может быть преобразован любой альфа-канал.

Для преобразования альфа-канала в плашечный канал нужно выделить этот альфа-канал и выполнить команду Channel Options (Параметры канала). В открывшемся одноименном диалоговом окне нужно установить переключатель Color Indicates (Показывать цветом) в положение Spot Color (Плашечный цвет).

Если выделен не альфа-канал, а канал точки, то при выполнении команды Channel Options (Параметры канала) открывается диалоговое окно Spot Color Options (Параметры плашечного канала). Это диалоговое окно имеет те же опции, что и диалоговое окно New Spot Channel (Новый плашечный канал).

Если изображение, хранящееся в плашечном канале, необходимо использовать не на отдельном оттиске, а на общей распечатке, то необходимо произвести слияние этого канала с основными цветовыми каналами данного активного изображения. Для этого необходимо выполнить команду Merge Spot Channel (Объединить с базовыми каналами) меню палитры Channels (Каналы). При этом цвета плашечного канала будут распределены по основным цветовым каналам, а сам плашечный канал будет удален.

При слиянии плашечного канала с основными цветовыми каналами происходит слияние всех слоев в один (о слоях см. в главе 7 «Работа со слоями»). При этом если слоев несколько, то выдается запрос о разрешении слияния слоев и правилах слияния. Если пользователь нажимает кнопку Cancel (Отменить) в этом запросе, то не производится ни слияние каналов, ни слияние слоев. Если нажимается кнопка ОК, то производится слияние и слоев, и указанных каналов. При этом видимые слои (у которых включен значок глаза ()) сливаются в один, а невидимые слои (у которых выключен значок глаза) — удаляются. Это очень опасный процесс, поэтому необходимо, прежде всего, разобраться со слоями в данном изображении.

Канал можно выделить. Для этого нужно выполнить одно из следующих действий:

Нажать на клавишу Ctrl и щелкнуть по выделяемому каналу. Указатель мыши при этом принимает следующий вид ();

Подхватите выделяемый канал и наведите его на кнопку Load channel as selection (Загрузить содержимое канала как выделенную область) (). Как только канал начнет перемещаться, то указатель мыши изменит свой внешний вид сначала на (), а затем на (). При наведении на кнопку () он снова примет вид (). Это сигнал к тому, что мышь можно отпустить. После этого на изображении цвета канала будут выделены.

6.3. Создание временного канала

Временный канал и альфа-канал — совершенно разные вещи. В предыдущем разделе мы изучили, что вариантов альфа-каналов может быть множество. Но, тем не менее, именно пользователь создает альфа-каналы и определяет их параметры. Временный канал создается без участия пользователя как ответ на некоторые действия самого пользователя.

Рассмотрим создание временного канала на небольшом примере. На изображении мы выделили фрагмент инструментом выделения Rectangular Marquee (Прямоугольная область) (). Обратите внимание на палитру Channels (Каналы): в этом окне находятся только основные цветовые каналы и один сводный — всего четыре канала. Никаких других каналов в этом окне нет. После этого на палитре Tools (Инструменты) была нажата кнопка Edit in Quick Mask Mode (Редактирование в режиме «Быстрая маска») (). Обратите внимание — в палитре Channels (Каналы) появился новый канал Quick Mask (Быстрая маска). Если теперь Вы просмотрите и проанализируете наши действия, то увидите, что мы вручную никаких каналов в этом окне не создавали — канал возник автоматически при создании быстрой маски (Рис. 254).

О назначении и принципах работы с масками будет рассказано в главе 10 «Работа с масками». В этом разделе мы только изучим саму возможность создания временного канала в палитре Channels (Каналы).

Создание временного канала 

Рис. 254. Создание временного канала

Обращаем Ваше особое внимание на отличие временного канала от всех остальных: и основные цветовые каналы, и альфа-каналы записаны в палитре Channels (Каналы) без применения стилей начертания. Временный же канал обозначен курсивным начертанием.

По умолчанию маска красного цвета. При желании цвет маски можно изменить. Для этого нужно выполнить двойной щелчок левой клавишей мыши либо по кнопке Edit in Quick Mask Mode (Редактирование в режиме «Быстрая маска») () на инструментальной панели Tools (Инструменты), либо по имени временного канала в палитре Channels (Каналы). Второй способ предпочтительнее, так как щелчок по кнопке Edit in Quick Mask Mode (Редактирование в режиме «Быстрая маска») может сбросить «Быструю маску». После этого откроется диалоговое окно Quick Mask Options (Параметры быстрой маски).

Группа переключателей Color Indicates (Показывать цветом) определяет выбор области, которая отображается цветом:

  • при установке флажка в переключателе Masked Areas (Маскированные области) во временном канале выбранным цветом отображается вся защищенная область изображения. Это положение переключателя установлено по умолчанию;
  • при установке флажка в переключателе Selected Areas (Выделенные области) во временном канале выбранным цветом отображается только выделенная область.

