Хлебные крошки



04.02. Палитра Actions (Операции)

Палитра Actions (Операции) предназначена для записи, выполнения и редактирования последовательности выполнения различных операций или действий по обработке изображений (Рис. 193). Такая последовательность действий, которая имеет название и запускается одной командой, называется макрокомандой (макросом, скриптом). Прежде всего, необходимо сразу объяснить назначение этих макрокоманд. При изучении рабочих инструментов в предыдущих разделах мы уже использовали наборы кистей, создавали новые кисти, изучали кисти предыдущих состояний. Мы все время убеждались и в дальнейшем изучении убедимся еще больше, что работа в приложении Adobe PhotoShop очень часто повторяется. Практически каждый день Вы будете делать одно и то же. Чтобы сберечь Ваше время создаются макрокоманды, которые повторяют одни и те же операции шаг за шагом.

Палитра Actions (Операции) содержит набор команд в виде строк. Строки входят в группы, которые раскрываются, если щелкнуть по треугольной стрелке, направленной вправо (Бесплатный учебник Adobe Photoshop 5 автор Шитов Виктор Николаевич). Каждая команда открывает список параметров команды, если таковые имеются. Стрелка при этом меняет ориентацию и становится направленной вниз (Бесплатный учебник Adobe Photoshop 5 автор Шитов Виктор Николаевич). Открывшийся список также имеет треугольные значки, и эти значки также направлены вправо. Если по ним также щелкнуть, то все повторится, раскроется список строк, входящие в данную строку, а треугольный значок будет показывать вниз. Раскрывать таким способом можно строки на нескольких уровнях до тех пор, пока на каком-нибудь уровне в строке не будет треугольного значка. Это означает, что в эту строку уже ничего не входит. В левой колонке расположены поля, которые служат для включения или выключения отдельных команд, а рядом с ними поля для включения и отключения вывода диалоговых окон соответствующих команд.

Для изменения порядка следования строк в палитре Actions (Операции) нужно подхватить данную команду мышью, и, не отпуская, оттранспортировать в нужное место этого же окна. Чтобы Вы не забыли, какую же строку Вы перемещаете, при прохождении над ней рамка в палитре Actions (Операции) окрашивается в черный цвет. Вне этой строки рамка имеет обычный бесцветный вид. При этом перемещаться визуально будет не сама строка, а только рамка от нее. Но как только Вы отпустите рамку, то строка немедленно переместится в указанное место.

 Палитра Actions (Операции)

Рис. 193. Палитра Actions (Операции)

Внешний вид палитры Actions (Операции) зависит от варианта представления, выбранного в меню этого окна. По умолчанию окно имеет вид строк, входящих друг в друга на разных уровнях. Флажок Button Mode (Представить в виде кнопок) в этом случае сброшен. Если флажок Button Mode (Представить в виде кнопок) установить, то строки преобразуются в цветные кнопки.

Если эта палитра представлена в виде схемы вхождения, то в нижней части палитры Actions (Операции) расположены следующие кнопки:

  • Stop Playing/recording (Остановить воспроизведение/запись) (Бесплатный учебник Adobe Photoshop 5 автор Шитов Виктор Николаевич);
  • Begin recording (Начать запись) (Бесплатный учебник Adobe Photoshop 5 автор Шитов Виктор Николаевич);
  • Play selection (Выполнить активную операцию или команду) (Бесплатный учебник Adobe Photoshop 5 автор Шитов Виктор Николаевич);
  • Create new set (Создать новый набор) (Бесплатный учебник Adobe Photoshop 5 автор Шитов Виктор Николаевич);
  • Create new action (Создать новую операцию) (Бесплатный учебник Adobe Photoshop 5 автор Шитов Виктор Николаевич);
  • Delete (Удалить) (Бесплатный учебник Adobe Photoshop 5 автор Шитов Виктор Николаевич).

Если эта палитра представлена в виде кнопок, то в нижней части палитры описанных кнопок нет.

Палитра Actions (Операции) содержит меню команд, которое открывается при нажатии на кнопку (Бесплатный учебник Adobe Photoshop 5 автор Шитов Виктор Николаевич), расположенную в правой верхней части палитры, под системной полосой.

Чтобы лучше разобраться с назначением этой палитры, рассмотрим всего лишь один пример. Откройте палитру Frames (Рамки), найдите действие Wood Frame — 50 pixel (Рис. 194). Раскройте это действие, чтобы был виден визуальный эффект при выполнении этого действия. Для этого нажмите на треугольную кнопку, смотрящую вправо. После раскрытия действия треугольная кнопка будет направлена вниз. Откройте какое-нибудь изображение. Нажмите на кнопку Play selection (Выполняет активную операцию или команду). После этого каждая строка этого действия будет последовательно выполняться. При этом будет создаваться визуальный эффект, что строки при выполнении поочередно выделяется. После выполнения этого действия (или, правильнее сказать, макрокоманды), Ваше изображение будет заключено в красивую рамку. Сохраните это изображение под другим именем.

 Рамка, созданная действием Wood Frame — 50 pixel

Рис. 194. Рамка, созданная действием Wood Frame — 50 pixel

Каждое действие выполняет какую-нибудь нужную операцию, которую подготовили другие люди. Создание макрокоманды заключается в том, что во время выполнения каких-либо действий над изображением все команды записываются в некую последовательность под единым наименованием. Для каждой выполненной команды записываются применявшиеся в ней параметры. Таким образом, можно записать любую последовательность команд и в дальнейшем использовать ее, сокращая время и не напрягая память. Уже неоднократно на протяжении этой книги я говорил, что Вы будете практически ежедневно повторять одни и те же действия на протяжении многих и многих месяцев. Чтобы не повторять одну и ту же работу, создавайте макрокоманды, которые выполняют эти действия за секунды. Было бы странным, если бы Вам не была предоставлена такая же возможность, если можно создавать новые кисти, формы и т. д. Создавать собственные макрокоманды Вы можете с помощью команд меню палитры Actions (Операции).

Команды меню палитры Actions (Операции) выполняют определенные действия или открывают диалоговые окна.

Команда New Action (Новая операция) открывает диалоговое окно с таким же наименованием (Рис. 195).

В поле Name (Имя) записывается имя новой макрокоманды. В раскрывающемся списке Set (Набор) выбирается имя макрокоманды, в которую будет входить данная макрокоманда. В раскрывающемся списке Function Key (Функциональная клавиша) выбирается вариант клавиши от F2 до F12, при нажатии которой будет запускаться данная макрокоманда. При выборе любой функциональной клавиши становятся доступными параметры Shift (Смещение) и Control (Управление) — это лишь названия клавиш, нажимаемых одновременно с функциональной клавишей, зачем-то переведенные при русификации. Можно также выбрать один из семи цветов для отображения имени макрокоманды в окне из списка Color (Цвет). Нажатие на кнопку ОК фиксирует сделанные изменения в окне New Action (Новая операция), после чего точка на кнопке записи Begin recording (Начать запись) (Бесплатный учебник Adobe Photoshop 5 автор Шитов Виктор Николаевич) в палитре Actions (Операции) становится красного цвета. Если Вы передумали фиксировать сделанные изменения в этом диалоговом окне, то нажмите на кнопку Cancel (Отмена). В этом случае данная операция не будет записана в макрокоманду.

После этого можно начинать выполнение команд, которые необходимо сохранить в макрокоманде.

Диалоговое окно New Action (Новая операция) 

Рис. 195. Диалоговое окно New Action (Новая операция)

Кнопка Begin recording (Начать запись) () будет красного цвета до тех пор, пока Вы будете записывать команды в данную макрокоманду. После записи команд необходимо нажать на кнопку Stop Playing/recording (Остановить воспроизведение/запись) (). После этого кнопка Begin recording (Начать запись) станет не красного, а темно-серого цвета, что означает, что запись команд в данную макрокоманду прекращена и Вы перешли в обычный режим.