По умолчанию канал Быстрой маски создается с маской красного цвета и с непрозрачностью в 50%. Для изменения цвета нужно щелкнуть по полю Color (Цвет). При этом будет открыто диалоговое окно Color Picker (Палитра цветов), в котором можно выбрать цвет из предлагаемой палитры. Для замены уровня непрозрачности необходимо дважды щелкнуть левой клавишей мыши по числовому значению в поле Opacity (Непрозрачность) и затем ввести требуемое числовое значение.

Временный канал создается в последней строке внизу. Временный канал не перемещается относительно альфа-каналов и не изменяет своего местоположения. Альфа-каналы также не меняют своего местоположения относительно временного канала.

После выхода из режима Quick Mask (Быстрая маска), временный канал удаляется автоматически. Чтобы сохранить область выделения, ее нужно преобразовать в альфа-канал. Но, прежде чем мы приступим к сохранению, давайте посмотрим на кнопку Save selection as channel (Сохранить выделенную область в новом канале) (), находящуюся в нижней части палитры Channels (Каналы). Подведите к этой кнопке указатель мыши — он принимает вид перечеркнутого круга (), а сама кнопка окрашена в серый цвет, то есть кнопка недоступна. Для того чтобы можно было сохранить временный канал в альфа-канале, нужно сначала выделить изображение любым доступным способом. Например, это можно сделать нажатием на кнопку Load channel as selection (Загрузить содержимое канала как выделенную область) (). После этого на изображении появляется выделенная область, совпадающая с выделенной областью в Быстрой маске.

После этого кнопка Save selection as channel (Сохранить выделенную область в новом канале) () становится окрашенной в более насыщенные цвета, что означает, что эта кнопка стала доступной, а при подведении указателя мыши к этой кнопке он принимает вид раскрытой ладошки с вытянутым указательным пальцем (). Щелчок по кнопке Save selection as channel (Сохранить выделенную область в новом канале) создает новый альфа-канал с установками по умолчанию. Временный канал Быстрой маски при этом не уничтожается, так как уничтожение его произойдет автоматически после выхода из режима Quick Mask (Быстрая маска).

6.4. Сохранение и удаление каналов

Работа с каналами не однодневная и не разовая работа. Поэтому рано или поздно возникнет вопрос о сохранении файла, а вместе с ним и вопрос сохранения созданных каналов. Сохранение каналов возможно только в собственном формате приложения Adobe PhotoShop *.psd или в форматах *.TIFF и *.RAW. Сохранение изображения в других графических форматах может привести к потере таких каналов.

Примечание: без потери каналов изображение читается также в приложении Corel Painter 12 при импортировании в формат *.RIFF.

Для удаления канала необходимо выделить удаляемый канал и выполнить команду Delete Channel (Удалить канал) из меню палитры Channels (Каналы). При этом должен быть выделен только один канал. В разделе 6.2 «Создание альфа-каналов» мы уже изучали правила и порядок выделения только одного канала. Все сказанное там применимо и здесь.

Удаление канала можно произвести с помощью контекстного меню канала, которое вызывается щелчком правой клавиши мыши по имени канала. При этом не нужно заранее убирать видимость или выделение остальных каналов, так как программа понимает, о каком канале идет речь.

Удалить канал можно и с помощью кнопки Delete current channel (Удалить текущий канал) (). Здесь возможны два варианта удаления канала:

1) выделить удаляемый канал и щелкнуть по кнопке Delete current channel (Удалить текущий канал). В этом случае будет выдан запрос на подтверждение удаления канала;

2) подхватить удаляемый канал и бросить его на кнопку Delete current channel (Удалить текущий канал). В этом случае запроса на подтверждение удаление канала не будет, а канал будет удален сразу.

Так как удаление канала очень ответственное и важное дело, то, прежде чем удалить его, нужно подтвердить это в специальном диалоговом окне, если это предусмотрено правилами удаления. Если Вы подтверждаете удаление канала, то нажмите на кнопку ОК. Если Вы передумали удалять канал, то нажмите на кнопку Cancel (Отменить). Хотя удаление канала ничего еще не значит, так как до тех пор, пока Вы не сохраните файл, канал можно вернуть. Правда, при этом Вам придется пожертвовать некоторыми изменениями, которые Вы сделали в текущем файле, но которых нет в сохраненной копии этого файла.

6.5. Математическая обработка каналов

Для математической обработки каналов изображений предназначен математический аппарат приложения Adobe PhotoShop CS5.1. До сих пор мы не изучали возможности применения математического аппарата в этой программе. Но так как использование каналов упрощает изображение, то такая возможность появляется.

Действительно, что такое изображение в канале? Это пиксели, расположенные в строгом порядке по строкам и столбцам. Такое построение пикселей дает возможность использования матрицы. Каждый пиксель в этой матрице представляет собой число, описываемое в большинстве случаев 8 битами — 1 байтом. Эти числа представляют собой градации 256 значений — от 0 до 255. При этом ноль означает чистый черный цвет, а 255 представляет собой чистый белый цвет.

Для математической обработки каналов предусмотрены две команды из раздела Image (Изображение) основного меню: Apply Image (Внешний канал) и Calculations (Вычисления). Первая команда открывает диалоговое окно Apply Image (Внешний канал), вторая команда открывает диалоговое окно Calculations (Вычисления).

Обе эти команды недоступны при работе в режиме Quick Mask (Быстрая маска). Поэтому вопрос об использовании временных каналов отпадает автоматически.

Диалоговое окно Apply Image (Внешний канал) предназначено для объединения совмещенных изображений (Рис. 255). Диалоговое окно Apply Image (Внешний канал) работает как с отдельными, так и со сводными каналами, например RGB или CMYK.

 Диалоговое окно Apply Image (Внешний канал)

Рис. 255. Диалоговое окно Apply Image (Внешний канал)

В диалоговом окне Apply Image (Внешний канал) находятся следующие опции:

В раскрывающемся списке Source (Источник) представлены имена открытых изображений. Но здесь имеется одна особенность. Если Вы откроете несколько изображений и попробуете посмотреть список открытых изображений, то, скорее всего, Вы увидите всего один вариант, а именно имя того изображения, которое было активно до открытия диалогового окна Apply Image (Внешний канал). Причина этого заключается в том, что изображения попадают в список Source (Источник) только при условии, что их размеры и разрешение одинаковы. Чтобы проверить это условие выполните команду Image (Изображение) → Dublicate (Создать дубликат). Эта команда создает копию активного файла. В этом примере и размеры, и разрешение будут абсолютно одинаковыми, и в этом случае оба имени попадут в список Source (Источник).

В раскрывающемся списке Layer (Слой) следует выбрать необходимый слой для преобразований, например Layer 1 (Слой 1) или Background (Задний слой). Если используются все слои, то выбирается значение Merged (Объединенный).

Список Channel (Канал) используется для выбора канала-источника или всех каналов, если выбрать соответствующее наименование модели цвета (например, RGB или CMYK). В раскрывающемся списке Channel (Канал) имеются все каналы, имеющиеся на изображении.

Установка флажка в индикаторе Invert (Инверсия) инвертирует содержимое канала.

В строке Target (Получатель) указываются название документа получателя и его цветовая модель. Это чисто информационный параметр, и он не подлежит изменению или исправлению.

В раскрывающемся списке Blending (Наложение) выбирается вариант режима наложения пикселей для рассчитываемых каналов.

Параметр Opacity (Непрозрачность) определяет уровень непрозрачности. Уровень непрозрачности устанавливается в диапазоне от нуля до 100%.

Установка флажка в индикаторе Preserve Transparency (Сохранить прозрачность) обеспечивает сохранение прозрачных областей, если они были в исходном изображении, и осуществляет преобразования только с цветными пикселями.

Поля Scale (Масштаб) и Offset (Сдвиг) появляются только при выборе некоторых вариантов наложения пикселей, выбираемых в списке Blending (Наложение), например, режимы Add (Добавить), Subtract (Вычитание).

Параметр Scale (Масштаб) используется для затемнения цвета. Диапазон значений этого параметра от 1,000 до 2,000.

Параметр Offset (Сдвиг) используется для осветления цвета. Диапазон значений этого параметра от –255 до +255.

Если значение поля Scale (Масштаб) равно 2,000, а значение параметра Offset (Сдвиг) равно –255, то все пиксели в канале рассчитываемого изображения станут чистого черного цвета. Соответственно, если Scale (Масштаб) равно 1,000, а значение параметра Offset (Сдвиг) равно +255, то все пиксели в канале рассчитываемого изображения станут чистого белого цвета.

При установке флажка в индикаторе Mask… (Маска) открывается дополнительная панель с аналогичным наименованием.

Параметр Mask (Маска) преобразует рассчитываемый канал в виде серой маски. Опция Mask (Маска) диалогового окна позволяет импортировать в целевое изображение лишь выделенную часть изображения-источника. Раскрывающиеся списки Mask (Маска), Layer (Слой), Channel (Канал) определяют документ, слой и канал, в которых создается маска. Параметр Invert (Инверсия) инвертирует маску при установке в нем флажка.

Результат работы может быть помещен как в специально выделенный канал другого открытого документа, так и в новый документ (Рис. 256).