Команда New Set (Новый набор) из меню палитры создает новый набор операций. После выполнения этой команды открывается диалоговое окно с таким же наименованием. В этом окне нужно задать единственный параметр — Name (Имя) нового набора. Кнопка ОК фиксирует новое имя и закрывает данное диалоговое окно. Кнопка Cancel (Отмена) закрывает диалоговое окно без создания нового набора.

Для редактирования команд макрокоманды предусмотрена команда Duplicate (Записать повторно). Эта команда создает снимок в палитре History (История), но может редактировать и какие-то действия. Если открывается диалоговое окно New Snapshot (Новый снимок), то в нем можно записать имя снимка, которое сохраняется в палитре History (История). Это делается для того, чтобы предотвратить возможность уничтожения изображений предыдущих состояний. Всегда существует возможность того, что результат выполнения каких-либо команд, в том числе и макрокоманд, окажется не тем, которого Вы ожидали. Чтобы обезопасить себя от таких возможных неожиданностей, можно сохранить копию данного изображения перед тем, как выполнить макрокоманду. Сохранить копию можно несколькими способами, в том числе и сохранением в палитре History (История) предыдущего состояния изображения. В случае, если выполнение макрокоманды пойдет не так, всегда можно вернуться к одному из возможных состояний.

Этот способ является наиболее оптимальным потому, что в ходе работы над изображением всегда возможна ситуация, когда Вы имеете по данному изображению различные наработки. Если бы Вы сохраняли данное изображение в виде копии, то, во-первых, это привело бы к засорению рабочего диска, так как таких копий нужно создавать несколько, во-вторых, нужно позаботиться об уничтожении этих копий после окончания работы, тогда как при использовании снимков об этом заботиться не нужно.

В диалоговом окне New Snapshot (Новый снимок) определяются два параметра:

Name (Имя), в котором задается имя копии изображения в палитре History (История);

From (Из) указывает, что нужно копировать. Здесь возможны три варианта:

  1. Full Document (Весь документ) — копируется весь документ со всеми слоями в отдельности;
  2. Merged Layer (Совмещенные слои) — копируется весь документ, но слои складываются в один объединенный слой;
  3. Current Layer (Активный слой) — копируется только текущий слой, который выделен в палитре Layers (Слои).

Если макрокоманда была выполнена не так, как ожидалось, из палитры History (История) можно загрузить нужный снимок и восстановить изображение с момента, когда был сделан этот снимок.

Некоторые команды, которые нельзя записать во время исполнения макрокоманд, можно включить в список макрокоманды с помощью команды Insert Menu Item (Вставить пункт меню) из меню палитры Actions (Операции). В отличие от записи такое включение не требует выполнения непосредственной команды с заданными параметрами. Данная команда не выполняется слепо: во время выполнения макрокоманды для этой команды открывается предусмотренное ею диалоговое окно, в котором пользователь сам может задавать собственные параметры или принимать параметры по умолчанию.

Для вставки пункта меню в макрокоманду необходимо определить место вставки в существующей макрокоманде. Для этого необходимо выделить имя макрокоманды в списке макрокоманд палитры Actions (Операции), после чего выполнить команду Insert Menu Item (Вставить пункт меню), которая выведет на экран одноименное диалоговое окно, а затем открыть и выделить команду, после которой будет осуществлена вставка новой команды. Выполняемые команды меню будут отражаться в диалоговом окне Insert Menu Item (Вставить пункт меню). После нажатия на кнопку ОК в списке макрокоманды появляется новая команда.

Чтобы это было более понятно, приведем пример. На рисунке (Рис. 196) после выполнения команды Insert Menu Item (Вставить пункт меню) в основном меню приложения Adobe PhotoShop CS5.1 был открыт раздел меню Image (Изображение), в котором находится субменю Adjustments (Коррекция). В субменю Adjustments (Коррекция) была выбрана команда Brightness/Contrast (Яркость/Контрастность). Именно команда Adjustments: Brightness/Contrast (Коррекция: Яркость/Контрастность) и отражена на прилагаемой картинке. В данной команде не производится вывод диалогового окна.