 Объединенное изображение

Рис. 256. Объединенное изображение

Примечание: в приложении Corel Paint Shop Pro X4 имеется аналогичная возможность обработки изображений. Достоинством этой программы является то, что не нужно предварительно обрабатывать изображения одного и того же размера. Это намного проще и понятнее. Работа по сложению изображений описана в книге: Шитов В. Н., Шитова Е. В. Новейший самоучитель графических компьютерных программ. М.: Дом Славянской книги, 2009, 950 с.

Команда Image Calculations (Изображение → Вычисления) предназначена для вычисления с использованием нескольких каналов одновременно. В этой команде можно производить самые обычные арифметические операции с пикселями каналов: сложение, вычитание, умножение и т. д.

Вычисления можно производить не только с каналами одного и того же изображения, но и с каналами, расположенными в самых разных изображениях или слоях. Диалоговое окно Calculations (Вычисления) предназначено для работы только с отдельными каналами (Рис. 257). Сводные каналы в этом диалоговом окне не обрабатываются. Это отличает данное диалоговое окно от предыдущего.

 Диалоговое окно Calculations (Вычисления)

Рис. 257. Диалоговое окно Calculations (Вычисления)

Прежде всего, следует сказать о двух панелях Source 1 (Источник 1) и Source 2 (Источник 2), в которых находятся два исходных канала. Здесь могут использоваться как каналы одного изображения, так и каналы совершенно разных изображений. К изображениям, используемым в данном диалоговом окне, применяется только требование совпадения их размеров и разрешений. Если это требование не выполняется, то применять эти изображения для совместных вычислений невозможно.

В диалоговом окне Calculations (Вычисления) находятся следующие опции.

В раскрывающихся списках Source 1 (Источник 1) и Source 2 (Источник 2) происходит выбор исходных изображений. Открытые изображения анализируются на совпадение размеров и разрешений с изображением, активным на момент открытия диалогового окна Calculations (Вычисления). Если таких изображений нет, то в этих списках всего по одному изображению. Это означает, что обработку каналов можно производить только в данном изображении.

В списках Layer (Слой) обоих источников изображения выбираются слои, участвующие в расчете. Чтобы использовать все слои, необходимо выбрать пункт Merged (Объединенный).

В списках Channel (Канал) обоих источников изображения выбираются каналы, участвующие в расчете.

Установка флажка в индикаторах Invert (Инверсия) позволяет инвертировать содержание каналов в каждом изображении.

Раскрывающийся список Blending (Наложение) предназначен для выбора одного из режимов наложения пикселей двух каналов.

В поле Opacity (Непрозрачность) определяется уровень непрозрачности.

При установке флажка в индикаторе Mask… (Маска) открывается дополнительная панель с аналогичным наименованием.

Поля Scale (Масштаб) и Offset (Сдвиг) появляются только при выборе некоторых вариантов наложения пикселей, выбираемых в списке Blending (Наложение), например режимы Add (Добавить), Subtract (Вычитание).

Параметр Scale (Масштаб) используется для затемнения цвета. Диапазон значений этого параметра от 1,000 до 2,000.

Параметр Offset (Сдвиг) используется для осветления цвета. Диапазон значений этого параметра от –255 до +255.

Если значение поля Scale (Масштаб) равно 2,000, а значение параметра Offset (Сдвиг) равно –255, то все пиксели в канале рассчитываемого изображения станут чистого черного цвета. Соответственно, если значение поля Scale (Масштаб) равно 1,000, а значение параметра Offset (Сдвиг) равно +255, то все пиксели в канале рассчитываемого изображения станут чистого белого цвета.

Установка флажка в индикаторе Mask (Маска) конвертирует используемый канал в виде серой маски. Хотя в предыдущем диалоговом окне также имеется такой же параметр, в этом диалоговом окне имеется отличие. Это отличие заключается в том, что маска применяется к первому изображению-источнику и защищает второе изображение. Таким образом, там, где маска имеет белый цвет, два источника накладываются обычным образом. Если маска имеет черный цвет, то будет видно только второе изображение-источник.

Раскрывающиеся списки Mask (Маска), Layer (Слой), Channel (Канал) определяют документ, слой и канал, в которых создается маска. Параметр Invert (Инверсия) инвертирует маску при установке в нем флажка.

В раскрывающемся списке Result (Результат) выбирается вариант сохранения вычисленного канала. В этом списке имеются три возможных значения:

  • New Document (Новый документ) — результат сохраняется в новом документе. Имя нового документа по умолчанию Untitled-1 (Без имени-1) и далее с нумерацией по возрастанию;
  • New Channel (Новый канал) — результат сохраняется в новом канале. Новый канал создается в том изображении, которое было активно на момент диалогового окна Calculations (Вычисления);
  • Selection (Выделенная область) — результат сохраняется в выделенной области.

Hilliger Media Shop
Template "butterflymeadowfree" designed by Hilliger Media (Copyright © 2011)