После этого можно нажать на кнопку ОК в диалоговом окне Insert Menu Item (Вставить пункт меню).

Если бы Вы выполнили команду Layer (Слой) → New (Новый), то будет выведено диалоговое окно, в котором потребуется задать все определяемые им параметры.

Диалоговое окно Insert Menu Item (Вставить пункт меню) 

Рис. 196. Диалоговое окно Insert Menu Item (Вставить пункт меню)

Во время выполнения макрокоманды может возникнуть необходимость прервать действие на какое-то время, для того чтобы осуществить манипуляции, которое невозможно записать, например, подсказки пользователю. В этом случае необходимо вставить команду Insert Stop (Вставить остановку). После выполнения этой команды открывается диалоговое окно Record Stop (Остановить запись) (Рис. 197). В этом диалоговом окне необходимо записать текст в поле Message (Сообщение). В этом поле записываются причины остановки и краткое содержание дальнейших действий. Сообщение записывается для того, чтобы затем самому не забыть причину этой остановки. Чтобы прочитать это сообщение нужно позаботиться об этом заранее — установить флажок в индикаторе Allow Continue (Разрешить продолжение).

В индикаторе Allow Continue (Разрешить продолжение) флажок устанавливается для открытия диалогового окна Message (Сообщение) при работе с макрокомандой. В диалоговом окне Message (Сообщение) всего две кнопки: Continue (Продолжить) и Stop (Стоп). Если флажок не устанавливать, то в диалоговом окне будет только кнопка Stop (Стоп).

Диалоговое окно Record Stop (Остановить запись) 

Рис. 197. Диалоговое окно Record Stop (Остановить запись)

При нажатии на кнопку Continue (Продолжить) выполнение макрокоманды будет продолжено (Рис. 198). При нажатии на кнопку Stop (Стоп) выполнение макрокоманды будет отложено. Для продолжения макрокоманды в этом случае нужно выделить строку Stop (Стоп) в палитре Actions (Операции) и нажать на кнопку Play selection (Выполнить активную операцию или команду) () для воспроизведения макрокоманды с этой точки остановки.

 Запрос на продолжение работы после паузы

Рис. 198. Запрос на продолжение работы после паузы

Любая макрокоманда представляет собой набор команд. При создании макрокоманды вполне вероятно может получиться ситуация, что результат выполнения макрокоманды идет не так, как Вы ожидали. Имеются в виду макрокоманды, созданные лично Вами или Вашими многочисленными учениками и потомками. Вам наверняка захочется выяснить причину такого несоответствия. В этом случае нужно выполнить команду Playback Options (Режим выполнения). После выполнения этой команды открывается диалоговое окно Playback Options (Режим выполнения) (Рис. 199). В этом диалоговом окне можно определить скорость выполнения макрокоманды.

Скорость выполнения макрокоманды определяется положением переключателя Performance (Исполнение).

Переключатель Accelerated (Быстрое), включенный по умолчанию, обеспечивает нормальную скорость, которая вполне приемлема для правильно работающей макропрограммы.

Переключатель Step by Step (Пошаговое) обеспечивает выполнение макрокоманды по шагам с пошаговой прорисовкой изображения после каждой отдельно выполненной команды. Этот режим требует от пользователя большого внимания для фиксации неверных действий в отдельных командах макрокоманды.

Переключатель Pause For ... seconds (С остановками на ... секунд) разрешает пользователю определить время задержки в секундах между выполнением команд. Этот вариант предпочтительнее при сложных ошибках и при обучении созданию макрокоманд.

 Диалоговое окно Playback Options (Режим выполнения)

Рис. 199. Диалоговое окно Playback Options (Режим выполнения)

Для закрепления теории рассмотрим практический пример. В этом примере мы создадим простейшую макрокоманду:

Создайте новое изображение размером 250 на 250 пикселей с режимом RGB.

Откройте меню палитры Actions (Операции) и выполните команду New Action (Новый набор). Примите имя по умолчанию Action 1 (Набор 1). Раскройте эту вновь созданную строку и выполните команду меню New Action (Новая операция). Задайте имя этой макрокоманде New List1. Выберите в списке Set (Набор) имя набора Default Actions (Действие по умолчанию). Нажмите на кнопку ОК.

Выберите инструмент Brush (Кисть) (). В палитре кистей Special Effect Brushes найдите кисть Scattered Roses размером 48 пунктов (из библиотеки Special Effect Brushes). Это кисть в форме розы. Выберите в качестве основного цвета розовый цвет. Нанесите один штрих кистью по поверхности изображения. Выберите в качестве основного цвета красный цвет. Нанесите один штрих кистью по поверхности изображения.

Выполните команду Select (Выделение) → All (Все).

Запустите фильтр Lighting Effects (Эффекты освещения), который находится в разделе фильтров Render (Рендеринг). В списке Texture Channel выберите канал Green (Зеленый). Мы выбрали его потому, что он дает наибольший рельеф роз на изображении. Каналы Red (Красный) и Blue (Синий) создают не такой эффектный рельеф. Вы можете выбрать другие каналы, если они кажутся Вам более подходящими для вашего изображения. Нажмите на кнопку ОК для закрытия фильтра. Выполните команду меню Insert Stop (Вставить остановку) палитры Actions (Операции). В открывшемся диалоговом окне Record Stop (Остановить запись) напишите текст сообщения. Например, можете взять сообщение, которое мы использовали в рассмотренном примере этого же раздела. В палитре Actions (Операции) выполните команду Stop Recording (Завершить запись) для завершения записи команд в макрокоманду New List1.

Создайте новое изображение командой File (Файл) → New (Новый) размером 250 на 250 пикселей с режимом RGB. Выберите в качестве инструмента опять Brush (Кисть) (). Форму инструмента Brush (Кисть) мы теперь изменим для того чтобы Вы лучше поняли, что мы создаем не точную копию ранее созданного, а копию принципа действия, которая может быть применима к широкому кругу новых исходных данных. Итак, выберите в качестве формы кисти Azalea, которая имеет форму цветка. Нарисуйте немного цветов любым цветом на новом изображении. Мы выбрали не только другой образец кисти, но и наши рисунки не могут совпадать в принципе — число роз в первом случае и число цветов во втором случае могут различаться. Или, например, розы в первом случае мы рисовали в одном месте, а цветы совсем в другом. Для макрокоманды это совершенно неважно. Важно лишь то, что к рисунку во втором случае будут применимы методы обработки из созданной и сохраненной ранее макрокоманды.

Выделите в палитре Actions (Операции) макрокоманду New List1 и нажмите в этой же палитре на кнопку Play selection (Выполняет активную операцию или команду). Нарисованные цветы будут созданы опять рельефными, так же как и розы в исходном изображении. После этого будет открыто диалоговое окно Message (Сообщение), в котором Вам будет предложено залить выделенную область каким-нибудь цветом.

В нашем примере мы использовали лишь фильтр Lighting Effects (Эффекты освещения) с зеленым каналом. Но нам ничто не мешает создать несколько команд и таким образом усложнить нашу макрокоманду.

Исходное изображение и результат применения макрокоманды 

Рис. 200. Исходное изображение и результат применения макрокоманды

На рисунке (Рис. 200) приведены два изображения: на основе левого изображения создавалась макрокоманда для получения рельефного изображения. Правое изображение было получено на основе готовой макрокоманды. Как видно из этого примера, программе все равно, что находится на изображении — цветы, снежинки или кленовые листья. Она находит на изображении цветные пиксели, отличающиеся от фона, и к ним применяет световые эффекты, создавая тем самым рельефную поверхность. Обратите внимание на освещение и тени на обоих изображениях: они создаются по одному и тому же принципу. Несмотря на то, что ни одно изображение мы не заливали, на обоих была организована заливка в результате действия фильтра Lighting Effects (Эффекты освещения).


Hilliger Media Shop
Template "butterflymeadowfree" designed by Hilliger Media (Copyright © 2011)